Их восемь, но кого-то не хватает

Оценить
У экспертов возникли претензии к избирательному законодательству

Уровень конкуренции на нынешних президентских выборах почти такой же, как раньше. Сам же избирательный бюллетень провисает. Несмотря на то, что зарегистрированная восьмёрка представляет все области политического спектра, ощущается нехватка левоцентристских сил и яркого кандидата от оппозиции. К такому выводу пришли эксперты Комитета гражданских инициатив (КГИ), проанализировав этап регистрации кандидатов.

Партийное неравенство

Эксперты обращают внимание на неравенство кандидатов. Виной всему партийные льготы. В то время пока 15 кандидатов открывали специальные счета и только начинали собирать подписи в свою поддержку, ЦИК уже зарегистрировал двоих. Причина в том, что представители парламентских партий от процедуры сбора народных автографов освобождены. Лидер ЛДПР Владимир Жириновский стал первым кандидатом. Выдвиженец от КПРФ Павел Грудинин – вторым. Его регистрацию затормозили разборки с иностранными счетами.

Представители КГИ считают, что наличие парламентской льготы является спорным вопросом в избирательном праве. С одной стороны, она обеспечивает участие в выборах наиболее сильных кандидатов, оберегая их от случайностей, связанных с регистрацией на основании подписей избирателей. С другой стороны, льгота создает неравенство для участников – причем не только в процессе регистрации, но и в агитационной кампании.

Это неравенство особенно заметно на президентских выборах, когда сбор подписей требует времени и значительных усилий.

Кандидаты, у которых нет льготы, вынуждены в течение месяца тратить основные силы на сбор подписей и оплату труда сборщиков. Дело в том, что начинать коллекционировать автографы можно только после открытия специального избирательного счета, оплаты с него печати подписных листов и изготовления этих листов.

При этом никаких гарантий того, что ЦИК их зарегистрирует, у кандидатов нет. Из-за такой неопределённости полноценной агитационной кампании у претендентов не получается, отмечают эксперты. А вот у кандидатов-льготников, напротив, никаких препятствий для её начала сразу после выдвижения нет. Таким образом, их агитационная кампания получается фактически на месяц длиннее.

Альтруисты на работе у кандидатов

О том, как проходил сбор подписей, можно судить по двум индикаторам. Первый – публичная заметность процесса. Здесь эксперты выделяют активность самовыдвиженца Владимира Путина, выдвиженца от «Яблока» Григория Явлинского и представительницы «Гражданской инициативы» Ксении Собчак.

Второй индикатор – размер предвыборного кошелька и расходы из него. Сбор подписей – мероприятие затратное: печать подписных листов, оплата труда сборщиков, оплата услуг нотариуса, пересылка автографов в Москву.

Если покопаться в финансовых делах кандидатов – они отражены на сайте ЦИК, то получается, что Максим Сурайкин, идущий на выборы от «Коммунистов России», потратил на автографы 416 тысяч рублей. При этом сборщикам за работу он не платил. Бесплатную рабочую силу, видимо, нашёл и Сергей Бабурин – выдвиженец от «Российского общенародного союза». На подписную кампанию он израсходовал ещё меньше коллеги – всего 311 тысяч.

Для наглядности приведем траты некоторых других кандидатов. Владимир Путин и Ксения Собчак потратили на сбор подписей почти 4,4 млн рублей каждый, сборщикам первый заплатил 71 тысячу, вторая – почти 600 тысяч. У Бориса Титова, идущего от Партии Роста, ушло на автографы почти 3 млн рублей, у Явлинского – более 20 млн. Сотрудникам, собиравшим для них народные автографы, они заплатили 2,4 млн и более 20 млн соответственно.

«Все эти данные вызывают обоснованные сомнения в честности сбора подписей в поддержку ряда кандидатов. Однако эти сомнения не могут служить основаниями для окончательных выводов и тем более для снятия тех или иных кандидатов», – отмечают эксперты КГИ. И обращают внимание на сроки, которые отводятся на сбор автографов. Шестеро из восьми попавших в бюллетень кандидатов принесли в ЦИК документы в конце декабря. Выборные счета они успели открыть до нового года. При этом подписи сдали под самый конец срока. Остальные кандидаты начали активную деятельность только в январе и, думается, подписи собрать не успели, несмотря на все заверения в обратном. Автографы в свою поддержку они так никому и не показали – раз. Расходы их на сбор автографов, обозначенные ими в ЦИК, очень и очень малы – два.

