Предвыборная программа «Чёрный воронок»
Более двухсот лет назад, в 1789–1790 годах, историк Николай Михайлович Карамзин побывал во Франции. Русские эмигранты спросили его:
– Что, в двух словах, происходит на родине?
Карамзину и двух слов не понадобилось.
– Воруют, – ответил он.
Возможно, эти слова Карамзин и не произносил, ему их приписали, но суть от этого не меняется. Действительно, воруют. Но в последнее время происходят события, которые позволяют предположить, что не только воруют в нашей стране, но и борются с чиновным воровством.
Кавказские пленники
С начала февраля в Дагестане проводится масштабная операция против коррупции. Участвуют все силовики: ФСБ, прокуратура, следственный комитет, МВД. Генпрокурор России Юрий Чайка и председатель СК Александр Бастрыкин лично вылетали в республику. Обыски проходят в министерствах финансов и здравоохранения, в органах образования, а также в управлении службы судебных приставов и ряде других правоохранительных структур, в том числе в городских и районных подразделениях. Следственные действия связаны с уголовным делом о хищении денег, выделенных Дагестану из бюджета. Всем высокопоставленным чиновникам Дагестана запретили уезжать за границу до тех пор, пока специальная комиссия не закончит свою работу в республике.
Уже задержаны премьер-министр республики Абдусамад Гамидов, заместители главы правительства Дагестана Шамиль Исаев и Раюдин Юсуфов, экс-министр образования Шахабас Шахов, которых этапировали в Москву и арестовали. Также задержан мэр Махачкалы Муса Мусаев. Телевидение с удовольствием показывает роскошные и безвкусные интерьеры дворцов этих чиновников, золотые пистолеты, штабеля из денежных пачек.
Тем временем пишут, что самолет с бортовым номером RA-61712 снова приземлился в аэропорту Махачкалы. Этот самолет, как сообщает Фонтанка.Ру, приписан к ФСБ. На нем к месту операции вылетают оперативные работники. Этим же бортом в Москву вывозят арестованных. Прежде RA-61712 видели в аэропорту Сыктывкара, когда проводилось задержание губернатора Коми Вячеслава Гайзера и его соучастников.
Но одним Дагестаном борьба с коррупцией (или нынешняя кампания по борьбе с коррупцией) не ограничивается. Уже в этом году был вынесен приговор бывшему губернатору Кировской области Никите Белых – восемь лет лишения свободы. Приговор этот частью общества был сочтен чрезмерно жестоким, а само дело против Белых – спровоцированным и даже фальсифицированным. Возможно, сказалось либеральное прошлое Белых, его состояние здоровья и проникновенные речи на суде. С куда меньшим резонансом был встречен приговор бывшему губернатору Сахалина Александру Хорошилину, хотя приговор был очень суровым – тринадцать лет лишения свободы. На очереди процесс против экс-главы Республики Коми Вячеслава Гайзера. Обвиняемым вполне может быть инкриминирована статья 210 УК РФ «Создание преступного сообщества», а там санкции – до 20 лет лишения свободы.
И обязательно надо подчеркнуть, что все обвинительные приговоры, аресты и обыски буквально смакуются на центральных каналах телевидения. Там понимают, что публике это нравится. Понимают и другое: публика по извечной российской привычке всё приписывает первому лицу государства «Ну наконец-то он за них взялся, молодец»! И добавляют с надеждой: «Может, и до наших доберется».
Песков врать не будет
Только такова наша страна, что в ней есть люди, которые верят всему, что им говорят, их большинство. И есть люди, которые не верят официальным речам, не смотрят телевизор и так далее. И вот именно эти люди предположили, что суровые приговоры чиновникам, показательные аресты и обыски есть не что иное, как предвыборная программа кандидата Владимира Путина – он же действующий президент. Для таких предположений есть все основания. Судите сами: экономика продолжает стагнировать, число живущих за чертой бедности наших сограждан превысило 20 миллионов человек. «Крымский эффект» теряет свою магическую силу.
Момент второй, еще более важный. В то время, когда готовился этот текст, Владимир Путин не сделал ни одного (!) громкого предвыборного заявления. Да, в прошлом году были явно предвыборные планы по материнскому капиталу, а также обещание материально стимулировать рождение первого ребенка. Но, как тут же выяснилось, не всем матерям, а только, что называется, из бедноты. Политологи большие надежды возлагали на ежегодное послание президента Федеральному Собранию, мол, там и прозвучит предвыборная программа. Но оглашение послания постоянно откладывается, в последний раз – на 1 марта.
