Всеобщая мобилизация
На чашу предвыборных весов активно набрасывают гири. С одной стороны власть, которая развернула широкоформатную кампанию по повышению явки. С другой стороны электоральная забастовка, объявленная оппозиционером Алексеем Навальным.
Власть всеми силами пытается показать, что высокая явка и бюллетень из восьми фамилий докажут россиянам и всему миру конкурентность мартовского голосования и безоговорочное лидерство действующего президента.
Оппозиционер говорит о выборах без выбора, переназначении и отсутствии демократии в России.
План «70 на 70». Есть, говорят, такой на эту президентскую кампанию. Суть проста: на выборы должны прийти 70% избирателей, из них 70% должны выбрать Владимира Путина.
О масштабном проекте Кремля по привлечению граждан на избирательные участки известно с осени. За его реализацию отвечают администрации регионов. Они работают по всем направлениям. Основная ставка делается на бюджетников. Это проверенный, подконтрольный электорат. И что самое главное – очень многочисленный.
В задачу руководителям поставлена максимальная информатизация подчинённых о важности голосования. Как те будут её осуществлять – с помощью убеждения или принуждения – не важно. Об успехах в информировании следует регулярно отчитываться наверх. Чтобы ко дню икс можно было понять, нужны ли будущим результатам сторонние корректировки.
Чтобы корректировать пришлось поменьше, политтехнологи и политлюбители всех мастей пытаются достучаться до аудитории самыми разными способами, используя разнообразные площадки, пробуя новые технологии и вспоминая старые.
КАК ВЛАСТИ ПОВЫШАЮТ ЯВКУ:
Настоятельные рекомендации
В Новосибирске не записавшихся на выборы студентов-медиков не пустили в общежитие. В свои комнаты они не смогли попасть из-за охраны, ссылавшейся на некое распоряжение. От учащихся требовали оформления заявлений для голосования по месту временной прописки.
Администрация учебного заведения утверждает, что таким образом просто пыталась подсчитать «ориентировочное количество» тех, кто собирается прийти на участок.
О принуждении к голосованию заявили студенты информационно-экономического техникума из Улан-Удэ. На представленной в доказательство аудиозаписи слышен женский голос, призывающий учащихся брать талоны и приходить с ними на участок, расположенный в техникуме. Уклонистов собеседница обещает приводить «за шкирку».
Студентам Санкт-Петербургского политеха на встрече с ректором рассказали о цветных революциях и протестах, призвав их идти на выборы. «Вы знаете, на противодействие России только в бюджете Штатов шесть миллиардов на этот год заложено. Так что противостояние продолжается. Сильная Россия, к сожалению, никому не нужна», – заявил учащимся исполнительный директор некоммерческой организации «Наблюдатели Петербурга» Алексей Захарцев.
О принуждении идти на выборы сообщили московские бюджетники. Они пожаловались на действия начальства в ЦИК. Центризбирком переслал заявления граждан – вместе с их контактными данными и информацией о месте работы – в мэрию.
Согласно одному из заявлений, руководство требовало от сотрудников предоставить талоны о голосовании – по закону они должны храниться у граждан. За отказ работникам угрожали снижением зарплаты на 50 процентов или увольнением. Автор другого заявления сетовал, что явки на выборы требуют не только от него, но и от всех членов его семьи.
Скрины жалоб выложил в своем Твиттере журналист Алексей Ковалев. Позже он сообщил, что человека, передавшего ему эти данные, уволили.
Праздничные мероприятия
Мэрия Москвы планирует потратить 50 миллионов рублей на праздничное настроение на выборах. Такая цифра обозначена на сайте госзакупок.
Знающие люди уверяют: проведение ярмарок, фестивалей и беспроигрышных лотерей в день выборов – излюбленный способ тюменских властей по привлечению избирателей на участки. Зародился он ещё при прежнем губернаторе, а ныне мэре Москвы Сергее Собянине и пользовался ошеломительным успехом.
Дорогостоящий проект обрисован весьма радужно: на фонарных столбах прикрепят навигационные таблички и стрелочки, чтобы указать гражданам правильный путь, на участках повесят шестиметровые баннеры с логотипом выборов, внутри помещений организуют фотозону для селфи – все выполнившие свой долг смогут щёлкнуться на фоне плаката с надписью «Мы выбрали президента». Дополнят праздничную атмосферу фигуры и арки из шаров в цветах российского триколора.
