«Артур и Шерлок: Конан Дойл и создание Холмса»

Оценить
Да, о викторианском Лондоне писали не раз. Подробно и обстоятельно не раз описана и биография сэра Артура Конан Дойла. Однако книга Симса становится интереснее, когда речь идет, например, об одном из главных прототипов Холмса.

«Артур и Шерлок: Конан Дойл и создание Холмса» – так называется книга Майкла Симса, посвященная автору знаменитой «шерлокианы» и её главному персонажу.

В аннотации говорится: «Написанная в стиле, напоминающем манеру его создателя, Артура Конан Дойла, книга рассказывает поистине детективную историю о том, как молодой шотландский доктор стал писателем с мировым именем, а его герой – величайшим сыщиком всех времен и народов. Погрузив читателя в атмосферу викторианской Англии, Майкл Симс вводит его в литературный и научный мир конца XIX века».

Справедливости ради заметим, что аннотация слегка преувеличивает литературные достоинства книги. Если бы Майкл Симс не пытался «беллетризовать» свое повествование, а избрал бы иную, быть может, более суховатую манеру изложения материала, книга бы только выиграла. Однако предложенная автором историческая и литературная фактура отчасти искупает названный выше недостаток.

Да, о викторианском Лондоне писали не раз. Подробно и обстоятельно не раз описана и биография сэра Артура Конан Дойла. Однако книга Симса становится интереснее, когда речь идет, например, об одном из главных прототипов Холмса.

Как только будущий писатель стал обдумывать будущие детективные сюжеты, «он вспомнил свои студенческие годы на медицинском факультете Эдинбургского университета... В первую очередь он вспомнил о своем любимом преподавателе, блистательном профессоре, невысоком, с крючковатым носом, Джозефе Белле».

Конан Дойла поражала способность Белла «не только диагностировать болезнь, но и выявлять детали личной жизни своих пациентов. Артур вспомнил о необычных привычках профессора: пристально изучать подушечки пальцев и манжеты пациентов, чтобы узнать их профессию и пристрастия, обращать внимание на особенности их акцента, на брызги грязи на обуви... Конан Дойл подумал, что если бы Джозеф Белл был детективом, он мог бы раскрывать преступления, опираясь на систематизированные, современные знания. Он бы использовал для этого практический опыт в области химии и судебной медицины, а также энциклопедические знания об истории преступлений».

Не правда ли, любопытно? Создатели сериала «Доктор Хаус» о гениальном диагносте во многом отталкивались от книжного образа Холмса – в то время как прообразом литературного Холмса был именно «Хаус» викторианской Англии! И еще примечательное обстоятельство: однажды писатель и сам выступил в роли сыщика. Ему удалось оправдать провинциального юриста Джорджа Идалджи, обвиненного в жестоком убийстве чужого скота и приговоренного к семи годам тюрьмы. Конан Дойл добился отмены приговора. Более того, в результате был создан уголовный апелляционный суд, которого прежде в Англии не было. Правда, автору «холмсианы» понадобился скорее талант газетного публициста, чем сыскной дар его знаменитого персонажа: хлипкость доказательств вины Идалджи видна была без лупы – равно как и недобросовестность коллег инспектора Лестрейда. Вполне возможно, кстати говоря, что сам Шерлок Холмс вообще не заинтересовался бы этим делом. Слишком уж элементарно, дорогой Ватсон...