Неожиданные связи. Для своих

Оценить
Музейные, оперные и поэтические дела города

Раз на раз не приходится: в сфере культуры либо плотные на события недели получаются, либо совсем наоборот. Иногда впечатление обманывает: в начале недели казалось, что ничего интересного не произойдет. И уж тем более ничто не предвещало, что самое интересное событие будет там, где формат мероприятия это не предполагал.

Знакомство с Укеком

В последние годы золотоордынский город Укек окончательно укрепился в информационном пространстве города, а фестиваль «Один день из жизни средневекового города» успешно собирает тысячи саратовцев, желающих на один день погрузиться в историю этого места. Не заканчивается работа и после фестиваля: в минувший вторник в областной библиотеке для детей и юношества имени Пушкина открылась выставка «Золотоордынский город Укек». Слово «выставка», если называть вещи своими именами, звучит довольно громко: в одном из залов просто установили тематические стенды с информацией, хотя несколько археологических материалов всё же было представлено.

В духе камерной выставки было и открытие, на котором старший научный сотрудник музея краеведения Анна Кашникова рассказывала о средневековом городе студентам кулинарного техникума (почему именно они оказались гостями – непонятно).

Для тех, кто хорошо знаком с историей Укека, повествование Кашниковой новостью не стало. Зато студенты смогли узнать, что Увек и Укек – не одно и тоже (Увек – название современного района Саратова, Укек – города, который был на месте этого района) и что на данный момент раскопан всего один процент его территории. Сложность заключается в том, что центральная часть Укека ныне находится под водой, а раскопки в доступной зоне осложняются наличием жилого сектора. Поэтому, признается Анна, как город выглядел на самом деле, мы можем только догадываться.

Десять в музее, не считая кошки

За музей Борисова-Мусатова обидно – о его существовании все неравнодушные к культуре люди знают, но, видимо, расположение заведения и оторванность от туристических маршрутов играют плохую роль. Побывав в минувшую среду на презентации новых материалов из архива дочери художника Марианны Борисовой-Мусатовой, зритель убедился бы, что оказался в окружении десятка музейных работников и местной кошки. Справедливости ради, заявленная тема тоже не звучала притягательно для массового зрителя. А жаль, потому что мероприятие оказалось чрезвычайно интересным.

Марианна Викторовна долгое время оставалась почти неизвестной фигурой, пока её крестник не передал в архив музея папки с документами. Тогда и выяснилось, что она дружила с Ираидой Фоминой – советским графиком, автором знаменитой синей обложки для банок со сгущенкой. Кроме того, дочь художника была замужем за Сергеем Тройницким – одним из первых музееведов страны и директором Эрмитажа. Слава Тройницкого неоднозначна: несмотря на то, что он помогал спасать некоторые артефакты, он также активно участвовал в процессе продажи картин. Пострадал от этих действий и музей Радищева, у которого в 1930 году отобрали целую группу работ зарубежных классиков, в том числе Дюрера и Фрагонара, вернув только через 35 лет лишь один признанный «нерентабельным для реализации» «Замок Пьерфон» Камиля Коро. Остальные картины либо были проданы на аукционах в Лейпциге и Вене, либо осели в Эрмитаже.

Впрочем, фигура Борисовой-Мусатовой интересна не только фактом связи с этими людьми. Марианна Викторовна также была художницей и иллюстратором. Её руке принадлежит обложка резонансных «Тарусских страниц», в которых дебютировал Булат Окуджава и неожиданно была вновь опубликована Марина Цветаева. Удивительно, но, будучи современницей Сталина, Борисова-Мусатова умудрялась избегать соцреализма и работала в техниках, явно расходившихся с культурной политикой партии.

Всё это красочно и без лишних деталей рассказала старший научный сотрудник музея Елена Платонова, которая немногим позже познакомила собравшихся с живописными работами Марианны Викторовны. Во многих её картинах явно чувствуется влияние отца, и это тот случай, когда подобное сравнение – комплимент, а не обвинение во вторичности.

Опера и анонсы

Среди других событий, которые можно выделить на этой неделе, – показ спектакля «Тоска» в рамках проводящегося в театре оперы и балета проекта «Звезды российской оперы на саратовской сцене». В ходе этого проекта в некоторых репертуарных спектаклях театра принимают участие приглашенные звезды. В «Тоске» ведущие роли в этот раз достались солистам Московского Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, лауреатам международных конкурсов Наталье Мурадымовой (Флория Тоска) и Алексею Шишляеву (Барон Скарпиа). Не считая этого, в остальном это была привычная постановка «Тоски» в театре. Зал с большим теплом принял приглашенных вокалистов, а во втором действии обладательница роскошного сопрано Мурадымова во время исполнения арии сорвала овации зрителей.

Кстати, на этой же неделе театр выложил программу грядущего, 31-го Собиновского фестиваля, который пройдет с 22 мая по 6 июня. Главной темой этого года станут «Литературные шедевры в русской музыке». Неудивительно, что одним из пунктов программы будет «Музыкально-поэтическая гостиная» с участием московских авторов. На следующий же день после открытия театр представит премьеру балета «Вешние воды», подготовленного специально к 200-летию Ивана Тургенева.

Также начал анонсировать свои мероприятия поэтический фестиваль «Центр весны». Уже известно, что 13 апреля пройдет презентация книжного проекта «Жестикуляция» челябинского издателя Марины Волковой. Интервью с ней можно прочитать в № 13 (382) нашей газеты от 19 апреля 2016 года.