Есть ли дороги хуже и кто виноват?

Оценить
Депутаты не нашли решения проблемы плохих дорог в Саратовской области и многих дорог тоже не нашли

В Саратовской области нормальных дорог фактически нет к 300 населенным пунктам. Денег на их строительство (ремонт/восстановление) у региона тоже нет. Поэтому, как сказал руководитель Дорожного фонда Саратовской области, заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Сергей Плешаков, в первую очередь внимание будет уделяться тем дорогам, которыми пользуется большая часть населения. То есть дорогам до райцентров и внутри них. Межпоселковыми и внутрипоселковыми дорогами займутся тоже, но потом, при более благоприятных финансовых условиях.

Если не нормативное, то хотя бы безопасное

Проблему состояния межмуниципальных дорог подняли в прошлый четверг на рабочем совещании комитета областной думы по вопросам жилищной, строительной и коммунальной политики. Предполагалось, что депутаты заслушают планы регионального минтранса по освоению капитала дорожного фонда, который в текущем году составил 6,4 миллиарда рублей. Но в итоге обсуждение переросло в нешуточный спор между депутатами и чиновниками, с переходом на личности и взаимными обвинениями. Депутаты-коммунисты обвиняли депутатов-единороссов и чиновников правительства области в принятии «бездорожного» бюджета, в бездействии и в замалчивании острейших проблем. Те в свою очередь обвиняли оппонентов в некомпетентности и популизме. По большому счету, спор был хоть и шумный, но пустой. Пар спустили, а решения обозначенных проблем так и не наметили.

Собственно, толком не обозначили и проблему саратовского бездорожья. Она, конечно, и так очевидна, но конкретики по ней мало. Сергей Плешаков, рассказывая, на что тратятся деньги из фонда, сосредотачивался преимущественно на достижениях. На содержание автомобильных дорог в 2018 году, по его словам, направят 2,4 млрд, на содержание мостов – 53 млн рублей, на капремонт дорог – 645 млн рублей.

Ремонтировать межмуниципальные дороги будут по кускам. Например, 6,5 км на дороге Саратов – Дубки – Новая Липовка. Или 9 км по направлению Саратов – Тепловка – Базарный Карабулак. Два участка – 9 и 3,4 км – на дороге от Саратова в волгоградском направлении и т.д.

Строить будут только одну дорогу – трассу Озинки – Перелюб. На это предусмотрено 100 миллионов рублей. Еще собираются строить мост через реку Камелик за 350 млн рублей. Достижением считается и передача в федеральную собственность дороги Энгельс – Ершов – Озинки. Во-первых, потому что теперь её ремонт будет финансироваться из федерального бюджета (в этом году на неё выделят 1,5 млрд рублей по федеральной программе), а во-вторых, потому что те средства, что ранее на её содержание выделялись из областного бюджета (дорожного фонда) – по 400 миллионов в год, теперь можно распределить на другие дороги. Ещё одно достижение региона – успешная реализация программы «Безопасные и качественные дороги» Саратовской агломерации. Саратовская область уже получила похвалу от федерального правительства, а в этом году получит новый миллиард рублей на ремонт дорожного покрытия в Саратове и Энгельсе. Закончить эти программные мероприятия обещают до середины сентября.

Проблему нехватки денег Плешаков обозначил вскользь. И то с оговорками. Он признал, что имеющихся в фонде средств совершенно точно не хватит на обеспечение нормативного содержания и ремонта дорожного покрытия по всем направлениям (по грубым подсчётам чиновников, на это нужно порядка 140 миллиардов рублей). Но оговорился, что за последние пять лет размер фонда увеличился втрое. Отметил, что стратегией развития области на 5 лет предусмотрено первоочередное приведение в порядок (не нормативное, но хотя бы безопасное состояние) дорог от областного центра до районных центров. Но добавил, что такая тенденция по всей России.

«Там, где позволяет состояние покрытия, мы будем делать защитные слои, где нет – ямочный ремонт, будем заниматься устранением нежелательной растительности», – подытожил Плешаков.


[кстати сказать]

Не верьте глазам своим. Плохие дороги в России – это миф

Глава Минтранса РФ Максим Соколов в январе отчитался перед президентом, что плохих дорог в России больше нет. По крайней мере, федеральных. Чиновник уверен, что на 80% федеральные трассы в РФ приведены в нормативное состояние.

«Миф о плохих дорогах в России в 2017 году, я считаю, точно развеялся», – цитирует Соколова РИА «Новости».

В настоящее время федеральная дорожная сеть составляет более 50,1 тыс. км, что на 494,8 км больше, чем в 2016 году. Общая протяженность автомобильных дорог в России превышает 1,5 млн км.

По итогам 2017 года дорожникам удалось довести до 77,5% долю федеральных трасс, соответствующих нормативам. За год было отремонтировано свыше 8,8 тыс. км. Проведены работы по строительству надземных переходов, установке разделительных заграждений. Количество аварий на федеральных трассах сократилось на 2,1%.