Владимир Путин представил подписи избирателей из всех регионов России, Григорий Явлинский – из 81 региона, Максим Сурайкин – из 64, Ксения Собчак – из 56, Борис Титов – из 55, Сергей Бабурин – из 46.

В пятипроцентный лимит уложились все кандидаты, хотя разброс доли брака был приличный – от 0,39 процента у действующего президента до 4,35 у Титова. В качестве позитивного момента эксперты отметили регистрацию всех кандидатов, сдавших подписи. Такого не случалось ещё ни разу. В качестве негативного – чрезмерность выборного законодательства в части сбора и проверки народных автографов. По их мнению, «система регистрации кандидатов на основании подписей избирателей на выборах всех уровней должна быть коренным образом реформирована». Вместо того чтобы фильтровать слабых кандидатов, которые не имеют поддержки избирателей, система действует противоположным образом, пропуская на выборы слабых и отсекая сильных.

Их восемь, но кого-то не хватает

Почти оптимальное количество участников

В марте, если ничего не случится, нас ждёт восемь кандидатов. Такого числа участников на выборах ещё не было. В 1996 году ЦИК зарегистрировала 11 человек, до дня голосования дошло 10, в 2000-м из 12 кандидатов в итоговом бюллетене оказались 11, четыре года спустя из семи участников президентской гонки до выборов дошли шестеро. В 2008 году за главное кресло страны «боролись» четверо, в 2012-м – пятеро.

«С точки зрения количества участников число восемь можно считать близким к оптимуму: по данным психологов, средний человек способен удерживать в памяти семь-девять объектов», – пишут эксперты КГИ.

Если же говорить о качественном составе этой кампании, то в докладе отмечается, что зарегистрированные кандидаты представляют почти все области политического спектра: есть левые, правые, выразитель консервативно-патриотического фланга российской политики.

Тем не менее, среди участников нынешней гонки представлены не все политические позиции, отмечают эксперты. Для идеологической полноты им не хватает левоцентристских сил, в частности «Справедливой России» и партии пенсионеров за социальную справедливость, которые не стали выдвигать кандидатов. Они решили поддержать действующего президента. Не хватает экспертам и основателя фонда по борьбе с коррупцией Алексея Навального, хорошо показавшего себя на выборах мэра Москвы.

Стимуляция деньгами

Идеальный кандидат на пост президента России, по мнению россиян, должен обладать тремя главными качествами: быть профессиональным политиком, настоящим патриотом и лидером, вызывающим доверие. Об этом заявил гендиректор Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Валерий Фёдоров.

Лидер народного антирейтинга среди кандидатов в президенты, согласно социологическому исследованию ВЦИОМ, – Ксения Собчак. «Около 90 процентов не допускают для себя ни в каком случае возможности голосовать за неё», – отметил Фёдоров.

Ранее самым непопулярным кандидатом на пост главы государства становился Владимир Жириновский. Он лидировал с 1990 года. В нынешней кампании его антирейтинг – только 30 процентов.

Около трети опрошенных считают, что выборы пройдут честно, чуть меньше половины предполагают незначительные нарушения, «которые не окажут влияния на общий итог выборов», и пятая часть уверена – результаты будут «серьезно искажены».

Фёдоров отметил, что явка обещает быть высокой. Информированность граждан о выборах приближается к максимально возможному показателю: 93 процента респондентов знают, что голосование должно пройти в марте 2018 года. Согласно данным свежих опросов центра, на избирательные участки планируют прийти около 80 процентов россиян.

Для того чтобы стимулировать граждан сходить на выборы, власти креативят как могут. Стандартный сценарий выглядит так: на 18 марта во многих городах назначены референдумы. Одни посвящены школьным каникулам, другие – благоустройству. В Свердловской области решили повышать активность проверенным способом – деньгами. Региональная власть организовала конкурс для сотрудников участковых избирательных комиссий. У кого на участке явка будет выше, тот получит 70 тысяч рублей. Стимулирующий бюджет запланирован в размере 8,2 млн рублей. Ещё 9,3 млн рублей были потрачены на сотовые телефоны, которые достались в подарок всё тем же членам УИК на форуме, где их учили привлекать народ на выборы.