Снегопад как проверка власти на авторитет
Вместо критики – лопата!
Снег выпал неожиданно, в конце января. Сначала саратовцы сказали «наконец-то», а потом «ой» и застряли в десятибалльных пробках. За трое последних суток января, по данным синоптиков, нападало 67% от месячной нормы осадков. А кто за четыре дня убраться не успел, получил вторую порцию зимней неожиданности в виде кратковременной оттепели, ледяного дождя (112% от месячной нормы осадков) и морозов следом. Правда, синоптики осторожно обещают, что в феврале будет морозно, а снежок, если пройдет, то только освежит пейзаж, а не существенно его изменит. В общем, целый месяц у нас есть на то, чтобы справиться со снежными завалами, гололёдом, сосульками и прочими прелестями русской зимы.
Анна Мухина
Застрявшие в сугробах и талой воде
Саратову немного времени потребовалось на то, чтобы из скованного снегами города превратиться в аналог Венеции на Волге. Ещё в среду, 31 января, жители посёлка Солнечного общими силами вытолкали автобус, застрявший в сугробах, за что попали в сюжет Первого канала. А уже в понедельник, 5 февраля, все социальные сети были заполнены фотографиями подтопленных саратовских улиц. Саркастические комментарии про «СарВенецию», «самый благоустроенный город» и необходимость доукомплектовать автомобили вёслами прилагались.
Ну, а потом снова пришли заморозки. И проверили на прочность сотрудников СГЭТ. Восемь лет назад (помните, была у нас такая «сомовская зима»), тоже в феврале, случилась похожая неприятность – после кратковременной оттепели ударил мороз, и все трамвайные пути буквально вмёрзли в лёд. В этот раз, несмотря на нехватку людей и техники, СГЭТ подобного коллапса не допустил – пока температура падала, по сложным участкам бегали специальные вагоны-снегоочистители и выдавливали замерзающую воду.
Без ЧП тоже не обошлось. И самым легким из них было падение ели на площадку детского сада № 40. Дерево не выдержало тяжести налипшего мокрого снега и рухнуло. Было воскресенье, и никто не пострадал. Саратовскому девятикласснику повезло куда меньше – его 5 февраля накрыло свалившимся с крыши льдом. И подростка с сотрясением мозга и с ушибом головы госпитализировали.
Кстати, саратовские синоптики о том, что из-за оттепели возможен сход снега и наледи с крыш, предупреждали заранее. По словам замначальника Саратовского областного гидрометцентра Светланы Цветайло, прогноз на оттепель был готов еще в пятницу, 2 февраля, и в полдень уже разошелся по всем заинтересованным потребителям. То есть его получили органы власти, жилищно-коммунальные службы города, МЧС. Вместе с прогнозом был дан и развёрнутый комментарий, что в связи с неблагоприятными погодными условиями ожидается осложнение дорожной ситуации, сход снега с крыш и т.д. Вопрос к тем, кто и как эту информацию применял.
Как убирают город
Администрация не подвела. Отчеты о количестве техники, вышедшей на уборку города, кубометрах снега, вывезенного за его пределы, тоннах песко-соляной смеси и реагентов, высыпанных на его улицы, количестве очищенных крыш и так далее публиковались и публикуются с завидной регулярностью. Рабочий день начинается с обязательного отчёта о проделанной за ночь работе и заканчивается предупреждением о том, что планируют очистить следующей ночью.
Еженощно на уборку выходит от 115 до 125 единиц техники муниципальных предприятий, в особо сильные снегопады привлекается техника сторонних организаций. На борьбу с последствиями стихии каждый день выдвигаются больше 160 сотрудников МБУ «Дорстрой» и МБУ «Благоустройство города», плюс дополнительно привлекают к этому непростому делу до 1700 дворников. За сутки город покидает 3,5 тыс. кубометров снега, а против снега и наледи используют до 100 тонн песко-соляной смеси и более 30 тонн реагентов.
Особенно радует, что в каждом релизе говорится об очистке прилотковой зоны основных дорог (хотя на Чапаева, например, вся прилотковая зона от Московской до Ильинской площади в ужасающем состоянии).
Недоволен? Возьми лопату!
