Как будто завтра не наступит

Оценить
Как будто завтра не наступит
Россияне начали позитивно относиться к имеющемуся уровню дохода и стали тратить то, что есть

В прошлом, 2017 году россияне не только беднели, но и активно тратили деньги, которых у них, судя по статистике, нет. Это парадоксальное явление констатирует Минэкономразвития РФ в своём февральском отчёте об экономической картине. По данным Росстата, продажи легковых автомобилей выросли за год почти на 12 процентов после падения на 11 процентов в 2016 году. На треть выросли международные пассажирские авиаперевозки, а внутренние – на 10 процентов. Ещё, по данным статистики, граждане России активно тратились на прочие удовольствия: в общепите (+2,5%), на туристические поездки за границу (+30,4%), закупали товары в зарубежных интернет-магазинах (рост больше чем в 2 раза по сравнению с 2016 годом). Причём тратились, как убеждает федеральный минэк, с хорошим настроением и уверенностью в завтрашнем дне.

Разбогатели или смирились?

«Население в основном положительно оценивает изменение своего материального положения за прошлый год, и всё большая доля респондентов ожидает продолжения этих тенденций в следующем году», – заявляет Минэкономразвития и делает вывод, что «рост потребительской уверенности в сочетании с увеличением реальных заработных плат создает основу для дальнейшего расширения потребительского спроса в ближайшие месяцы».

Аналитики Института социальной политики Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) в свою очередь считают, что рост розничного товарооборота на 1,2%, зафиксированный в 2017 году, объясняется не тем, что россияне начали богатеть, а тем, что свыклись со своей бедностью.

В опубликованных 7 марта результатах годового мониторинга финансового положения населения России отмечается, что в 2017 году россияне покупали товары и услуги даже активней, чем в докризисный 2013 год. В структуре расходов населения доля покупок товаров и услуг составила 72,5 процента. Это на 1,4 процента больше, чем в 2016 году, и на 1,1 процента больше, чем в 2013-м. Однако опросы, проведенные среди населения, показывают, что причина потребительской активности не в росте зарплат (годовой прирост 3,4%), как это видится федеральному правительству, а в невозможности и дальше отказываться от необходимых расходов. Люди просто перестали экономить на всём и откладывать на «чёрный день» всё до копейки.

Более того, экономисты изучили структуру доходов россиян в прошлом году и обнаружили, что зарплаты, которые росли, кстати, в основном у бюджетников, занимают в ней не самое заметное место. «На увеличение доходов населения в течение 2017 года работали только социальные трансферты (прежде всего и в основном – пенсии), в то время как динамика всех остальных компонент – заработной платы, доходов от собственности и предпринимательской деятельности – способствовала их снижению», – говорится в годовом отчете Института социальной политики ВШЭ.

Ни в чем себе не отказывали

В Росстате тоже осторожно советуют не делать поспешных выводов об улучшении материального положения населения по таким показателям, как рост зарплат, легкое оживление потребительской активности или увеличение показателей розничного товарооборота. По словам директора Научно-исследовательского института статистики Росстата Олега Рыбака, в торговле существует обширная система перекупщиков, которые «накидывают» свой процент к стоимости товара, тем самым повышая и величину розничного товарооборота (РГ, март 2018 г.). Более говорящим показателем, по его словам, были бы данные о расходах граждан.

Статистика говорит, что активней всего в прошлом году россияне тратились на непродовольственные товары.

Прирост оборота здесь составил почти 2 процента после падения на 4,2 процента годом ранее. Чуть больше обычного люди начали тратить и на еду. Прирост в обороте продуктов питания составил 0,5 процента после падения на 5 процентов в 2016 году. Федеральное министерство сельского хозяйства даже отследило, что в прошлом году россияне стали есть больше мяса (на 500 граммов на человека в год), рыбы (на 300 г), хлеба и макаронных изделий (на 2 кг), сахара (на 400 г). Ведомство отмечает, что будничный рацион россиян уже ничем не отличается от праздничного. Люди не жалеют денег на пирожные, торты, колбасы и рыбные деликатесы. Но почему-то экономят на овощах – их потребление в прошлом году снизилось, и в ведомстве решили, что это из-за растущих цен.

Рост оборота платных услуг, который в числе прочих показателей воодушевляет российское правительство и воспринимается там как свидетельство улучшения благосостояния населения, составил всего 0,2 процента по сравнению с 2016 годом. При этом эксперты Высшей школы экономики связывают его с графиком повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги. В позапрошлом году в обороте платных услуг тоже прирастало, и тоже незначительно – на 0,7 процента. По той же самой причине.

Но как бы ни радовали чиновников нынешние скромные показатели потребительской активности, до докризисных значений им еще далеко. Если сравнивать с 2014 годом, то сегодня розничный товарооборот на 16 процентов ниже. Отставание фиксируется и по отдельно взятым непродовольственным товарам (на 19%), и по продовольственным (на 12%). На 6% сегодняшние показатели оборота общепита отстают от показателей четырехлетней давности, на 1,7% – в обороте платных услуг.

На самое необходимое и еще немножко

Согласно исследованиям ВЦИОМ, на крупные покупки в России решается в лучшем случае десятая часть населения. Самым популярным приобретением на протяжении нескольких лет в России является мобильный телефон. Причем число покупателей растет года от года: если в 2013 году его купили 14% населения, то в 2017 году – уже 26%. Автомобиль в России, по данным ВЦИОМ, покупает каждый десятый (11% в 2017г., 6% в 2015 г.). Еще по 10% тех, кто в прошлом году купил телевизор и сделал ремонт в квартире. На путешествия потратились 9% наших сограждан (против 5% в 2016 году и 6% в 2013 г.). Столько же россиян решили вложиться в образование – свое или детей (по 4% в предыдущие годы). В остальном существенных различий между 2017 и 2015 годами по потребительскому поведению социологами не фиксируется.

