Пояса затянуть готовы?

Оценить
Людей готовят к повышению подоходного налога и сборов в розничной торговле

Подоходный налог каждый работающий должен платить сам. Голосовать за президента должны только те, кто платит НДФЛ. Пенсионеры, военные и отбывающие тюремное наказание выбирать курс развития страны, по моему мнению, не могут. И тогда мы не будем кусать локти после выборов президента.

Президентская задача она такая

На минувшей неделе нагнетались страхи о том, что скоро, совсем скоро, буквально завтра, НДФЛ будет повышен с 13 до 15 процентов. Особого парку поддал зампред российского правительства Аркадий Дворкович, заявивший, что «13% ничем не отличается от 14% и 15%, это просто одно из возможных чисел». И что он не думает, «что разница между 13% и 15% такова, чтобы люди побежали сразу в другие юрисдикции». «Если сам Дворкович об этом говорит, значит, всё уже решено окончательно!» – охнули одни эксперты. «Тестируют реакцию населения», – успокаивали другие.

Одновременно на официальном сайте правительства появилась стенограмма открытой части совещания по экономическим вопросам. Дмитрий Медведев говорит там общие, но важные слова. Что всё вроде хорошо. Налогов в консолидированный бюджет страны собрали на 20% больше в сравнении с 2016 годом. И можно было бы жить, не горевать, наслаждаясь стабильностью, но президент поставил новые задачи, на которые требуется собирать больше денег.

Те, кто верит Владимиру Путину, могут успокоиться его пятничным обещанием в будущем «действовать открыто», объясняя людям, почему правительство поступает именно так, а не иначе, каких целей оно хочет достичь. Эти люди найдут чем себя успокоить, и когда президент в очередной раз не сдержит своё обещание. Остальным предлагаю уже сейчас начать разбирать тревожные сигналы по полочкам.

С уверенностью заявляю, что сократить в два раза чиновников, отменить особые пенсии государевым людям и раскулачить 96 российских долларовых миллиардеров для того, чтобы с этого начать бурный экономический рост, не предлагают ни нынешний премьер российского правительства, ни тот, что уже несколько лет сидит на скамейке запасных.

Жаль, что президент не принц

Про повышение НДФЛ говорилось и год назад. И скорее всего, оно неизбежно. Вопрос только в деталях. Могут поднять этот налог до 15% всем, сохранив плоскую шкалу. Могут освободить от этого налога низкооплачиваемых работников, а остальным всё-таки повысить до 15%. Есть и более справедливое предложение – сделать НДФЛ двухступенчатым, когда для большинства населения останется действующая ставка, а с годового дохода выше 24 млн рублей будут удерживать 18 процентов.

Последнее предложение, оформленное как законодательная инициатива, уже поступило в Государственную думу. Но шансов стать законом у неё меньше всего. Хотя бы потому, что в этом случае новое налоговое бремя затронет в первую очередь российскую элиту. Сама она ещё не дозрела до того, чтобы перераспределять свои кровные в пользу нищих и убогих. А президент наш всё-таки не саудовский принц, который для того, чтобы получить на реализацию своих задумок по улучшению жизни в государстве большие деньги, не побоялся арестовать собственных братьев. И выжал из них 100 млрд неправедно нажитых долларов.

Так что, скорее всего, назначат у нас 15 процентов с заработанного – всем. И неважно, что глава Роснефти получает минимум 600 млн рублей в год, а каждый седьмой или даже четвёртый житель России обходится годовым доходом в 100 тысяч рублей. Потому что все граждане нашей страны обязаны быть одинаковыми патриотами.

Пояса затянуть готовы?

Повезло тем, у кого серая зарплата

Засада в том, что одинаковыми патриотами, отдающими уже по 15% на пользу государства, все жители страны всё равно не будут. Хотя бы потому, что НДФЛ с пенсии пока не берут (хотя задумки на этот счёт есть). Но в основном из-за того, что 15% уменьшат доход только у тех, кто получает «белую» зарплату.

Вот возьмём для примера среднюю зарплату по Саратовской области. Она составляет 23,5 тысячи рублей. Подоходный налог в 13% оставляет человеку на руки 20,5 тысячи, а налог в 15% – уже поменьше 20 тысяч рублей. Это значит, что годовой бюджет среднестатистического законопослушного саратовца уменьшается из-за изменения НДФЛ минимум на 6 тысяч рублей. Мелочь, наверное. Но неприятная. И не надо думать, что среднестатистический работодатель найдёт на уплату этих лишних процентов дополнительные средства «из своих». Не найдёт. Фонды зарплат утверждены. И в текущем не слишком сладком экономическом времени работодателю плановые бы цифры выдержать.


[кстати сказать]

К получению триллиона приготовились

Ожидается, что шесть сборов, которые сейчас собирают с предприятий разные ведомства, до конца года будут включены в Налоговый кодекс. Речь идет о деньгах в систему «Платон», платежах операторов связи, плате за негативное влияние на окружающую среду, а также утилизационном, экологическом и курортном сборах.

Авторы идеи считают, что перевод сборов под администрирование ФНС повысит платежную дисциплину. Она оставляет желать лучшего. В прошлом году из 6,5 млрд плановых рублей экологического сбора удалось собрать менее четверти. Общая сумма поступлений по шести сборам составила в 2017 году 255 млрд рублей. После того как их сбор закрепят за налоговым органом, предполагается увеличение этой суммы в три раза. Этому будут способствовать уголовная ответственность за неуплату, лёгкость блокировки счетов, уголовное преследование и взыскание задолженности с учредителей.

