План выполнен на 0,16%

Оценить
О результатах продажи областного имущества за 2017 год

Не любит областная власть продавать имущество. А может, не умеет или считает, что не царское это дело – стучать аукционным молоточком. Но в таком случае объекты в ежегодный приватизационный план правительства попадают не ради получения реальных денег, а для того, чтобы виртуальными плановыми рублями закрыть появляющиеся «дырки» в доходах областного бюджета.

В пользу этой версии говорит хотя бы то, что наиболее дорогостоящие комплексы недвижимости и пакеты акций попадают в план приватизации через несколько месяцев после того, как он подписан и свёрстан. Например, Поволжскую газотранспортную компанию решили продать в конце мая 2017 года. Без малого за миллиард рублей. Хозяйство этой госкомпании – 2 тысячи километров газопроводов. В собственность правительства Саратовской области они попали в ходе оформления формально бесхозного имущества. То есть на самом деле по всем этим трубам газ шёл, не останавливаясь, но случись что с ними, спросить за это было не с кого.

В 2004 году правительство области подумало, что это никуда не годится. Нужно трубы оформить на себя, а за транзит газа по ним брать с газпромовских структур арендную плату. На оформление, что растянулось на несколько лет, потратили около 200 миллионов рублей. Арендная плата от Саратовгаза составляет сегодня около 20 млн рублей за год.

– Ну и куда уходит эта плата? – поинтересовался депутат Саратовской областной думы Леонид Писной.

– На расходы компании, – ответил ему министр инвестиционной политики и имущественных отношений Саратовской области Олег Галкин.

Разблюдовку по расходам члены бюджетного комитета Саратовской областной думы у министра не попросили. Потому что на своём заседании в минувший четверг им от Галкина нужно было получить другой ответ: почему всё-таки газотранспортную компанию никто не купил?

– Может, изначально была завышена сумма? – спросили, допуская, что миллиард рублей это не хухры-мухры.

Олег Галкин как мог подробно и осторожно пояснял, что продажная цена была предварительно согласована с будущим покупателем – структурой, входящей в состав Газпрома. «Но потом изменилась политика в отношении подобных газотранспортных активов», и покупатели передумали подавать заявку на аукцион. Из ответов Галкина стало понятно, что и в нашем, и в других регионах раньше практиковался фактически обмен таких активов регионов на их задолженность перед газовиками. Но с прошлого года эта схема не используется. При этом газопроводы, официально остающиеся в собственности области, стареют.

Олег Галкин заверил депутатов, что их и ремонтируют «в том числе и за счет арендной платы». Но депутатам такой иждивенческий подход структуры, которая гонит коммерческий газ по государственным трубам, как-то не очень понравился. В их представлении арендная плата должна учитывать тарифы за транзит, в которые надо вкладывать фактические затраты на содержание газопроводов. «И сразу возникнет мотивация у газовиков, чтобы их забрать», – убеждён Леонид Писной. Но ему ответили, что у правительства Саратовской области другие планы. По словам Галкина, Поволжская газотранспортная компания скоро может превратиться в другую структуру и сменит название. И при этом останется в региональной собственности.

Председателю бюджетного комитета Владимиру Капкаеву туманно изложенные задумки правительства не понравились. Он сказал, что лучше подумать, кому и как всё-таки пристроить газовые сети. Ведь если по справедливости говорить, несколько лет от этих сетей саратовские власти отодвигали потенциальных покупателей. И в память об этом с Газпромом всё же лучше проблему «порешать».

Ну а пока депутат Зинаида Самсонова жестко оценила результат работы регионального правительства по приватизации 2017 года как «нулевой». Потому что план исполнен на 0,16%.