Большому урожаю рот рад
На Высшем экономическом совете при губернаторе решили, что Саратовская область перестала быть зоной рискованного земледелия. И нам пора становиться главным зерновым российским экспортёром. Для этого решено строить зернонакопители и порты отправки больших партий урожая за пределы области. Какая и кому от этого будет польза, в минувший вторник не разбирались. И так всем понятно – родине.
Мы вырастим. Вы помогайте нам продать
Обеспеченность области зерном по результатам 2017 года превысила потребность в 18 раз. Три года подряд природа дарила нам избыточный урожай. По всем приметам, вроде бы следующий год должен быть засушливым и, соответственно, бедным пшеницей и подсолнечником – главными нашими сельхозкультурами. Ан нет. Один из главных наших рекордсменов по урожайности любых культур на гектар Вячеслав Королёв из Петровского района снова обнадёживает: «И на следующий год не будет засухи. Будет средний год». Так что лучше готовиться к избыточному урожаю заранее.
В прошлом году всё шло наперекосяк. В первом полугодии, когда деньги сельхозпроизводителю важнее всего, банки медлили с решениями по кредитам. Во втором – с банковскими деньгами проблем не было, но все планы хорошо сбыть урожай сорвало отсутствие железнодорожных вагонов. В нервотрёпке конца лета не все сельхозпроизводители додумались, что нужно взять новые кредиты, чтобы закрыть ими старые и рассчитаться этими банковскими деньгами по текущим счетам, а зерно попридержать до времени нормальных цен. Вместо этого отдавали урожай по бросовым ценам перекупщикам, которые знали, где зерно сохранить, чтобы дождаться вагонов. Сейчас с вагонами проблем нет. И перекупщики отправляют на продажу оптовые партии пшеницы, закупленной летом, уже в два раза дороже.
По словам Вячеслава Королёва, за пшеницу, чуть-чуть недотягивающую до третьего класса, покупатели давали в Саратовской области 4 рубля за кг. И то если знаешь, кому продать. Только его хозяйство в прошлом году из-за такой цены недополучило 70 млн рублей. «Мы бы на эти деньги купили техники, удобрения, больше бы заплатили людям, сделали бы инвестиции в социальную сферу», – говорит. И пеняет власти: «Мы вырастим. Вы помогайте нам продать».
[кстати сказать] Какой молодец Азербайджан! В этой стране рады купить нашу пшеницу На экспорт с территории области в 2017 году отправлено более миллиона тонн зерна, что в 2,3 раза больше уровня 2016 года, когда за рубеж продали 462 тысячи тонн. Фактически мы третьи экспортёры после Краснодара и Ростова. Главная экспортная культура в области – пшеница, отгрузка которой ведется преимущественно в Азербайджан. Второй по отгруженным объемам – ячмень, который уходит в Иран и Азербайджан. Рожь у нас закупает Израиль, кукурузу – Иран. Чечевица уходит в Македонию, Чехию, Польшу, Казахстан, Иран, Турцию, Болгарию, Армению, Израиль, Сербию, Венгрию. Саратовский нут востребован в Турции, Пакистане, Молдове, Польше, Нидерландах, Германии, Индии, Египте, Саудовской Аравии, Ираке, Чехии, Иране, Киргизии. Сафлор уходит в Турцию, Нидерланды, Бельгию, Германию, Чехию, Швейцарию, Италию, Польшу, Болгарию, Казахстан, Иорданию. А на лён нашлись покупатели в Польше, Чехии, Словении и Австрии. |
Есть шанс продать подороже половину экспортного урожая
Помощь власти в продаже может быть разной. Например, за одну крупные сельхозпроизводители очень благодарны губернатору Валерию Радаеву уже сейчас. Он продавил на уровне президента Путина большую квоту для Саратовской области – по компенсации затрат на экспортные железнодорожные перевозки. В конце декабря 2017 года было принято постановление правительства РФ № 1595, в результате исполнения которого условием получения этой госсубсидии для РЖД станет закупка грузоотправителем у сельхозтоваропроизводителей зерна по ценам не ниже 8700 рублей за тонну – на пшеницу 3-го класса, не ниже 7900 рублей – на пшеницу 4-го класса, 6500 рублей – на пшеницу 5-го класса. Кукурузу предписано покупать не дешевле, чем за 7300 рублей, ячмень – за 6500.
