Бензиновая опера

Оценить
Хроника роста цен на топливо и разговоров власти о том, что с этим пора заканчивать

В 2018 году Саратовская область попала в число городов ПФО с самым дорогим бензином. За 10 лет цены на золотое топливо в нашей стране выросли почти вдвое, несмотря на то, что российские власти регулярно обсуждают проблему. Даже в 2014 году, когда цена на нефть резко упала, бензин продолжал дорожать. Дорожает он и сейчас. Возможно, на эту неприятную тенденцию влияют топливные акцизы, которые государство само же периодически повышает. «Газета недели» собрала краткую хронику роста акцизов, цен и разговоров об их снижении.

2012 год. Цена бензина* – 26,23 руб.

В январе ставка акцизов на топливо выросла примерно на 30%. Повышение было предусмотрено законом, подписанным президентом Дмитрием Медведевым в ноябре 2011 года. Согласно закону, повышение акцизов должно проходить волнообразно вплоть до 2014 года включительно.

В середине января Медведев поручил антимонопольной службе обеспечить анализ рыночных цен на топливо и в случае необоснованного их повышения принимать меры.

В июле произошла вторая волна повышения акцизов.

2013 год. Цена бензина – 27,80 руб.

В январе происходит третья волна повышения акцизов. На топливо классов Евро-4 и Евро-5 они вырастают на 6%.

В августе Медведев (уже в должности премьер-министра) объяснил, что рост бензиновых цен – объективный процесс, который происходит во многих странах. Причина в том, что цены на бензин привязаны к мировым ценам на нефть. Однако если удорожание выбивается из рыночных рамок, к вопросу должны подключаться правоохранительные органы.

В апреле Путин, ставший уже президентом, высказал мнение, что России следует придерживаться рыночного метода формирования цен на топливо. Но при этом государству всё равно надо сохранять контроль над этим процессом.

В сентябре президент Путин подписал закон, предусматривающий рост акцизов на бензин в 2014–2016 годах.

2014 год. Цена бензина – 29,25 руб.

В январе повышаются топливные акцизы. Для бензинов классов Евро-4 и Евро-5 они вырастают на 5% и 12% соответственно.

В декабре президент Путин удивился росту цен на нефтепродукты при значительном снижении цен на нефть и поинтересовался, «куда ФАС смотрит». Антимонопольная служба разослала нефтяным компаниям письма о несоответствии топливных цен на заправках рыночной ситуации.

2015 год. Цена бензина – 32,51 руб.

В январе премьер-министр Медведев объяснил, что рост цен на бензин связан с рядом причин, в том числе – ослаблением рубля и налоговой составляющей. Тем не менее, он поручил ФАС тщательно проанализировать ситуацию и подготовить предложения по корректировке экспортных пошлин (в случае роста цен на нефть). Премьер призвал бизнес и производителей топлива «умерить экономические аппетиты и снизить норму прибыли».

2016 год. Цена бензина – 33,67 руб.

С начала года акциз на бензин стандарта Евро-5 увеличился на 36,1%. Акциз на бензин, не соответствующий Евро-5, вырос на 43,8%.

В феврале президент Путин подписал закон, вводящий новое повышение акцизов на бензин с 1 апреля. Как пояснили в Минфине, эта мера была вынужденной: правительство использует все возможности для сокращения бюджетного дефицита.

В апреле премьер-министр Медведев рассказал, что перед нефтяными компаниями периодически ставится задача не допускать роста цен на топливо: «Конечно, часть прибыли [им] можно было бы в этих условиях не получать». Однако, видимо, они не готовы нести такие жертвы.

2017 год. Цена бензина – 35,46 руб.

В июле президент Путин сообщил, что подорожание бензина связано со многими факторами, в том числе – с ценами на бензин на внешнем рынке (если в России бензин станет слишком дешёвым, он будет вывозиться за границу). По его словам, проблему нужно решать не искусственным снижением цен, а повышением уровня благосостояния людей. При этом российские власти всё равно не позволят бизнесу чрезмерно задирать цены.

В ноябре 2017 года Путин подписал закон об увеличении акцизов на бензин в два этапа в 2018 году. В минфине объяснили, что эти деньги пойдут на строительство новых автомобильных дорог и инфраструктуры, в первую очередь в Крыму, Калининграде и на Дальнем Востоке.

2018 год. Цена бензина – 38,09 руб.

В начале года акцизы на бензин Евро-5 выросли на 10,7% (50 копеек за литр). Президент Путин сообщил, что поговорит с главой ФАС о возможности снижения топливных цен: «Конечно, хотелось бы, чтобы прибило цену в сегодняшней ситуации, и вроде бы для этого есть возможность». Он отметил, что уровень цен на бензин связан с мировыми ценами на нефть, которые сейчас на «достаточно высоком» уровне: «Но главным образом не в этом дело, а в акцизах. Правительство повышает акцизы, доходы от которых должны идти и идут на ремонт и строительство дорог».