Траты россиян в 2017 году по данным ВЦИОМ (показатели в%)

  Приобрели в 2013 г. Приобрели в 2015 г. Приобрели в 2017 г.
Мобильный телефон, смартфон 14 17 26
Автомобиль 5 6 11
Ремонт в квартире 11 9 10
Телевизор, домашний кинотеатр 8 9 10
Путевка в турпоездку 6 5 9
Плата за обучение (свое или детей) 4 4 9
Стиральная машина 6 5 7
Мебель 4 6 6
Бытовая техника 4 6 6
Компьютер, ноутбук, планшет 7 9 6
Квартира, дом 2 3 5
Абонемент в фитнес-клуб 2 2 5
Предметы роскоши (ювелирные изделия, антиквариат) 3 4 5
Полис добровольного медицинского страхования 2 2 5
Земельный участок 1 1 2
Дача, загородный дом 0 1 1
Гараж, парковочное место 1 1 1
Спортивный тренажер 1 1 1
Акции, облигации, пай в инвестиционном фонде и другие ценные бумаги 1 0 1
Долю в строящемся доме* 0 - 1
Не приобретал ничего из перечисленного 39 43 35

Богатые тоже плачут

Эксперты Высшей школы экономики в своих исследованиях отмечают, что в прошлом году свое потребление сокращали как обеспеченные граждане, чьи доходы падали более ускоренными темпами, так и малообеспеченные.

Расходы на домашнее питание сократились на 0,2–0,6% и у бедных, и у богатых россиян. Траты на одежду и обувь, услуги ЖКХ и топливо, а также предметы домашнего обихода, бытовую технику и уход за домом у бедных в прошлом году росли (на 3,5%, 1,6% и 0,5%), а вот у богатых, наоборот – сокращались (на 6, 4 и 10% соответственно). Расходы на здравоохранение продолжали снижаться в обеих группах (на 1,7 и 14,9% соответственно). Расходы на образование сокращались и у бедных (на 4,4%), и у богатых (на 6,6%).

Аналитики констатируют и изменения настроений населения по поводу своего финансового состояния. Несмотря на то, что, по данным Росстата, больше половины населения (54,5%) зарабатывает меньше 25 тысяч рублей в месяц, треть россиян – меньше 15 тысяч, а каждый десятый – не больше 9 тысяч рублей, подавляющее большинство считают свой уровень жизни «средним» (исследование РАНХиГС). Доля тех, кто называет свое материальное положение «плохим или очень плохим», за год упала до 25%, тогда как год назад превышала 30-процентный уровень.

Примерно те же результаты показывает и исследование Института социальной политики НИУ ВШЭ: бедными и крайне бедными в 2017 году себя считали порядка 20–23 процентов населения. А вот доля тех, кто стал оценивать своё материальное положение как «хорошее и очень хорошее», за год увеличилась до 16 процентов против 11 процентов годом ранее. Аналитики объяснили прирост «оптимистов» восстановлением доходов отдельных групп населения и снижением потребительских запросов у тех, чьи доходы не росли. «Не ожидая позитивных изменений в будущем, опасаясь увольнений, люди начали более позитивно относиться к имеющемуся уровню дохода», – заключили эксперты.

В прошлом году, согласно проведенным исследованиям, проблемы с приобретением продуктов питания испытывали 9 процентов населения. Выбирать между покупкой необходимой одежды или экономией на еде приходилось 38 процентам россиян. В прошлом году обеднели многодетные и многопоколенные семьи. Трудности с деньгами теперь имеют 44 процента таких семей против 35 процентов по итогам 2016 года.

Экономили ради отпуска, машины и просто экономили

Так что улучшение показателей продаж легковых автомобилей, объёмов пассажирских авиаперевозок или оборота интернет-торговли само по себе ещё ничего не значит. Эксперты связали прошлогодний всплеск спроса на автомобили (первый за пять лет) с удержанием цен (машины подорожали максимум на 5%), а также с тем, что некоторые люди давно откладывали эту покупку. Существенное влияние на продажи, по словам финансового аналитика ГК «Автомир» Алексея Кузьмича, оказали программы господдержки и программы автопроизводителей по стимулированию кредитов и сделок trade-in («Ведомости»). И около половины автомобилей, как новых, так и подержанных, куплено в кредит.

Впечатляющая положительная динамика по авиарейсам за границу и зарубежному туризму тоже, по мнению экспертов, говорит не о росте благосостояния россиян, а скорее об их усталости. Председатель совета Московской международной валютной ассоциации, экс-директор департамента макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития Кирилл Тремасов заявил «Газете.ру», что «отпуск за границей был и остается главной ценностью для среднего класса», ради которого люди готовы экономить на текущем потреблении.

«Учитывая довольно суровый и неласковый климат в большей части регионов России, возможность вылететь за рубеж в отпуск или на каникулы стала для россиян неотъемлемой частью жизни», – соглашается с ним аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко. Но есть у роста количества вылетов за рубеж и другие причины. В том числе серьезная конкуренция как на внутреннем, так и на международном рынке, которая привела к снижению цен на авиабилеты (за год на 11,4%), и стабилизация взаимоотношений с Турцией (самое популярное туристическое направление).

Что касается увеличения оборота онлайн-торговли в том числе в зарубежных интернет-магазинах, то причиной этому послужило как раз желание россиян сэкономить. Покупки зарубежных товаров через интернет зачастую обходятся дешевле, чем в России, даже с учётом доставки. Кроме того, выбор товаров там больше и разнообразней (подробнее в статье «Вы всё ещё экономите? Тогда мы идём к вам!» в № от 8 (468) от 06.03.2018).