При этом из многочисленных утечек становится ясно, что социальная часть, а именно её ждет население, будет весьма скромной. Будет подтверждена безусловная необходимость выполнения майских указов – и вроде бы всё. Большая часть послания будет посвящена возможным реформам экономики и системы управления. Отметим, что от разговоров до реальных реформ – дистанция огромного размера. И, конечно же, большое внимание будет уделено внешней политике. Сирии, откуда в очередной раз выведены наши войска и после этого последовали новые человеческие потери. Кольцу врагов, в котором мы оказались, «тщетным попыткам США диктовать свою волю» и так далее. Но международные дела вряд ли способны привлечь простого обывателя. Ему эту жвачку скармливают с весны 2014 года, и всё с меньшим эффектом.
Вот и получается, что антикоррупционная кампания стала одновременно предвыборной кампанией Владимира Путина. Косвенным подтверждением тому могут служить слова пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова. С учетом одного обстоятельства: люди, знакомые с нюансами нашей политики, знают, что все слова Дмитрия Пескова надо понимать с точностью до обратного. Так вот Песков сказал недавно: «выполнение каких-то следственных действий никоим образом не связано с политикой. В данном случае, конечно же, все руководствуются соображениями законности и неотвратимостью наказания за совершенные преступления».
Как сложить мозаику
Интересно, а как на этом фоне выглядит наша родная губерния? Станет ли она еще одним элементом предвыборной кампании под условным названием «Черный ворон»? Приземлится ли в нашем аэропорту самолет ФСБ RA-61712? На первый взгляд, для этого нет никаких оснований.
У нас всё прекрасно и замечательно. Губернатор на сочинском инвестиционном форуме подписывает протоколы к соглашениям с компаниями «Фосагро», «Хевел» и «Лукойл». Вы можете возразить, что эти компании давно работают в регионе и соглашения с ними давно подписаны. Да, это так, но простим губернатору это невинное лукавство, если нет новых соглашений, отчего бы не подписать дополнения к договорам прежним. «Лукойл», например, обязуется участвовать в ремонте детских площадок, разве это не успех экономической линии областного правительства? Высочайший опекун нашей области спикер Государственной думы чуть ли не еженедельно бывает в Саратове и раскрывает перед поклонниками всё новые горизонты. Теперь вот обещано строительство в Саратове автомобилей будущего.
Однако подождите хоронить Илона Маска и его Теслу. По разговорам, речь идет о производстве электрокаров от завода КамАЗ на площадке Тролзы. Каким-то чудесным образом в рамках этого проекта будет спасен завод автономных источников тока, хотя, как считают журналисты «Газеты недели», завод спасти проблематично (см. подробнее). Председатель общественной палаты со значительным опозданием вдруг загорелся идеей шанхайского тракта и обещает саратовцам «огромное количество перевозок». Но, как представляется, местные чиновники видят в Володине не только и не столько генератора всевозможных идей, сколько надежный щит от верховного гнева и немилости. Скажем, прежде так и было, но вряд ли будет впредь.
Но в эти же дни, полные прекрасных надежд и томительного ожидания экономического чуда, происходят совсем другие события.
Суд в очередной раз отказал в переводе под домашний арест бывшему главе Энгельсского района Дмитрию Лобанову. Адвокаты предполагают, что Лобанова могут этапировать в Нижний Новгород, подальше от родных стен, которые, как известно, помогают. Что и о ком будет рассказывать Лобанов окружным следователям, неизвестно.
Также неизвестно, что будет говорить бывший руководитель комитета по земельным ресурсам того же района Сергей Демин, обвиняемый в мошенничестве при распределении земель.
Сидит под домашним арестом бывший глава Россельхозбанка Олег Коргунов и время от времени раскрывает интересные подробности кредитов, выданных далеко не последним людям области.
И уж совсем забыли о бывшем марксовском начальнике Олеге Тополе, а ведь ему тоже есть что рассказать.
Еще сразу несколько застройщиков, обманывавших дольщиков, находятся сейчас под стражей. Им-то тоже есть что поведать об особых отношениях с чиновниками. А как сложатся эти кусочки в один большой пазл, такую красочную мозаику?
И это еще далеко не все сидельцы. Телеграм-каналы, которые сейчас заменили политические сплетни, пророчат опалу и посадку и важным прокурорским чинам, и чиновникам, и прильнувшим к власти бизнесменам. Один телеграмщик дописался до того, что есть, мол, план посадки в каждом регионе 50–100 чиновников. С одной стороны, для того чтобы умерить их аппетиты, с другой – чтобы усилить народную любовь к главному борцу с коррупцией. Врут, наверное, в интернете. Хотя, с другой стороны, будут ли жалеть удельных князьков ради восшествия на престол?
Так что вопрос, приземлится ли в Саратове борт RA-61712, мы оставляем открытым.