Бендер-Задунайский или Саратовский?
Многие поволжские города гордятся причастностью к героям и событиям популярных романов Ильи Ильфа и Евгения Петрова «12 стульев» и «Золотой телёнок». И у Саратова для этого есть весомые основания – по одной из версий, в нашем городе великий комбинатор обрел фамилию.
В начале августа 1925 года один из авторов романов Илья Ильф оказался в Саратове. Будучи корреспондентом газеты «Гудок», Ильф побывал во многих поволжских городах, путешествуя на агитационном пароходе «Герцен». Гуляя по Саратову, внимательный журналист записывал любопытные детали. В их числе фамилию Бендер, вероятно, увидев вывеску «Бендер и сыновья» на общежитии рабфака, бывшем торговом доме удачливого предпринимателя, короля сарпинки, как он себя называл, Андрея Бендера. (Сарпинка – легкая, практичная, добротная хлопчатобумажная ткань с полосатым или клетчатым рисунком, пользовалась спросом у разных слоев населения.)
Сейчас дом некогда богатейшего купца Андрея Бендера занимает администрация Саратова. Общежитие рабфака здесь было в 20-х годах, но местные чиновники вскоре поняли, что в таком здании студентам не место, и уже с 1930 года в нем расположился горсовет.
Откуда же взялся в Саратове удачливый делец Бендер? Свою карьеру он начинал мелким чиновником в сельской управе Голого Карамыша (ныне Красноармейск). Как-то ему поручили отвезти в губернский Саратов крупную сумму денег. Объявился посланец только через неделю и заявил, что его ограбили. Деньги, как водится, списали. Через несколько месяцев Андрей Бендер открыл трикотажную фабрику и магазины. В 1887 году вместе с сыновьями он перебрался в Саратов. Дела шли отлично. С 1901 года он становится, как сказали бы сегодня, якорным арендатором в доме Кузнецова на углу Никольской и Царицынской улиц. Через 10 лет он выкупает дом, а в 1914–1915 годах затевает реконструкцию. Невзрачное с виду здание преображается стараниями архитектора Владимира Карпенко и скульпторов Дунлука и Волконского. Декоративные венки на фасаде, аттики, крыльцо, украшенное нимфами и амуром, и, конечно, лев в нише наверху, попирающий ногами земной шар, обернутый сарпинкой. Таким виделось Бендеру его могущество. Всё поломал 1917 год, но надпись на фасаде, попавшуюся на глаза Ильфу, уничтожили только к середине 20 века.
Несмотря на качества нашего Бендера, он дал герою романов лишь фамилию, прототипом считается авантюрист из Одессы Осип Шор. Но и это немало!
Поволжские города гордятся причастностью к романам Ильфа и Петрова. В Чебоксарах, названных своим именем в романе «12 стульев», Осе и Кисе в образах Арчила Гомиашвили и нашего земляка Сергея Филиппова установлен памятник на пешеходной зоне. Жители Козьмодемьянска уверены, что именно в их населенном пункте состоялся шахматный турнир, и не случайно на пристани висит вывеска «Васюки».
Саратовский архитектор Борис Донецкий несколько лет назад выпустил книгу «По саратовским следам «Золотого телёнка». Автор, не один десяток лет изучавший улицы, парки и персонажи романа и сопоставлявший их с саратовской фактурой, уверен, что город Арбатов в романе «Золотой телёнок» списан с Саратова. Разумнее всего относиться к этой версии просто как к занятной литературно-краеведческой игре. Ведь понятно, что талантливые писатели создавали свой оригинальный мир, и искать какой-то единственный прототип Арбатова так же несерьезно, как искать единственный прототип Остапа Ибрагимовича.
Памятники Бендеру и другим персонажам произведений есть во многих городах России и Украины. А в Саратове – нет. Хотя мы этого достойны. Возможно, что фамилию великому комбинатору и правда подарил наш земляк, гипотетический расхититель казенных средств, кроме того, по данным Генпрокуратуры, в нашей области в 2017 году отмечен рекордный рост числа случаев мошенничества. И Остап Бендер мог бы с достоинством занять свое место среди саратовских уличных скульптур.