Побочный эффект диоксида азота
В конце февраля глава города Михаил Исаев устроил разнос руководителю транспортного управления города. Потребовал отреагировать на жалобы граждан и в ближайшее время добиться отопления в трамваях и троллейбусах. И хотя вряд ли этот наказ градоначальника исполнИм, всё равно приятно, что он о нас заботится. Гораздо легче организовать и исполнить другое требование Исаева – организовать работу автобусов и маршруток до позднего вечера. «До часу ночи пусть ходят и возят наших граждан!» – сказал он, узнав, что саратовский общественный транспорт перестаёт ходить по некоторым маршрутам уже в 19.00. Но не спешите радоваться нашим возможным новшествам. На зависть нам в Европе общественный транспорт скоро вообще может стать бесплатным. И вовсе не потому, что перевозчикам не нужны деньги.
В Евросоюзе действуют нормы на уровень загрязнения воздуха в городах. Штраф уже грозит девяти странам, где выбросы выше нормы. Немецкое правительство решило уйти и от штрафов, и от превышения выбросов выхлопных газов простым способом – сделать общественный транспорт в особо загрязненных городах – Берлине, Бонне, Эссене, Мюнхене – бесплатным. Чиновники посчитали, что «бесплатность общественного транспорта уменьшит число поездок на личном транспорте и спасет экологию». Сейчас цена разовой поездки на автобусе и трамвае в Германии достигает 3 евро.
Идею нашли «вдохновляющей» и достойной применения и в Париже. Здесь 500 тысяч получателей социальных пособий и так ездят бесплатно, а предприятие городского транспорта всё равно убыточно. Есть идея, кроме субсидий муниципалитета на бесплатные поездки для всех жителей и гостей парижского региона, собирать новый сбор «на транспорт» с предприятий, производящих автобусы и трамваи. В конце концов, их потребуется гораздо больше. Ведь бесплатный транспорт гораздо привлекательнее платного.
Не все во Франции поддерживают такие предложения. Но альтернативой может быть только существенная плата за въезд в город, которая позволит снизить число автомобилей на улицах. Плату за въезд в город для личных автомобилей, кстати, горячо поддерживают парижские таксисты. Бесплатного проезда на общественном транспорте они не очень боятся. Уверены, что в этом случае от такси откажется в основном молодежь до 35 лет. Основные же клиенты парижских таксистов – это бизнесмены и бизнесвумен 40–50 лет, не стесненные в расходах, и активные пенсионеры, которым нужно то за город, то в аэропорт или на вокзал, потому что захотелось посмотреть мир. Путешествие – это всегда багаж, с которым в автобусе пожилому человеку сложно ехать.