С таким предложением на заседании городской общественной палаты выступил Сергей Авезниязов. Не надо критиковать, а надо брать лопату в руки и чистить город.
Воспользуется ли этим советом губернатор Валерий Радаев, который выразил недовольство качеством уборки города в числе первых? Чуть позже к губернатору присоединилась и городская прокуратура – она вынесла в адрес мэра Михаила Исаева представление о дефиците техники для уборки снега и ненадлежащей расчистке 52 улиц. А инспекторы безопасности дорожного движения составили целых 84 акта о недостатках в содержании улично-дорожной сети.
Мы у Володина попросим
Лопата не лопата, а коммунальной техники и правда маловато, – пожимает плечами городская администрация. Вот Михаил Исаев и обратился за помощью к Вячеславу Володину. «В кратчайшие сроки на улицы нашего города дополнительно выйдет несколько десятков коммунальных машин», – цитируют Исаева новостные агентства. Насколько «кратчайшими» будут сроки, в которые в город придет 95 единиц техники, не сообщается.
Дворы, крыши, тротуары
Муниципальный контроль тоже на месте не сидит, нарушения выявляет – 624 со стороны управляющих организаций. Крыльцо не чищено, пол не метен... то есть дорожки песком не посыпаны, наледь с крыш не сбита. УК нарушения устраняют. Так, чтобы и крыльцо безо льда, и машина на дворовой дороге днищем об снег не чиркала, получается не у всех. Хотя...
– В правилах содержания жилищного фонда всё это прописано – время, за которое надо убрать снег с крыльца, очистить дорожки, обработать их песко-соляной смесью, – объясняет Елена Беликова, глава одной из саратовских управляющих компаний. – Эта работа входит в статью «содержание жилья», и управляющая компания несёт за её выполнение ответственность. Мы знаем, что в зимний период расходы всегда больше, поэтому экономим, где-то ужимаемся. На то, чтобы почистить двор и крыши, у нас всегда деньги есть.
С дорожками и крыльцом справляется дворник, для крыши УК нанимает альпинистов (от тысячи до 3 тысяч рублей за крышу в зависимости от объема работ), для расчистки внутридворовых дорог – бобкэт (3 тысячи рублей за три часа).
Если УК не справляется, то не надо быть аморфными амёбами, советует Беликова. Надо идти на контакт с управляющей компанией или руководством ТСЖ. «А то критиковать по кухням все могут, а на собрание приходят шесть человек максимум».
Вопрос с тротуарами открыт. На центральных улицах это территория, прилегающая к магазинам. Состояние этих тротуаров говорит о том, что бизнесу, как правило, клиенты не нужны. Ну, или очень нужны (поэтому можно легко вывихнуть или сломать ногу напротив одного саратовского ортопедического салона).
А может, и правда сами?
Однажды с саратовскими туристами в США произошла интересная история. Представитель турфирмы, седая благообразная старушка, везла их по хайвею из аэропорта. Вдруг с нетолерантным выражением она остановила автомобиль. Вышла, подобрала валяющуюся на обочине бутылку, положила её в пакет и кинула в машину. Это глубоко поразило саратовских туристов – ведь бутылку через какое-то время убрали бы коммунальные службы. Но привычка не жить в грязи – вторая натура.
– То, что снег выпадает зимой, это не новость, коммунальные службы должны быть к этому готовы, – говорит Светлана Цветайло. – Но всё-таки он шёл долго, и его выпало много. Мне кажется, в такие дни нам надо забывать, что мы господа и госпожи, а надо брать лопаты и справляться с последствиями стихии всем миром. Школьниками нас выводили чистить снег, и наше достоинство это никак не роняло.
– Не стыдно делать грязную работу, стыдно жить в грязи, – согласен с ней руководитель регионального движения «Жить здесь!» Александр Ермишин. – В некоторых вопросах надо идти навстречу просьбам администрации. Например, не выезжать в сильный снегопад на автомобиле или убирать машину с улицы, если улицу будут чистить. Но, извините, чтобы обращаться к людям с просьбой, надо иметь некоторый авторитет. А авторитет власти низок. В том числе и потому, что город с разрешения властей построен так, что не только спецтехнике тяжело пройти, но и машинам, чтобы разъехаться, приходится складывать зеркала. И это не центр города, а посёлок Юбилейный, в чистом поле построенный. Кто за это несёт ответственность?