Подарки и деньги
Способ, близкий предыдущему, но более осязаемый.
Победителей исторической викторины в Югре – посвящена она 900-летию округа – обещают одарить машинами и квартирами. От участников требуется всего-то ответить на 10 вопросов и сдать заполненную анкету. Символична дата приёма анкеты – 18 марта. Места приёма, правда, ещё неизвестны. Организаторы обещают определиться с ними в ближайшее время и всячески опровергают предвыборный формат викторины.
В Ростовской области обратили внимание на впервые голосующих избирателей. Здесь таких будет 45 тысяч. Чтобы идти с молодёжью в ногу, решено запустить мобилизационные стикеры в Телеграме. Помимо традиционных подарков среди новичков разыграют игровую консоль и четыре пары смарт-часов. Чтобы побороться за призы, молодым людям нужно прийти на участки, скачать на телефон QR-код, размещённый на информационных плакатах, и зарегистрироваться. Счастливчика определит генератор случайных чисел.
В Свердловской области награждать за явку решили не избирателей, а членов участковых комиссий. Тем, кто добьётся ажиотажа у кабинок, светят денежные поощрения.
«Референдумы»
Власти массово проводят опросы, касающиеся важных аспектов жизни граждан. Причём никакой юридической силы они не имеют. В Москве и Московской области народу предлагают определиться по поводу даты школьных каникул, формы или расписания. В Хабаровском крае к школьным вопросам добавили коммунальные. Власти Коми решили поинтересоваться мнением граждан по вопросу переноса столицы из Сыктывкара в Ухту. В Свердловской области спешат узнать мнение народа о её переименовании в Уральскую, в Тюменской просят определиться с вопросом траты 90 миллионов, в Волгограде – о переходе на местное время.
По этому пути хотела пойти Саратовская область, запланировав плебисциты по вопросам благоустройства.
Фишка всех этих народных опросов в том, что устроены они будут в один день с выборами. И в тех же зданиях, где они проходят. Есть и особенность, о которой предпочитают молчать. Референдум, согласно законодательству, считается состоявшимся только при явке свыше 50 процентов.
Способ побороть вертикаль Агитация Навального против выборов проходит менее масштабно. Листовки, призывающие к забастовке, по всей стране оперативниками изымаются. Билборды, повествующие о разрухе, рекламными операторами не размещаются. Оппозиционер тоже призывает граждан к посещению избирательных участков, но не в качестве электората, а в качестве наблюдателей. Последнее он называет важным шагом в борьбе с действующей вертикалью. Расчёты Навального просты: чем меньше людей проголосует, тем ниже будет явка, а значит, Кремль не сможет говорить о всепоглощающей любви народа к действующему президенту (в его победе ведь никто в нашей стране не сомневается?). Ну а чтобы явку не подкорректировали, за этим нужно тщательно проследить – стать наблюдателем. Организаторы электоральной забастовки напоминают: если вы не хотите идти на выборы – это ваше право. И все, кто пытается заставить вас сделать обратное, действуют незаконно. Вы можете открыто рассказывать о бессмысленности выборов и даже агитировать других людей игнорировать голосование. Это тоже совершенно законно. |
Видеоролики
Вирусное видео про страшный сон мужика, обнаружившего у себя на кухне, а потом и в постели гея, народ всколыхнул.
Куда там бранящемуся на всю страну Владимиру Жириновскому и плескающей в него воду Ксении Собчак. Туалет по талонам, повышение призывного возраста до пенсионного, чудовищная инфляция и пионеры-чернорубашечники – вот это совсем другое дело. Это народ затронуло. А выражение про гея на передержке ушло в массы. У ролика миллионы просмотров.
У другого видео, состоящего из фотографий, картинок и эмодзи, просмотров куда меньше. Пока вы смотрите на людей, обезьян, страусов, собак и астронавтов, вам вдалбливают, что под одеялом от жизни не спрячешься и принцип «моя хата с краю» больше не работает.
