«Бесконечный Марс»

Оценить
«Бесконечный Марс»
Что такое «эвереттическая фантастика»? Это та, где в основе сюжета лежит вполне научная гипотеза физика Хью Эверетта III о Мульверсуме – то есть о возможности «параллельных миров».

Что такое «эвереттическая фантастика»? Это та, где в основе сюжета лежит вполне научная гипотеза физика Хью Эверетта III о Мульверсуме – то есть о возможности «параллельных миров». Именно в рамки этой гипотезы укладываются события, описанные в романе Стивена Бакстера и Терри Пратчетта «Бесконечный Марс» (М., Издательство «Э»).

Прежде чем перейти непосредственно к циклу, включающему этот роман, напомним о предшественниках – романе Роберта Шекли «Координаты чудес» (1968) и драматическом шоу «Скользящие» (1995–2000) Трэйси Торма и Роберта К. Уайсса. У Шекли путешественнику-землянину Тому Кармоди, который не знает координат своего мира, снисходительно объясняют: мало найти Землю в пространстве и времени, нужно еще понять, на какую из Земель ты попал. И вот герой, перемещаясь из одного мира в другой, пытается разобраться: его это планета или просто очень похожая? Нечто подобное происходит и в сериале.

Сериал продержался пять сезонов и мог бы, наверное, выходить на ТВ и дальше, если бы авторы оставались в рамках научной фантастики. Увы, сценаристы стали экспериментировать с жанрами, в сюжеты вторглись мистика и фэнтэзи – и эта жанровая чехарда обессмыслила начальный сюжетный посыл...

В отличие от «Скользящих», романный цикл Бакстера и Пратчетта не отклонялся от science fiction. Согласно сюжету «Бесконечной Земли» (первая книга), в один прекрасный день человечество получило простейшее устройство для перехода с одной параллельной Земли на другую. Большинство её вариантов не были населены людьми, так что жители Земли-1 смогли начинать новую жизнь на пустующих землях в иных измерениях (единственная проблема: железо не поддается «переходу», но его можно добывать уже на месте).

Главный герой, профессиональный странник Джошуа Валиенте обладает природным даром: он может путешествовать из одного параллельного мира в другой без помощи каких-либо устройств. Его опытом решает воспользоваться искусственное существо Лобсанг, эдакий киборг с человеческой душой, который предлагает совершить полет на дирижабле «Марк Твен». Передвигаясь в пространстве над Землей, герои, живой и электронный, одновременно совершают один переход за другим, поэтому Земля под ними непрерывно меняется – и геологически, и биологически, и климатически. Причем с каждым новым перемещением обнаруживается всё больше загадок.

Всего в цикле пять романов: второй – «Бесконечная война» (2013), а «Бесконечный Марс» (2014), представленный нами сегодня, – третий. Вероятно, в ближайшие годы выйдут четвертый и пятый, заключительный, романы цикла – соответственно «Бесконечная утопия» (2015) и «Бесконечный космос» (2016). Превращаясь в масштабную эпопею, цикл утрачивает, однако, сюжетную стройность, дробится на второстепенные истории, а упоминание Пратчетта в качестве соавтора последних двух романов (фантаст скончался в 2015 году) выглядит скорее данью уважения к мэтру...