Как обеднеем на пользу стране

Институт социального анализа и прогнозирования РАНХ в своём мониторинге социально-экономического положения и самочувствия россиян приводит страшные цифры. Почти 25% граждан нашей страны оценили своё материальное положение в конце 2017 года как плохое и очень плохое. Через год эта цифра наверняка вырастет. И не только из-за повышения подоходного налога.

В пакете с новыми процентами НДФЛ обсуждается повышение НДС. Это только кажется, что этот налог не имеет отношения к обывателям. На самом деле этот платеж в каждом чеке, с которым человек выходит из магазина. Сейчас НДС составляет 18%, но в сладких планах правительства – поднять его до 22% даже для тех товаров, что сегодня облагаются по льготной 10-процентной ставке. Теперь возьмём среднестатистическую саратовскую семью из четырех человек, которая тратит на привычный набор товаров и услуг 30 тысяч рублей в месяц. Обложим эти 30 тысяч дополнительными 4%. Получится 1200 рублей. 14 тысяч в год. На такую сумму придётся ограничить себя в покупках, чтобы не выйти из привычного бюджета.

Льготной ставкой НДС в 10% сегодня облагаются некоторые продукты питания, детские товары, учебники и медицинские препараты. В правительстве подсчитали, что если льготу отменить, в бюджет дополнительно поступит 600 млрд рублей.

Про минимум из 6 тысяч рублей, что человек со средней зарплатой не получит из-за возможного повышения НДФЛ, помните? А в нашей среднестатистической семье два работающих человека. Это значит, 12 тысяч минус. Складываем вместе с новым НДС и получаем 26 тысяч рублей в год минусом. Если и сейчас не почувствовали себя обкраденным, то готовьтесь ещё к одному сюрпризу.

Кстати, в новом тарифе Саравводоканала в 24 рубля 38 копеек 2 рубля 38 копеек приходится на НДС.

Региональным бюджетам тоже надо помочь

Уже год разговор о повышении НДФЛ в российском правительстве сопровождается припевом о том, что этот налог, который сейчас делится только между региональным и муниципальным бюджетом, хорошо бы расщепить, передавая в пользу федерального бюджета 7–8%. Если это случится, то региональные и местные бюджеты почувствуют нехватку поступлений в свои доходы. «Ничего страшного», – говорят умные головы в федеральном центре, обещая ввести налог с продаж, который полностью останется в региональном бюджете. Он ведь ещё более собираемый, чем НДФЛ. Потому что вписывается в каждую покупку в розничной торговле.

Этот налог в России существовал пять лет, с 1998 года. Тогда его ввели, объясняя трудностями из-за дефолта. К 2004 году отменили. Сейчас вот вновь с большой вероятностью вернут. Чем объяснить – найти легче лёгкого. Необходимостью развивать Крым или делать новые ракеты для угрозы всем нашим врагам. А чтобы не было плохих ассоциаций с дефолтными временами, назвать его можно не налогом с продаж, а просто – торговым сбором.

В 1998 году большинство регионов сделали этот побор равным 5% от покупки. Где там наши расчётные 30 тысяч рублей, с которыми среднестатистическая семья ходит ежемесячно в магазин? Несложные вычисления – и ещё 1,5 тысячи от семейного бюджета отняли в пользу государства. Они превратятся в 18 тысяч рублей в год. Прибавляем их к 26 тысячам уже подсчитанного урона из-за повышения НДФЛ и НДС. Получаем 44 тысячи рублей или 3600 в месяц. Ощутимо снизилась реальная покупательская способность у среднестатистической саратовской семьи?

«У будущего правительства будет лишь два года на то, чтобы реализовывать повестку изменений. Даже не окно возможностей, а форточка. За эти два года надо делать всё то, что откладывали на протяжении последних лет из-за грядущих выборов и под разными отговорками и мифами, главный из которых – «эти меры непопулярны». Алексей Кудрин

Патриотическая причина умереть

«В ближайшие годы мы будем переживать серьёзный экономический рост», – заявил на днях первый зампред российского правительства Игорь Шувалов. Тот самый, собачки корги которого летают на отдельном самолёте, и тот, что предложил поднять заработную плату министров российского правительства до уровня денежного вознаграждения руководителей госкорпораций. Но не все в правительстве такие оптимисты.

Например, Минтруд озаботился «портретом» типичной бедной семьи. Региональным властям предписали составить его до 1 июля. Что потом будут делать с этими семьями, никто не знает. Но вроде где-то проскочила информация, что для таких семей учредят одну особую субсидию на бедность. А все остальные выплаты, что получают сегодня нуждающиеся от государства, отменят. Такой целевой подход поможет выполнить поставленную президентом Путиным задачу – снизить уровень бедности в два раза.

Как ни цинично это звучит, но «сократить вдвое число людей, живущих за чертой бедности», можно и более простым способом – ничего не делая. Просто дождаться, чтобы эти бедные, недоедающие люди умерли. Хотя несколько законов в пользу такого второго пути не помешают. Вот тут недавно вице-мэр Москвы ляпнул, что рак на последней, запущенной стадии нужно лечить за счет больного. Потом, правда, эту пугающую новость агентство Интерфакс сильно смягчило.

«Мы все патриоты своей страны, и у нас одна, общая забота – судьба России, её процветание», – Владимир Путин.

Пояса затянуть готовы?