Руководитель агрофирмы «Рубеж» Павел Артёмов – крупный сельхозпроизводитель области. И он давно усвоил, что все яйца в одну корзину не складывают. В хозяйстве выращивают зерно, которое и на экспорт продают (уже в этом году продали зарубежным покупателям 5 тонн нута), и держат на собственных складах до нужной цены (в настоящее время ведут достройку нового комплекса хранения, где уже сегодня сушат 400 тонн в сутки), и скармливают его поголовью КРС. Сейчас у Артёмова стадо в 4 тысячи коров молочной породы. Но он уже задумался о мясном скотоводстве. Пообещал через три года Саратовской области стейки рибай из Пугачёва. |
Саратовская область включена в перечень 13 регионов, которым перепадёт господдержка, связанная с перевозкой. Причём нам разрешено продать не менее 750 тысяч тонн зерна – больше, чем всем остальным регионам. Это не какое-то благодеяние, а всего лишь учёт удалённости Саратова от южных международных портов. В Краснодаре и в прошлом году за пшеницу 3-го класса покупатели давали 10 рублей.
Мелкие сельхозпроизводители свой урожай РЖД, конечно, не сдадут напрямую. Но они могут продать его с учётом обозначенных цен АО «Екатериновский элеватор», АО «Элеваторхолдинг» Калининский филиал, ОАО «Балашовская хлебная база», ОАО «Пугачевский элеватор», ООО «Прихоперский элеватор», которые уполномочены осуществлять отгрузку определенных квотой объемов зерна.
Зерновой хаб РЖД расшевелит конкуренцию
В Саратовской области не хватает складских площадей. И строительство элеваторов надо продолжать. Тем более что, как намекнул приглашенный на заседание ВЭС сельхозпроизводитель Александр Бесшапошников, у нас в регионе с существующими элеваторами не всё гладко. Пришла вот фирма АСТ и диктует маленькие цены. «По какой цене они установят, по такой и будет. Они не дают другим трейдерам дороже купить. Обратите на это внимание», – попросил Александр Григорьевич губернатора.
Валерий Радаев погрозил не присутствующим на заседании работникам АСТ пальцем. Сказал, что «такие желающие разорять есть, но они могут вернуться в 90-е годы», там так работать было принято. А в Саратовской области «надо цивилизованно работать». Губернаторскую позицию до владельца Ершовского элеватора будет доносить зампред правительства области Алексей Стрельников. Он пообещал Валерию Радаеву «эту тему с элеваторами выстроить». Тем более у него в рукаве есть для Ершова джокер. В этом году РЖД построит в этом районе свой элеватор, создав АСТ конкуренцию. Если всё пойдёт хорошо, то железнодорожный монополист продолжит строительство элеваторов в Екатериновском, Балашовском и Энгельсском районах.
«Нам нужно выстроить эффективную модель функционирования элеваторного хозяйства, – говорит Стрельников. – У нас в области 52 элеватора. Но на 20 процентах из них не налажена работа по обороту зерновой продукции, не выстроены нормальные отношения с сельхозпроизводителями. И эти элеваторы не стали центрами по поддержке сельхозпроизводителя. Власть не имеет над ними власти, а эти объекты должны иметь контроль со стороны правительства области».
Кто владеет информацией, тот и на коне
По наблюдениям Вячеслава Королёва, на территории области самой рентабельной культурой для правого берега Волги можно назвать ячмень. Он третий год подряд даёт хорошие финансовые результаты. Валерий Радаев за годы своего губернаторства чётко усвоил, что самая востребованная культура в Саратовской области – нут. За ним прямо на поля приезжают покупатели «с автоматчиками». Зампред правительства Алексей Стрельников сказал на заседании высшего экономического совета, что министерство сельского хозяйства настоятельно рекомендует растениеводам кроме нута сеять чечевицу, сою и лён – это высокомаржинальные культуры, которые неизменно пользуются спросом, в отличие от пшеницы, которая у нас год от года всё больше превращается в фуражное зерно. Прошлогоднюю большую долю фуража сельхозпроизводители тут же объяснили погодными условиями – «влаги было много, солнца мало».