С 1 июля акцизы на бензин класса Евро-5 вырастут ещё на 50 копеек.

* Используется средняя цена литра бензина марки АИ-92 по России на начало года. Информация взята из сервиса котировок «Яндекс.Новостей»

По информации «Российского топливного союза»

В марте 2017 года доля акцизов в цене 1 литра бензина составляла 21,34%. То есть с каждого уплаченного на автозаправке рубля гражданин отдаёт государству примерно 21 копейку акцизов. Всего же в виде разных налогов и сборов (включая налог на добычу полезных ископаемых) государство забирает более 60% от конечной цены бензина.

Себестоимость добычи нефти составляет в цене бензина лишь 11,13%. Прибыль нефтяных компаний – 9,25%. Прибыль розничных продавцов вообще может достигать отрицательных значений: специалисты называют автозаправочный бизнес низкомаржинальным, в ряде случаев он работает за счёт продажи сторонних товаров (напитков, чипсов и пр.).

Подробнее о бензиновой проблеме – в статье «Государственный литр» в номере от 04.07.2017.

«Вот они что хотят, то и делают»

Григорий СергиенкоО ценах на бензин – исполнительный директор «Российского топливного союза» Григорий Сергиенко

Почему в России – нефтедобывающей стране – такой дорогой бензин?

Я многократно участвовал в публичных мероприятиях, и обязательно кто-то задаст вопрос: «Как это: в нашей нефтедобывающей стране такие высокие цены на бензин?» А в Норвегии они в 2,5 раза выше – и это тоже нефтедобывающая страна. В России одни из самых низких цен на бензин в Европе. И это ещё искусственно делается, за счёт вывозных пошлин, которые отбирают у нефтяников определённую часть дохода, чтобы у них не было соблазна [вывозить нефтепродукты за рубеж и продавать их там по более высокой цене]. Если эти пошлины убрать, цены у нас были бы гораздо выше.

Правда, что бензин дорожает из-за роста акцизов?

Естественно, основной стимул для роста цен – это рост налоговой нагрузки. В 2003 году акциз был где-то в пределах 2,5 тысячи рублей за тонну бензина, а сейчас – 11 тысяч. Продажа бензина является одним из самых надёжных источников, через которые с населения можно изымать сверхдоходы. Об этом президент говорил дважды. Когда он выступал как президент [а не как кандидат в президенты], то прямо сказал: извините, за счёт цен на бензин мы перераспределяем доходы. И за счёт этого мы формируем различные социальные бюджеты.

Должно ли государство снижать цены на бензин?

Надо повышать зарплаты и различные социальные выплаты, чтобы на среднюю зарплату человек мог купить больше всего, в том числе бензина. Ну хорошо, сделаем мы бензин по 10 рублей. И где он окажется? Поинтересуйтесь, что было, когда Польша закрывала границу с Калининградом (в 2016 году. – Прим. ред.). Сколько оттуда в течение дня гостей приезжало, чтобы в России заправиться дешёвым бензином? Как только доходность внешнего рынка повышается, корзина нефтепродуктов начинает отсюда утекать. Потому что на Западе цены на неё выше. Это законы рынка.

Почему, когда мировые цены на нефть падали, цена бензина в России продолжала расти?

Это уже особенность ценообразования на нашем внутреннем рынке. Все регуляторы кричат, что это рыночное образование, что у нас бизнес, конкуренция. В реальности же этих регулятивных процессов нет. Во-первых, всю политику в области добычи и оптовых цен на нефтепродукты у нас определяют 4 крупных нефтедобывающих компании. Вот они что хотят, то и делают. Они находят причину и уменьшают предложение товара на бирже: возникает дефицит, и цены растут. Соответственно, они на этом зарабатывают.

Государство вообще как-то может решить проблему?

Загадка для третьего класса: на 2018 год наше государство приняло бюджет с дефицитом в 1,5 триллиона рублей. Это значит, что расходов у нас на 1,5 триллиона больше, чем доходов. А из доходов 40% наполняется за счёт нефтегазовых поступлений. И в этих условиях мы будем говорить: «Нефтяники, а ну, понизьте цены!» Что значит снижение цен? Это уменьшение поступлений в казну от налогов на нефтяную отрасль. Тогда у нас дефицит бюджета станет ещё больше. Если слесарь с Ростсельмаша (завода по производству сельхозтехники, на котором Путина в 2018 году спросили, почему растут цены на бензин. – Прим. ред.) добьётся, что половина Европы будет использовать российские комбайны, и это даст валюту в наш бюджет, то тогда у нас появится возможность уменьшить нефтегазовые поступления. А пока нам продавать нечего.