[кстати сказать] Как чистят снег в других странах Япония На севере страны сугробы выстой в 10 метров – нормальное явление. Так что японцы чистят снег почти постоянно: снег бурит специальный трактор, за ним двигаются экскаваторы и грейдеры. После прохода техники остается «снежный коридор» – отвесные стены снега над дорогой, которые привлекают туристов. Деньги, которые те приносят, тоже тратят на очистку дорог. Финляндия Опутанная сетью метеостанций и веб-камер, эта страна всегда готова к снегопадам. Все коммунальные службы поднимаются по тревоге за сутки до выпадения осадков. Снег еще толком не пошёл, а техника для уборки тут как тут. К началу рабочего дня уровень снега не должен превышать двух сантиметров. И финны справляются. Плюсом идет разбрасывание песка и каменной крошки, что улучшает сцепление с дорогой. Канада Здесь кроме муниципальных служб к уборке привлекается население (методом кнута и пряника): за неубранную придомовую территорию штрафуют, а с владельцами пикапов заключают контракты на очистку улиц от снега. Обычные горожане крепят к своим машинам плуги и щётки и чистят дороги. И городу хорошо, и жителям – свою копеечку они имеют. США В этой стране действует «правило трёх часов»: за столько времени должны быть расчищены все основные дороги после окончания снегопада. Государственные службы чистят национальные хайвеи, муниципальные – городские дороги. В маленьких городах практически всегда работают волонтеры из местных жителей. Все предприятия и владельцы частных домов в США обязаны самостоятельно чистить снег и лед на тротуаре напротив своего дома. Если проигнорировать требование об очистке, то придется заплатить штраф – до $100. |
Стихийное бедствие и его последствия
Хотели снега? Получайте! Не понравилось – вот вам тогда оттепель и гололёд! Как в Саратове борются с последствиями стихии? И борются ли вообще? По заледенелым улицам родного города прогулялся корреспондент «Газеты недели в Саратове».
Вячеслав Коротин
В центре внимания
Улица Чапаева. Самый центр. Множество магазинов, банков, детская поликлиника, кафе, ресторанчики, остановки общественного транспорта: улица притягивает пешеходов. И лёд, её сковавший, недостаточный аргумент, чтобы менять маршрут.
Пенсионерка Алла чуть ли не каждый день «гуляет» по Чапаева – провожает внука в школу, а потом встречает его после занятий. Идёт аккуратно, не торопится. Говорит, что чувствует себя канатоходцем. «Если упаду, то сама без посторонней помощи не встану. Гололёд заставляет тратить в два раза больше времени на дорогу. Только отведу внука в школу, уже надо встречать. Хоть с ним на уроках сиди», – говорит пожилая женщина, осторожно делая ещё пару неуверенных шагов.
На автобусах или троллейбусе пенсионерка не ездит – экономит. Надеется, что тротуары почистят, уберут с них снег и лёд побыстрее. Тогда она сможет более уверенно делать каждый следующий шаг.
Ещё две женщины нашли свое решение проблемы – идут, держа друг друга под руки. Если и падать, то вместе.
Осторожность в условиях гололёда в Саратове – то, что доктор прописал. Я и сам, спускаясь по Чапаева от Московской улицы к Ильинской площади, чуть было не навернулся... раз пять! Надо отдать должное коммунальщикам, кое-где тротуары посыпаны песком. Иногда встречаются «островки безопасности» – прилегающая к некоторым магазинам территория вычищена до асфальта. Но таких немного.
Другая проблема – сосульки. Кое-где тротуар был перегорожен сигнальной лентой. Теперь на столбах и деревьях её остатки трепещут на ветру. Даже если сигнальные ленты порваны, это не значит, что сосульки с крыш очищены. Пятиэтажка на пересечении Чапаева с Белоглинской. Сосульки на её крыше висят и ждут оттепели, чтобы рухнуть вниз. На столбах возле дома – остатки красной ленты. Под сосульками узкая тропинка, на которой с трудом могут разойтись два человека: дворник с ломиком тут тоже не появлялся. Как там ходили пешеходы, когда она была натянута? По проезжей части? Или летали?
