Заезд для настоящих мужчин
Автофестиваль в минувшее воскресенье был посвящен 23 февраля. Наблюдал за состязаниями автолюбителей вместе с несколькими тысячами саратовцев и корреспондент «Газеты недели в Саратове».
Нам по пути
Отголоски автошоу слышны уже у здания отделения полиции. Ближе к полудню по тротуару Ипподромной улицы стройными рядами следуют те, кто предпочёл гонку внедорожников валянию на диване, походу в погреб за картошкой или катанию на лыжах. Идут целыми семьями. Некоторые по пути успевают поругаться. Например, глава одного семейства обвинил свою супругу, что она слишком медленно «передвигает ногами» – из-за такой нерасторопности можно ведь и самое интересное пропустить. «А ведь читал, что там любой может участие принять. Чё ты вот на своей «шестёре» не приехал сюда?» – обращается к своему товарищу парнишка в зелёной парке. «Да я ласточку свою в гараж загнал, а тут снег выпал, и гараж завалило», – отвечает владелец «шестёры», боевой классики. «А расчистить не думал?». «Чем? Лопата есть, но она тоже в гараже», – объясняет молодой человек, слегка поскальзываясь на заледенелой тропинке.
На входе на ипподром стоят несколько полицейских, которые пытаются заставить каждого из всё прибывающей толпы показать содержимое сумки (если таковая вообще имеется). Естественно, есть и такие, кого досмотр минует. В суматохе это сделать не так-то и сложно.
Как только оказываюсь по ту сторону кордона, ко мне подбегает девчонка-волонтёр и протягивает что-то похожее на входной билет. На отрывном корешке нужно написать своё имя и фамилию, номер телефона. Выполняешь эти нехитрые действия, отрываешь заполненный корешок и бросаешь его в импровизированный лототрон. Организаторы обещают кучу подарков. Только надо немного подождать. Не всё сразу.
В нескольких метрах от входа гостям предлагают шашлыки, бургеры, хот-доги и прочую еду быстрого приготовления. «Что, люди пожрать сюда пришли? Дома не кормят, что ли», – бурчит недовольно женщина в шубе, хватая своего мужа под руку и обводя взглядом растущую очередь у прилавков с едой. Забегу вперёд: эту ворчливую дамочку я встретил потом еще раз. Она счастливая неслась куда-то, держа в руках несколько бургеров.
Рядом самые маленькие гости фестиваля играют в дартс или в «энгри бёрдс», но не на экране планшетов или смартфонов, а в реальности. Детишки заряжают разноцветных плюшевых птичек в рогатки и пуляют ими по таким же свиньям. Одна из мам говорит, что были обещаны лошади. Но мне так и не удалось увидеть лошадей на ипподроме. Зато железных коней было предостаточно.
Двойной форсаж
Вдоль трассы, которую предстоит пройти гонщикам, уже выстроились зрители. На улице прохладно. Люди в ожидании старта переминаются с ноги на ногу, но от мест в первом ряду от ограждения стараются не отходить. Соревнования проходят в трёх категориях: передний привод, полный и задний. Ведущий дает старт первому заезду, и, поднимая снежную пыль, с линии старта газует первый автомобиль – главный внедорожник «восьмёрка», за ним – «девятка».
Наблюдать за заездами зрителям вскоре надоедает, тем более что ведущий объявляет новую развлекаловку – с минуты на минуту новенький внедорожник должен будет двигать один из саратовских силачей. На пауэрлифтера накидывают трос, другой конец которого пристёгнут карабином к автомобилю. Руками силач хватается за толстый канат – иначе по льду и снегу далеко внедорожник не увезешь. Вокруг толпится народ. Кто-то фотографирует, кто-то ведет прямую трансляцию в «Инстаграме», а кто-то криками поддерживает силача. «Не протащишь ты его! Потому что меня рядом нет!» – бодряще кричит какой-то мальчуган, которому от силы лет десять. По лицу качка видно, что тащить за собой несколько тонн – задача не из простых. Ассистент, идущий рядом, отпускает в сторону тяжеловеса всё же более ободрительные реплики, параллельно уговаривая его так рано не сдаваться и сделать ещё пару-тройку шагов. Но силач выдыхается и падает на снег.
Наблюдать за его подвигами надоедает довольно быстро. Сказывается мороз. Чтобы окончательно не замерзнуть, приходится больше двигаться. А тут, как назло, ведущий объявляет, что совсем скоро будут подведены итоги лотереи. Народ стягивается к сцене. Прогулка по ипподрому отменяется. Понятное дело, что шанс выиграть хоть что-то минимален, но есть же «а вдруг».
Тише едешь – дальше будешь
Ведущий с подведением итогов не торопится. Оно и понятно – у него, видимо, почасовая оплата. Лишняя болтовня замерзших гостей начинает всё больше и больше раздражать. «Давайте сейчас будем кричать имена тех, кто должен выиграть в лотерею», – предлагает ведущий. Несколько человек вяло с разных сторон выкрикивают свои имена. Но на этом испытания для любителей халявы не заканчиваются. Дальше объявляется новая бюрократическая препона: а кто, собственно, будет вытаскивать из лототрона листочки с именами победителей? Довольно быстро решают, что это будет мальчишка по имени Артём. Он на автошоу пришел с папой и друзьями. «Болтун какой-то, язык без костей», – недовольно под нос себе бурчит рядом стоящий пожилой мужчина. Свою короткую фразу он для пущей убедительности подкрепляет парочкой матерных словечек.
После определения первого победителя начинается всё заново – давайте поднимем руки, покричим какую-нибудь глупость и так далее. Я не выдерживаю и ухожу. Так делаю не только я один. «А не знаете, где здесь туалет?» – спрашивает меня женщина с ребёнком, которая секундами ранее надеялась что-нибудь выиграть. Я пожимаю плечами, а рядом стоящий мужчина отвечает: «Там, где очередь. У нас в Саратове на таких мероприятиях очередь стоит либо за шашлыком, либо в туалет. Тут уж сами угадывайте».
Если для одних было проблемой найти туалет, то другим требовалось место для курения. «Здесь, наверное, нельзя курить?» – спрашивал у своего друга подросток. «Да ладно тебе, кури. Вон, смотри, мужик спокойненько дымит», – разрешает другой подросток. «Не, не буду. Ну нафиг день портить. Потерплю», – подытоживает первый и нерешительно убирает пачку сигарет обратно в карман.
Гости фестиваля могли устроить тест-драйв новеньким автомобилям. Большим спросом пользуются «КИА», «Лифаны» и «Ниссаны». «Ты выбирай автомобиль подешевле. За «Вольво» даже не думай садиться. Чирканёшь, потом тебя в рабство сдадут лет на 50», – подкалывает своего товарища какой-то паренёк.
Желающих прокатиться на автомобилях было достаточно. Некоторые заваливались в салоны машин целыми семьями. «Дай хоть в нормальной машине посижу, – говорит женщина, делая несколько шагов навстречу иномарке. – В твоей «Калине» ещё успею натрястись». «Иди, иди. Завтра на работу на трамвае попиликаешь. Вот там вдоволь натрясешься», – обиженно вдогонку парирует реплику супруги владелец произведения отечественного автопрома.