Строители, большегрузы, вымирающие поселения

Дальнейший разговор участников совещания был посвящен в основном поиску виноватых и истинных причин плохих дорог в регионе. Депутат Александр Анидалов услышал, что основной причиной бездорожья в Саратовской области является безденежье, и настаивал, чтобы правительственные чиновники, и Плешаков в частности, называли вещи своими именами. Он же требовал от коллег-единороссов признать, что принятие якобы бездифицитного бюджета – не более чем спектакль: «То, что вы нам рассказываете, когда принимается бюджет, сплошное враньё и ложь».

Депутаты Александр Санинский, Владимир Капкаев и Николай Семенец отвечали, что Анидалов не открывает никому Америку, заостряя внимание на финансовых вопросах. Это, мол, и так всем давно известно. Но, как заметил Владимир Капкаев, от эмоциональных выступлений про дефицитный бюджет денег в нём не прибавится. Более того, по мнению депутатов, далеко не только деньги являются проблемой.

Николай Семенец, который на этом совещании выступал еще и как руководитель «Союза дорожников и транспортников», считает, что свою лепту, и немалую, в плачевное состояние саратовских дорог вносят большегрузы. Сильнее всего от перегруженных фур страдают, по его словам, дороги Петровского и Екатериновского района, где уже разбита недавно отремонтированная дорога. А всё потому, что ушлые грузоперевозчики пользуются ею для объезда трасс с предусмотренным весовым контролем. Николай Семенец считает это явление просчетом федеральных законодателей: «не урегулировано, чтобы органы МВД сопровождали и направляли большегрузы». И Сергей Плешаков его в этом поддержал, пояснив, что останавливать перегруженные фуры ни у кого полномочий нет, есть право только взвешивать их.

Однопартиец Анидалова Николай Бондаренко усомнился, что плохое качество дорог – вина большегрузов. «За границей, что, фур нет? А там дороги не разбитые. На что мы надеемся, что большегрузы перестанут ездить?» – заявил он, как бы намекая, что дороги надо строить так, чтобы они не рассыпались под весом тяжелых машин.

Тему качества продолжил депутат Иван Чепрасов, который подтвердил, что дороги часто разрушаются из-за некачественного асфальта, который применяют подрядчики при строительстве. Плешаков возражал, заявив, что все покрытия после сдачи подрядчиками проверяются в лабораториях. На что получил ответ об аффилированности всех лабораторий. «Ну прекратите вы, ну всё мы знаем. Все дорожники, выигравшие конкурсы, заранее знают, кто их будет проверять. Это всё свои компании. Только подключив ФСБ, мы [в Балакове] добились передачи анализов в СГТУ», – заявил Чепрасов.

И всё же в этой перепалке депутаты нащупали пару неоднозначных, но, безусловно, креативных идей решения дорожных проблем. Суть их в том, чтобы ничего не делать. Например, строить дороги к малонаселенным пунктам вообще нет никакого смысла. Дорого, мол, и нецелесообразно тянуть асфальт в деревню с полутора десятком стариков: «пока достроим, село уже вымрет». Да и улучшение качества дорог, как показывает практика, чревато ростом числа аварий. Водители на радостях, мол, начинают лихачить. А плохая дорога служит естественным ограничителем скорости.

К слову, улучшение качества дорог с ростом числа ДТП года два назад связали в Росавтодоре. Поэтому за сарказмом депутатов Саратовской областной думы кроется вполне официальное оправдание нынешнего состояния дорожного полотна в России и в каждом отдельно взятом регионе.


[кстати сказать]

Сельских нет или они безхозные

Согласно опросам, большинство жителей страны считает, что дороги в регионах ремонтируют из рук вон плохо. Состояние федеральных и региональных трасс высоко оценили только около 8% респондентов, достаточным уровень содержания федеральных дорог считают 44,7% респондентов, неудовлетворительным – 47,2%

Качеством муниципальных дорог довольны всего 3,4% опрошенных россиян, средним состояние муниципальных дорог назвали 24,2% респондентов, плохим – 72,5% (по исследованиям Счетной палаты РФ в 2017 году).

Низкое качество региональных и муниципальных дорог эксперты объясняют плохой наполняемостью региональных и муниципальных дорожных фондов, нецелевым расходованием средств из них и низким качеством работ подрядных организаций. При этом отмечается, что больше всего проблем с дорогами возникает в сельской местности. Председатель комиссии по ЖКХ, строительству и дорогам Общественной палаты РФ Игорь Шпектор обращает внимание, что в сельских поселениях часть дорог – бесхозная, а к некоторым населенным пунктам вовсе нет подъездов. Это подтверждают и данные фонда поддержки социальных исследований «Хамовники». В 2016 году он провел исследование и выяснил, что около 20% дорог в России – бесхозные.

Для восстановления, ремонта и строительства сельских дорог правительство РФ предусмотрело раздел в Стратегии устойчивого развития сельских территорий. В прошлом году в рамках этой программы между регионами было распределено 8 миллиардов рублей на дороги из 13 млрд, выделенных на всю программу. Саратовской области досталось тогда чуть меньше 16 миллионов рублей. В 2018 году общий объём финансирования программы развития сельских поселений запланирован в размере 15 млрд рублей. Сколько отведут на дороги и как их поделят между регионами, пока не известно.