Представляющий АООТ «Сельхозтехника» Сергей Букин сказал, что ему нравится, когда ответственные лица дают прогнозы, что сеять. Предположений много не бывает. И даже ошибочные идут на пользу сельхозпроизводителям. Букин обрабатывает 115 тысяч гектаров земли, и его интуиции на них на все не хватит. Ему нужны ориентиры.
Ориентиры волнуют и губернатора. Он спросил Алексея Стрельникова, сколько зерна производила Саратовская область в 1912 году.
Стрельников опешил.
– Не скажу.
– А какая цена на зерно тогда была?
Зампред правительства не знал, что ответить на такой заковыристый вопрос. И получил в ответ на своё молчание отповедь от Валерия Радаева: «Вот если будем это знать, то и сейчас у нас будет всё нормально, а если не будем, то постоянно будем наступать на одни и те же грабли».
Иранцы нам в помощь. И китайцы
Руководитель регионального Росреестра Павел Гришин решил честно сказать, что его обсуждение проблем зернового рынка региона разочаровало. Сказал, что как член ВЭС настраивался, что будут обозначены варианты их решения, которые все могли бы пообсуждать. Алексей Стрельников растерялся. «Постараемся сохранить объемы на экспорт», – сказал. Потому что, по его оценке, урожай будет не 4,6 млн тонн, как прогнозируется, а 5,2. Цифру могут подпортить только погодные условия двух последних недель – дожди привели к образованию ледяной корки на озимых, и теперь они могут вымокнуть и выпреть.
Кроме увеличения экспортных поставок рассчитывать больше и не на что. С переработкой всё плохо. Существующие мукомольные мощности загружены в полном объеме, и те 1,5 млн тонн пшеницы продовольственных качеств, что мы убираем, в регионе опять не удастся переработать. Для увеличения перерабатывающих мощностей нужны инвестиции, а инвесторов на горизонте не видно.
Руководитель отдела анализа рынков Торгового дома «Солнечные продукты» Владимир Жилин в своём выступлении ещё больше сгустил тучи. Из его рассказа следовало, что переработка – тоже не панацея. Вот из семечки подсолнечника в Саратовской области активно вырабатывают масло, но это раньше оно расходилось внутри России, а сейчас, кроме экспорта, возможностей сбывать его наращиваемые объемы нет. Так что вся надежда на рост мирового потребления. «Вот недавно в Сирию отправили первую партию подсолнечного масла с наших заводов», – похвалился Жилин.
Но чтобы меньше денег тратить на транспортировку саратовского урожая и больше оставлять сельхозпроизводителям, нам нужно расчищенное русло Волги. По существующему суда вынуждены ходить с недогрузом. Федеральная программа по восстановлению судоходства на Волге есть. Но когда она будет реализована, пока неясно.
А вот ясность по сырью для маслозаводов у Жилина есть. В «Солнечных продуктах» понимают, что 1 млн 200 тысяч гектаров, которые засеваются сегодня в регионе этой культурой только официально, – на максимуме. Иначе полетит к чертям собачьим любой севооборот. Ну, значит, придётся подтягивать агротехнологии, поднимая объемы за счёт урожайности. Одновременно нужно наращивать производство масличных за счет сои, очень востребованной на мировом рынке. Ну и рыжик тоже неплохая культура. Можно выращивать его и перерабатывать на масло.
Валерий Радаев обнадёжил участников ВЭС, что к нам на мартовский экономический форум приедет большая делегация из Ирана. С ними хорошо бы договориться о сбыте пшеницы, которая мало пока кем востребована в тех количествах, что мы производим. Будет ли на форуме китайская делегация, не сказали. Хотя они-то нам, оказывается, нужны как воздух. Среди выступлений проскочила информация о том, что только из российского зерна 3-го класса можно произвести китайскую лапшу.
[кстати сказать] Всё хорошо. Осталось убедить в этом население Февральские высшие экономические ценности губернатора Валерия Радаева Все должны помнить слова Владимира Путина: экономика России преодолела кризис и вошла в стадию устойчивого развития. Меньше чем через месяц мы проведем у себя первый экономический форум. Очень важно впервые провести диалог между властью и бизнесом. Цель форума – развитие межрегионального сотрудничества и стимулирование отраслей реального сектора. Тон форума должен быть обнадеживающим, чтобы у населения тоже появилось понимание нашего движения вперед. Саратовская область обязана стать лидером по интенсивности, с которой преодолеваются преграды. |