Вдоль этого дома, несмотря на опасность, туда-сюда снуют жители города. Вот школьница, а перед ней – пенсионерка. Бабушка то и дело поднимает голову вверх – переживает? Под сосульками по возможности ускоряет шаг. А вот девчонку сосульки интересуют мало. Школьникам лёд в радость. Можно до школы не дойти, а доехать. Вот один такой разогнался по льду и катится! Теряет равновесие... и плюх! И ничего. Вскакивает, отряхивается и снова бежит и катится под задорный смех своих однокашников.
И всё это происходит в самом центре города. Но Саратов ведь не только из центра состоит.
Шаг в сторону
Микрорайон Солнечный, жилой комплекс «Близнецы», утро вторника. Чтобы дойти до трамвайной остановки «Улица Бардина», надо преодолеть лестницу. Именно преодолеть! Вот девушка останавливается рядом со ступеньками и нерешительно переминается с ноги на ногу. Надо спуститься вниз, но не приземлиться на пятую точку. Предлагаю помочь. Но сам еле дотягиваюсь до перил, рискуя распластаться прямо на ступеньках, а потом даю руку девушке, и мы кое-как спускаемся вниз: я пячусь назад как рак, она скользит за мной, опираясь на мою руку. «Спасибо большое! У меня такая обувь скользкая! Если бы не вы, я бы не спустилась отсюда». Но мне кажется, что дело вовсе не в скользкой обуви. Вернее, не только в ней.
Плохо очищенные дороги стали причиной многочасовых пробок. Не на руку это и водителям маршруток. «Было три полосы в одну сторону, а как снег почистили, стало две. Отродясь не было пробок к кольцу Молочки, где односторонне движение. Теперь едем еле-еле», – рассказывает водитель маршрутки.
Таксист, с которым я еду на работу, считает, что службы по благоустройству города спасает то, что у нас «дофига где одностороннее движение». «Вот было бы здесь двустороннее движение, то им пришлось бы нормально всё делать, а не через одно место. Вот как здесь две машины разъедутся?» – указывает он на горы снега по обочинам проезжей части, везя меня через Техстекло, где как раз несколько улиц с односторонним движением. А что творится во дворах! «Я к клиентам подъехать не могу. Боюсь, что во двор въеду и там до весны останусь. Как трамвай езжу – по колее. Почему я должен ездить и чиркать днищем постоянно? За что я налоги плачу?» – говорит он мне.
Транспортная доступность
Сенной рынок. Остановка общественного транспорта – в центр. Пассажиры нерешительно мнутся у края проезжей части. Подъезжает автобус, и начинаются чудеса акробатики. Чтобы попасть в автобус, надо с горы льда спуститься на проезжую часть. Это трудно. Всем без исключения. Тем, кто покинул автобус, надо на эту гору забраться. Пожилые люди без посторонней помощи этого сделать не могут вообще. Тут навернуться уже не просто неприятно, но и опасно – движение на Астраханской оживлённое!
Неожиданно-олимпийские эмоции
10 февраля в Базарно-Карабулакском районе прошла 14-я областная «Лыжня России»
В ней, если верить чиновникам, приняли участие 18 тысяч человек. Глава региона Валерий Радаев отметил совпадение этого дня с открытием зимних Олимпийских игр. Радость побед, горечь поражений... Организаторы постарались обеспечить участникам практически олимпийские эмоции – правда, несколько неожиданными способами.
Гульмира Амангалиева
Народные гуляния
Ежегодная областная «лыжня» в Базарном Карабулаке – это не просто праздник спорта, а масштабное народное гуляние, праздничная вакханалия с ярмаркой, маскарадными костюмами, песнями и плясками. Вот уж где русской душе можно развернуться! Гости, как обычно, ели шашлык, угощались выпечкой из национальных подворий, покупали продукты на дом. Правда, в этом году с прилавков, подальше от любопытных глаз, исчез алкоголь, и многим людям пришлось согреваться исключительно горячим чаем. Перед деревянными кабинками туалетов стояли традиционные живые очереди, ожидание в которых затягивалось до 20 минут.
