Энгельс уехал вперед

Оценить
Почему в энгельсских троллейбусах уже можно расплатиться банковской картой, а в саратовских – до сих пор нет

С недавнего времени троллейбусы города Энгельса приобщились к достижениям мирового прогресса: в 2017 году в них появились терминалы для оплаты проезда банковской картой или смартфоном (широкой общественности об этом стало известно только в 2018 году). Саратовский же электротранспорт технические новации по какой-то причине всё ещё игнорирует.

История безнала

Сегодня безналичный расчёт доступен в каждом энгельсском троллейбусе – об этом редакции рассказал директор муниципального предприятия «Энгельсэлектротранс» Александр Кузьмин. С инициативой установить в них терминалы оплаты вышел «Сбербанк». Однако в технологической революции заинтересован и перевозчик: «Не всегда же у кого-то есть мелочь. Это для удобства пассажиров, это тоже элемент конкуренции. Вот вы зашли, а у вас мелочи нет. Что с вами делать?». По словам Кузьмина, людям новшество нравится, а цена проезда из-за него не увеличится. После оплаты пассажиру выдаётся чек.

В «Сбербанке» объяснили, какую выгоду от установки терминалов планируют получить: оказывается, так банк формирует у населения привычку платить картами. «Безналичные операции уже прочно вошли в нашу жизнь. Мы пользуемся картой или смартфоном с функцией поддержки бесконтактной оплаты в магазинах, сервисах, приобретаем товары в интернете. Такая форма оплаты удобна, современна и выгодна как покупателям, так и продавцам», – пояснили в организации.

Город с возможностью

С вопросом о том, когда безналичный расчёт будет введён и на саратовских троллейбусах, «Газета недели» обратилась в администрацию города Саратова. Однако назвать какие-либо сроки там не смогли. «В Саратове рассматривается возможность ввода автоматизированной системы безналичной оплаты проезда пассажиров и перевозки багажа. В Саратовской городской думе создана рабочая группа по этому вопросу. Ведутся активные переговоры с заинтересованными организациями», – сообщили городские чиновники. При этом мэрия проигнорировала вопрос о том, почему в Энгельсе (городе-спутнике) систему смогли запустить раньше, чем в Саратове (столице региона).

В «Сбербанке» же рассказали, что переговоры об установке терминалов ведутся с перевозчиками и представителями власти ряда городов, в том числе и Саратова: «Однако в настоящее время говорить о сроках внедрения проекта преждевременно». Такие проекты уже были реализованы банком в Казани, Нижнем Новгороде, Ульяновске, Оренбурге и других городах.

Дело в размере

Как считает заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области Сергей Балакин, в Энгельсе проект был запущен раньше, чем в Саратове, потому что там работает меньше троллейбусов: «Сейчас это пилотный проект. В Саратове достаточно большой парк трамваев и троллейбусов, поэтому они [инвесторы] решили начать с Энгельса. У нас он всегда был пилотным городом, потому что парк у них поменьше, и меньшие вложения требуются». Если опыт Энгельса окажется удачным, то, как считает собеседник, инвестор «пойдёт в Саратов». Троллейбусный парк Энгельса действительно насчитывает всего два маршрута, по которым курсирует 41 троллейбус.

Отвечая на вопрос, будет ли безналичный расчёт внедрён на других видах общественного транспорта, Балакин напомнил, что городской транспорт – это сфера ответственности муниципалитетов. Региональная же власть может тратить деньги только на региональные маршруты, однако бюджет области сегодня испытывает известные финансовые трудности: «Сами понимаете, бюджет у нас ... Поэтому пусть люди попробуют, мы увидим экономику, после этого либо сами купим, либо пойдём по тому же пути».

Энгельс – территория развития

Энгельсские троллейбусы не только получили безналичный расчёт раньше саратовских. Ещё они раньше появились в сервисе «Яндекс.Транспорт», который позволяет в прямом режиме отслеживать движение общественного транспорта. «Закачиваете приложение, открываете его, у вас там карта Энгельса, – рассказал редакции глава «Энгельсэлектротранса» Александр Кузьмин. – Нажимаете на остановку, и вам приложение сразу показывает, что 8-й троллейбус будет через три минуты, а 14-й, допустим, через 10. Вот вы находитесь в гостях, смотрите: ага, последний троллейбус тогда-то пойдёт. Давайте, мол, прощаться». Энгельсские троллейбусы появились на картах сервиса буквально на прошлой неделе. Для этого сотрудники предприятия в течение нескольких месяцев «набивали каждый маршрут», указывая время движения и другие параметры.

«Газета недели» проверила слова Кузьмина: «Яндекс.Транспорт» действительно показывает движение троллейбусов в Энгельсе (хотя почему-то в меню выбора городов Энгельса нет). В Саратове сервис не работает.

Также Кузьмин рассказал, что примерно через пару недель энгельсское троллейбусное депо планирует внедрить ещё одно новшество, однако подробности раскрывать не стал. «Сейчас не готов вам сказать», – сохранил интригу директор.