Куда увозят снег
За очистку города от снега и льда коммунальные службы Саратова с недавних пор взялись с особым рвением: лопаты по тротуарам заскребли дружнее, а снегоуборочная техника появилась даже в отдалённых районах города. Людей в оранжевых жилетах на улицах города тоже стало больше. Без гидромолотов, зато с ломами и лопатами. Оранжевые грузовики принимали в кузовы снежную массу и уезжали с ней. Куда?
«Во двор дома № 7 по улице Технической», – ответила бы на наш вопрос Любовь Кравцова, которая выложила в группу «Саратов онлайн» «ВКонтакте» фото грузовика, вываливающего грязную снежную кучу прямо под её окна. Да и жители Затона очень переживали, что снег грузовики муниципальных предприятий свозят на парковку к солярию. Ведь весной это всё начнёт таять и потечёт в Волгу, справедливо полагали они.
Мы попытались выяснить, как организована уборка снега в городе, кто и куда вывозит снег.
Снег. Начало
Бригада из четырёх человек сгребает в кучу снег у остановки «34-я школа» в Заводском районе. Трактор, скребя ковшом по слежавшейся ледяной массе, подхватывает глыбы льда вперемешку со снегом и ссыпает в КамАЗ с надписью «Россия» (слово «Единая» стёрто за ненадобностью). Это машина МБУ «Служба благоустройства города».
– У нас два полигона в Заводском: на Фабричной и на Лесопильном, – говорит водитель машины Сергей Николаевич. – Тот, что на Лесопильном, он запасной. Так что свозим пока на Фабричную. В Затон не возим, конечно. Мы закреплены за Заводским районом, но машин мало. Когда шел снег, нас всех бросили на уборку центра, надо было город спасать. А свой район запустили. Очень мешает при уборке интенсивное дорожное движение – посмотрите, вот девушка припарковала свою машину, хотя видит прекрасно, что тут наша техника работает. Мы, конечно, работаем по сменам, и ночью тоже. Но и ночью много тех, кто паркуется у обочины.
Автомобили, попавшие на обочинах в ледяной плен, – тоже проблема для дорожных рабочих. Но решать её, уверены работяги, должна администрация совместно с ГИБДД и службой эвакуаторов. Поэтому ковш трактора обходит очередную застрявшую во льду машинку и чистит снег на свободной территории.
На балансе двух муниципальных организаций «Дорстрой» и «Служба благоустройства города» находится 174 единицы техники – всего 27% от потребности (нужно 650). При этом далеко не вся она выходит на улицы города. Из-за того, что автопарк нуждается в ремонте, чистить дороги выходит не больше 138 машин ежедневно. После сильных снегопадов город старается привлекать для уборки снега технику сторонних организаций (до 25 единиц). Но на каких условиях – не сообщает. |
Сократить плечо
Автостоянки в Затоне как будто и не было никогда. Судремзавод остается позади, мы подъезжаем к солярию, а по левой стороне, за желтым забором, высятся ледяные кучи высотой в человеческий рост, припорошенные свежим снежком. И только у самой купели, там, где заканчивается облагороженная береговая полоса, для автомобилей оставлено несколько мест. На небольшом свободном от залежей снега куске парковки жмётся друг к другу десяток автомобилей. Любители подлёдного лова приехали? А вот и рыбак – молодой мужчина с красным ледобуром на плече – идёт нам навстречу прямо по волжскому льду. Рядом прыгает весёлый пёс.
– Не мешает вам куча снега тут свой автомобиль парковать?
– Нет, не мешает, я здесь живу, – улыбается нам рыбак. – Да и вообще зимой парковкой мало кто пользуется. А снег пусть лежит. Его сюда уже второй год складывают. В прошлом году в марте приехали машины и всё убрали до того, как таять начало. Так что в Волгу ничего не течёт.
В разных районах города организовано несколько временных площадок для складирования снега. Они нужны, чтобы «сократить плечо». То есть чтобы грузовики не тратили слишком много времени на вывоз одной порции снега (примерно 10 кубов) за город, а быстренько сваливали её на площадку и ехали за следующей. А уже потом этот снег – на полигон, чтобы он там растаял.