Приезжал сам губернатор – выстрелом в небо дал старт соревнованиям, вручил подарки, а после окончания забегов гулял вместе со свитой по палаточному городку: пробовал хлеб-соль, восхищался мастерство народных умельцев. Гвоздем программы стала прогулка в запряженной тройке, на которой Валерий Радаев прокатился перед толпой зевак.
Без лаврового венка
Сами лыжные соревнования тоже заняли какую-то часть программы. К половине двенадцатого все гипотетические 12 тысяч выстроились огромной колонной на старте, ожидая сигнала к началу забега.
Журналистам, изъявившим желание принять участие в соревнованиях, нужно было протиснуться между участниками, чтобы встать под табличкой «СМИ». Оказалось, что таких указателей – целых три, все они установлены в шахматном порядке ближе или дальше от линии старта. Журналисты в растерянности кружатся, пока не выныривает судья – он выстраивает нас под вторым указателем. «Как только губернатор выстрелит – вы не бежите! Бегут випы, – указывает на впереди стоящую группу судья. – У вас старт начнется через 10 минут позже них».
Слово берет губернатор: замечает, что финальный забег «Лыжни России» совпал с открытием зимней Олимпиады и потому он посвящается мастерству спортсменов. «И первыми стартуют представители министерств, ведомств, органов государственного и местного самоуправления», – громогласно объявляет ведущий. Выстрел! Побежали.
На сцене тем временем награждают за вклад в организацию соревнований. Главе Балаковского района достается благодарственное письмо за то, что смог мобилизовать самую многочисленную делегацию участников. Это сейчас очень важно. Сейчас смог – значит, и на выборах с явкой не подведет.
На финиш уже приходят первые бегуны – ведущий занят объявлением победителей. Судья, охраняющий нас, делает взмах рукой – мы бежим.
Сказать честно, журналистов, участвующих в забеге, всего десяток, и среди них всего четыре женщины, включая меня – а это значит, что почти все мы уместимся на пьедестале. Такой вывод тешит мои наполеоновские амбиции и придает сил. Еще в самом начале я вырываюсь среди девушек вперед.
На финише никто венок на голову не надевал, на руках не подбрасывал... А если серьезно – странно, что нет ни одного знакомого лица и никто не записывает мой порядковый номер.
– Сфотографируешь меня на награждении? – обращаюсь я к коллеге.
– Как, награждение ведь уже прошло...
В еще более идиотской ситуации я себя не ощущала. Неужели я настолько увлеклась гонкой, что не заметила, как меня обогнали все три девушки из нашей группы?!
«Количество растет, а качество – нет»
В палатке для СМИ появляются победительницы с призами. На старте в нашем ряду я их не видела. Точнее, видела их спины впереди. Девушки из пресс-службы пересмотрели фотографии со старта – действительно, коллеги выбежали на 10 минут раньше вместе с вип-персонами. «Мое дело – выставить вас на старт, а уж кто когда побежал... Хорошо, в следующий раз я буду стоять с кнутом и не пускать никого раньше времени», – усмехнулась пресс-секретарь минспорта.
«Я участвую в «Лыжне» с 84-го года, как только она стала проводиться. Замечаю, что каждым годом количество участников растет, а качество организации – к сожалению, нет. В этом году получилось так, что в мужской группе третье место занял мой коллега, который мало того что выбежал на 10 минут раньше вместе с «випами», так еще и срезал часть пути. И это никто не пресек», – рассказывает корреспондент газеты «Совфакс» Сергей Данчук.
Кстати, с «Лыжней России» в Базарно-Карабулакском районе мне не везло пока еще ни разу. Помню, как в 2014 году журналистов чиновники минспорта не сочли нужным предупредить о времени отправления автобуса для СМИ, а на самих соревнованиях нужно было пройти квест, чтобы достать обещанные лыжи. В 2016 году губернатор по-гагарински крикнул «Поехали!» и объявил массовый старт на 15 минут раньше указанного в программе времени: пока первая часть участников тронулась с мест, другие, в том числе я, еще не надели лыжи. Участникам, приехавшим из районов области, повезло еще меньше. Например, как сообщали очевидцы, автобус с детьми остановили сотрудники ГИБДД за 2 км до проведения соревнований, и дети побежали с лыжами, но не успели на старт.
Комментарий главного судьи или ответственных за проведение мероприятия лиц на момент подготовки материала не поступил.