Тянет к воде

Оценить
Кто ответит за горы снега и наледь у магазинов?

«Все кричат «Вира!», а выходит «Майна».
Борис Гребенщиков

Для людей, не знакомых с такелажными работами, поясним: «вира» – это команда «вверх», «майна», стало быть, – «вниз».

Теперь же перейдем к сути разговора. 10 марта область не отметит, а может, даже и не заметит скромную дату – полгода второго губернаторского срока Валерия Радаева. Не будем вникать во всевозможные слухи и сплетни о скором уходе Радаева. Это – саратовская традиция: всех губернаторов молва начинает отправлять в отставку примерно на третий день губернаторства. При этом, как правило, ссылаются на хорошо информированные источники в высоких сферах. Во времена Дмитрия Аяцкова казалось, что администрация президента только для того и существует, чтобы делиться с саратовскими политологами информацией о скором уходе ДФ.

Главный подарок Валерию Радаеву на промежуточный юбилей – это, конечно, международный экономический форум под традиционным для области трескучим названием «Движение только вперёд». Любят у нас говорить пафосно. То область звали «территорией развития», что навевало сравнения с пивным магазином в Юбилейном поселке – «Территория разливного». Потом мы еще были «территорией лидерства», «территорией первых». В чём первых – благоразумно не уточнялось. Теперь вот движемся только вперед.

Оставим анализ итогов форума журналистам-экономистам. Только коротко пробежимся по повестке, на ходу задавая вопросы.

Соглашение о создании в Саратове скоростного трамвая. Хорошо, только в который раз мы собираемся его строить? По-моему, еще с советских времен.

Соглашение, которое предусматривает в области с производство автомобилей КамАЗ. Не совсем ясно, зачем это нужно автогиганту. Возможно, это будут электромобили или электробусы. И еще более неясно, где искать квалифицированную рабочую силу.

Строительство саратовского отрезка магистрали Гамбург – Шанхай – говорят об этом уже лет десять.

Договор с X5 Retail Group об открытии в области 130 магазинов. Отлично, только основные магазины X5 Retail Group – это супермаркеты эконом-класса «Пятерочка», что некоторым образом говорит об уровне доходов населения. И наконец – как вишенка на торте – договор с новосибирской компанией Кварсис Инвест о строительстве в Саратове океанариума.

Вот скажите мне на милость, отчего нашу власть так тянет к воде? И началось всё это с тысячу раз упомянутого и уже почти забытого проекта строительства чего-то грандиозного на Зеленом острове. Потом были мосты через Волгу имени Канчера – тогдашнего зампреда правительства – числом два или три. Был проект пляжа на правом берегу, о котором сейчас не очень-то вспоминают. Еще был дворец водных видов спорта, будущее которого скрыто в тумане. Наконец, время от времени поднимают из волжских глубин (на самом деле там метров пять) ледокол «Саратовский». Еще интересно: как возникают проблемы вдали от береговой линии, то решать их приезжает спикер Госдумы и опекун нашего губернатора Вячеслав Володин. Строительство в Елшанке дома для обитателей бараков обещал Володин; новую школу в Солнечном – тоже он обещал. Губернатор в такие моменты скромно стоит в сторонке.

Нет, кто против – пусть будут и океанариум, и завод КамАЗ, и скоростные трамваи, и новый пляж (за миллиард с лишним), и пусть ледокол, наконец, поднимут, чтобы убедиться, что он сгнил совсем. Только вот не оставляет ощущение, что новыми масштабными проектами власть пытается отвлечь нас от насущных проблем, от нынешнего состояния дел. Новые заводы – это хорошо, но еще лучше было бы, если бы помогли уже существующим, находящимся в очень трудной ситуации. Океанариум будет замечательным местом проведения свободного времени, но только в том случае, если до него можно будет доехать. Сейчас же это проблема, особенно зимой, и на работу, и домой добираешься с огромным трудом сквозь десятибалльные пробки. Да, по идее, это сфера ответственности городской власти, но губернатор подписался следить за порядком в городе, никто его не принуждал.

Строим – на совещаниях – агломерацию, на деле после заурядного снегопада город встает. Между тем, теоретически агломерация создается для того, чтобы расширить городские пространства, чтобы была больше территория для развития производств, для выдвижения городов за их тесные нынешние границы. Но как бы у нас агломерация не повторила судьбу урбанизации – красивых слов было очень много, а остались нам «на память» изуродованная улица Рахова и черт пойми что на Привокзальной площади.

И еще есть многое, чем губернатору стоило заняться. Например, провести самому зачистку своей команды, а не ждать, пока этим займется федеральная служба безопасности. И можно, наконец, объясниться по поводу пресловутого особняка на Кумысной поляне, мы все вздохнем с облегчением, если узнаем, что ни губернатор, ни его семья к незаконному строительству в зеленой зоне не имеют отношения.

И если уж подводить предварительные итоги, чем же запомнились первые шесть месяцев второго радаевского срока, то можно сказать: ничего из ряда вон выдающегося не случилось. Стабильность, знаете ли.