Временные площадки для складирования снега Волжский район, парковка у солярия Затон; Кировский район, ул. Навашина/ул. Техническая; Фрунзенский район, ул. Рабочая, 191, ул. Шелковчиная, 86–92, ул. Белоглинская, 146; Ленинский район, ул. Шехурдина (напротив автосалона); Октябрьский район, ул. Сызранская; Заводской район, ул. Фабричная, Ново-Астраханское шоссе от ул. Шварца до 5-го Динамовского проезда. |
Полигоны. Найди, если сможешь
Быстро обнаружить снежные полигоны Саратова невозможно. В официальных источниках такой информации нет. Временными площадками администрация в своих релизах делится охотно. А вот с постоянными – проблема. «Потом снег увезут на полигоны». А где полигоны – знай ищи.
Двухдневный сёрфинг по новостям разных лет дал приблизительное представление о том, где эти площадки могут находиться. Часть найденных адресов совпадает с официальной информацией, которую нам по устному (!) запросу предоставили в пресс-службе администрации.
Адреса официальных площадок для складирования снега зимой 2017–2018 гг: Кировский район, земельный участок в районе ул. Депутатской/ул. Овражной; Заводской район, поворот в пос. Лесопильный вдоль аэродрома ЗАО «САЗ»; Заводской район, ул. Лесопильная (в районе ОАО «Саратоввторресурсы»); Ленинский район, автодорога на Пензу в районе поворота на пос. Нефтяников; Волжский район, Гуселка-2. |
Снегосвалка
Площадку для снега на Фабричной временной можно назвать с большой натяжкой. Это самый настоящий снежный полигон. Его видно с путепровода на ул. Орджоникидзе. Огромная площадь отгорожена от дороги серым бетонным забором. Ворота распахнуты, и в них с периодичностью раз в десять-пятнадцать минут въезжают оранжевые грузовики, гружёные снегом. На въезде – маленький серый фургончик-сторожка. Дежурный сторож не прочь пообщаться и спокойно пропускает нас на территорию.
От ворот до границы свалки – метров сто. Огромные десятитонные самосвалы, заезжая внутрь, полностью скрываются из вида за горой снега. Высота у неё нереальная – надо три грузовика поставить друг на друга, чтобы сравняться с ней по высоте. Там, в полукольце снежных гор, прячется трактор. Периодически он поднимает новые и новые порции на самый верх. Залезть на снежный гребень не составляет большого труда – раз трактор не провалился, то и мы дойдём. Снег разный – от кипенно-белого (и где они такой берут?) до ужасного черного. Иногда в снегу попадается мелкий мусор – фантики от конфет, целлофановые пакеты, пластиковые одноразовые ложки. С гребня видно, что занята уже как минимум половина площадки. А еще с гребня видно Волгу. До неё от забора снегосвалки метров 700 по прямой.
За сорок минут нашего пребывания на полигоне выгружается машин восемь. Не все они от муниципальных предприятий. У части на борту надпись «УМ-24».
– Нет, за деньги мы сюда никого не пускаем, тут выгружаются только наши машины и те, которые администрации помогают, – говорит сторож. – Мне с утра диспетчер высылает список номеров, какие можно запускать. Если приезжает чужая машина, я её просто разворачиваю.
Один самосвал за раз привозит на полигон десять тонн снега. В иные очень снежные дни за смену сторож регистрирует машин двести. За сорок минут на полигон заезжает восемь машин – это восемьдесят тонн. К часу дня водитель одного из грузовиков уже сделал четыре рейса, а смена у него заканчивается в пять вечера. Если дать себе труд, то можно прикинуть, сколько за зиму на одном полигоне собирается грязного городского снега. Минимум три полигона находятся на берегу Волги, ещё один – на берегу реки Гусёлки.
– Снег тут долго тает, не знаете?
– Нет, – машет рукой сторож. – Мы тут до начала апреля, потом нас снимают, полигон закрывают. А в августе уже приезжают машины готовить площадку к следующей зиме.