Гуляет по Интернету мобилизационный ролик в стиле фильма «Такси». В нём беременная девушка всё видео подгоняет водителя и подводит его под нарушение ПДД. В итоге выясняется, что спешила она не в роддом, а на избирательный участок.
В ещё одном ролике на участки россиян зовут: хор стильных пенсионеров, рэперы и совсем «зелёные» кадеты. «Ой, приходи на выборы, пойдем голосовать. Кому, если не нам, президента выбирать? Мы собираем флаги для нашего пути. Мы галочку поставим, ой, президент, приди!» – поётся в весьма привязчивом припеве.
«Все говорят: да к чему это нам всё надо? Ведь и так понятно, кому сулит награда. И за замками дверей становятся сильней. Не, ну, они-то вон чо, а я-то эге-гей», – агитирует один из рэперов.
Гуляет по сети ещё один ролик. С более чем двумя миллионами просмотров. Название у него уж очень кликабельное – «Девушка круто обломала парня. 18+». Фабула такова: молодой человек не голосовал на выборах, потому его и отшили. Создатели видео объяснили появление ролика тем, что «унылая политическая реклама последних лет» их достала.
Эротика
Активное участие в мобилизации молодёжи принял эротический журнал «Максим». В самом издании ещё осенью вышло несколько разворотов с призывом идти на выборы. «Для поощрения гражданской активности», – объяснило руководство журнала. На фоне девушек в неглиже, изображающих, по всей видимости, членов предвыборной комиссии, значится такой текст: «Измени ход истории. Хотя бы попытайся! Или ты ещё мал для этого?».
Позже в сообществе издания, размещённом «ВКонтакте», называется оно «Только для взрослых», стали регулярно появляться материалы о выборах. И призывы прийти на участки. 8 из 27 загруженных в сообщество видео касаются предстоящего голосования: «Санкции за игнор выборов в разных странах», «А ты записался наблюдателем?», «Дебаты начались», «Как голосовать не по месту прописки». Разместили здесь и ролик про облом, после чего он стал таким популярным в сети.
Успели «максимовцы» и оскандалиться. Едва они запустили пикантные стикеры – на них девушки с соблазнительными формами обыгрывали ситуации на участке, как их обвинили в плагиате. Издание «перевело стрелки» на соцсеть, те от авторства стикеров также открестились.
Позже выяснилось, что создала стикеры команда эротического календаря. Помните, был такой восемь лет назад – от студенток для Путина?
Прямая агитация
ЦИК начала масштабную смс-рассылку и заключила соглашения о сотрудничестве с крупнейшими компаниями и корпорациями. Среди них «Почта России», Сбербанк, «Роскосмос», Ростуризм и т.д. Партнёры должны активно информировать граждан о выборах.
Призывы «знаменитостей»
О том, как важно прийти 18 марта на избирательные участки, активно говорят доверенные лица кандидата Владимира Путина. Так, певица Юлия Чичерина на встрече с волонтёрами из штаба действующего президента заявила: «Все должны явиться на выборы, чтобы ваш голос не ушел куда-то в воздух и непонятно куда вообще». Свою позицию она пояснила так: «Ну, раньше мы просто все жировали и всё такое. И всё у нас было хорошо, а сейчас тревожные времена пришли, нужно включить ответственность и голову».
Звезда Инстаграма и экс-жена рэпера Тимати Алёна Шишкова – у неё шесть миллионов подписчиков, тоже зовёт на выборы. Упирает модель на то, что голосовать сейчас «очень удобно», потому что брать открепительный не нужно. Комментарии к посту Шишкова закрыла, а вот хэштег «идунавыборы» приписала.
Если по нему прогуляться, много интересного выходит. Столичная спортивная школа зовёт на выборы. Туда же отправляет народ подмосковный реабилитационный центр для детей. Звезды всех мастей и рангов тоже пишут патетические посты про гражданский долг.
Вот сказал так сказал То, как сильно власть хочет загнать народ на участки, можно описать одной фразой. Принадлежит она члену ЦИК Сергею Сироткину. Произнёс он её на заседании избирательной комиссии Воронежской области. «Если комиссии будут заминированы, если ядерная война случится, не дай бог, голосование это не должно останавливать, мы проголосуем!» – цитирует Сироткина «Время Воронежа». |