Добро пожаловать наверх

Оценить
Эксперты утверждают: стать президентом России проще, чем президентом многих других стран

Кандидаты в президенты зарегистрированы. Бюллетени утверждены и готовятся к печати. В них значится восемь фамилий.

На отборочном этапе претендентов на высокий пост было 70. Именно столько уведомлений о выдвижении поступило в ЦИК. Документы подали 36 человек. До первого этапа дошла половина. Выбывшие заявляли о длинном списке ограничений, преодолеть которые невозможно.

«По каким-то своим причинам»

Поучаствовать в президентской гонке можно двумя способами: выдвинуться самому или посредством партии. В первом случае необходимо собрать группу поддержки из 500 человек. Такие требования были введены перед выборами 2004 года.

Собрать полтысячи сторонников нужно в одно время и в одном месте. Все они должны расписаться в специальных листах. Сообщить свои имя-фамилию и место работы. Подписи должны быть заверены нотариально.

Ранее самовыдвиженцу достаточно было предъявить всего сотню сторонников.

Во втором случае – когда претендента выдвигает партия, ей необходимо провести съезд. На нём достаточно присутствия 43 делегатов. Кандидату быть членом этой партии необязательно.

После «одобрения» ЦИК участники приступают к сбору подписей в свою поддержку.

Для регистрации самовыдвиженцу необходимо принести 300 тысяч народных автографов, выдвиженцу от партии – 100 тысяч. При этом не более 7,5 тысячи и 2,5 тысячи соответственно от каждого субъекта РФ.

Многие кандидаты на подписях и погорели. Собрать не смогли. Потому ругались на драконовские условия. Но если вспомнить президентские выборы начала нулевых, когда от кандидатов требовали по 500 тысяч народных автографов, а позже планку подняли ещё выше – до 2 миллионов, претензии непрошедших выглядят не очень убедительно.

Условия выдвижения в президенты стали максимально простыми и демократичными, дальнейшее их упрощение скажется на качестве кандидатов и может сыграть негативную роль, отмечает политолог Дмитрий Олейник. Он считает, что нынешние требования минимальны, хорошо отработаны и в корректировке не нуждаются, в отличие от других частей избирательного законодательства, касающихся агитации и организации избирательного процесса: «Требования направлены на то, чтобы кандидат провёл хоть какие-то организационные мероприятия, чтобы мог показать серьёзность своих намерений. Не надо забывать, что президентский пост высший пост в государстве, поэтому делать условия выдвижения совсем уж простыми нет смысла».

Собрать 300 тысяч подписей в отведенные сроки – реально, уверен политолог, участвовавший ранее в политических кампаниях. «Сбор подписей сейчас символический, задачу упростили в 20 раз. Я собирал 7,5 тысяч подписей в регионе в свое время, – вспоминает Олейник. – Это задача решаемая даже для самовыдвиженца. Если есть сложности собрать 500 человек для выдвижения, наверное, надо начинать не с президентских выборов, а с выборов муниципального уровня, регионального, где требования проще».

Собеседник отмечает: кандидаты, сомневающиеся в своих способностях собрать 300 тысяч подписей, могли облегчить себе задачу в три раза. «У нас сейчас существует не один десяток политических партий, многие из которых заинтересованы в выдвижении серьёзных кандидатов – после того как он наберёт больше трех процентов голосов, партия получает госфинансирование. Граждане, которые хотели поучаствовать, эту задачу реализовали. Большинство отсеянных претендентов не захотели идти дальше по каким-то своим причинам, – говорит политолог.

Главное, убеждать в порядочности у нас не надо

Стать президентом России проще, чем президентом многих других стран. К такому выводу пришли эксперты Российского института избирательного права в своём исследовании «Избирательные цензы на выборах глав государств». Они проанализировали законы государств, в которых проводятся прямые выборы высшего должностного лица. Насчитали 16 цензов и 32 ограничения.

Страны разделили на три группы: «либеральную», «стандартную» и «консервативную». Россию, где действуют 6 цензов и 10 ограничений, определили во вторую.

Основные ограничения в нашей стране установлены Конституцией. Требования таковы: кандидат должен быть не младше 35 лет, прожить в России не менее десяти лет, не иметь второго гражданства и вида на жительство в другой стране, быть дееспособным, находиться на свободе и не иметь судимостей.

Также не может избираться главой российского государства человек, отработавший на этом посту два срока подряд. А вот с «перерывом» и снова новые два – это пожалуйста. Видимо, для таких смекалистых во многих других странах, в частности в США, Польше, Монголии и Мексике, ввели ограничения по количеству общих сроков для одного лица.

Вообще одни и те же избирательные цензы в нашем государстве и иностранных выглядят порой совсем по-разному. Вот, например, возрастной ценз, который у нас составляет 35 лет, в Аргентине на пять лет ниже, в Монголии – на пять лет выше. В Финляндии, Словении, Черногории, Хорватии избираться на главный руководящий пост могут даже 18-летние граждане.

Или гражданственный ценз. В США, Болгарии, Португалии, Бразилии, Грузии участвовать в президентской гонке могут только родившиеся в этих странах люди. В Монголии, Египте и Греции требования ещё жестче – родители или супруги кандидатов также должны быть гражданами этих государств.

Что касается ценза осёдлости, то наша «десяточка» – самый распространённый срок и во многих других государствах. В два раза больше только в Мексике, меньше всего – три года – в Литве.

В некоторых государствах действует финансовый ценз. Так, в Аргентине кандидат должен иметь доход более двух тысяч песо, в Монголии «прокатят» претендента с долгами, в Египте путь наверх закрыт для граждан, признанных банкротами.

Существуют и другие цензы. В Азербайджане и Казахстане кандидатов проверяют на наличие высшего образования, в Бразилии – на грамотность. Во Франции и Боливии, прежде чем идти на выборы главы государства, кандидату необходимо отслужить.

Партийный, религиозный и моральный цензы встречаются в современных странах довольно редко. Например, в Бразилии участвовать в президентских выборах могут только партийные кандидаты, в Сингапуре, наоборот, – беспартийные. На Мальдивах путь в большую политику закрыт для всех, не исповедующих ислам суннитского направления. В Египте в руководство не может быть избрано лицо, с позором уволенное с гражданской службы, в Сингапуре президентом может быть гражданин, убедивший членов комиссии по выборам в своей честности, порядочности и хорошей репутации.