Идеальные японцы

Оценить
Канал «Пятница», передача «Мир наизнанку», суббота, 17:20–23:00

Плевать на мнение окружающих – то, к чему призывают психологи и разные книжки по саморазвитию. В реальности не всем и не всегда это удается. Япония, на мой взгляд, это страна, где сильнейшее стремление не упасть в глазах окружающих приводит к удивительным практикам повседневности.

Если вам вдруг стало скучно, то вы можете пойти в бар и познакомиться с противоположным полом; мужчина может угостить коктейлем красивую девушку, а она будет улыбаться и внимательно его слушать. Небольшая национальная поправка: за деньги. В Стране восходящего солнца обычное дело – оплачивать услуги собеседника, и речь тут идет не об интимных услугах.

Более прогрессивные граждане заказывают в специальных агентствах коллег, родственников, супругов и детей «напрокат». Например, одинокий человек может на денек почувствовать себя семьянином. Чаще всего арендуют «близких», для того чтобы пойти на свадьбу, вечеринку – мало ли что, вдруг гостям не понравится твой спутник (или его отсутствие), поэтому лучше положиться на профессионала. Ведущий «Мира наизнанку» Дмитрий Комаров арендовал себе на 24 часа жену и восьмилетнюю дочку – говорит, что это очень удобно: жена не перечит, а дочка уже пережила тяжелую эпоху пеленок и подгузников.

В несвободе от мнения окружающих кроется, как стало ясно из передачи, секрет страстного трудоголизма японцев. Известно, что «кароси», или смерть от переутомления на работе, стало настоящим национальным бедствием. Всё потому, что если уйти с работы раньше начальника, то есть проработать меньше 12–15 часов в день – это значит показать, что ты никудышный сотрудник. А значит, лишиться рабочего места, к которому ты прикреплен практически пожизненно. Впрочем, сейчас в японских компаниях прививается «инэмури», то есть сон на рабочем месте. Задремать за столом на глазах у начальника – значит показать, как мало ты спишь и как много работаешь.

В общем, гражданам Японии нужно всегда и во всем доказывать, что они – лучше, чем есть на самом деле, а для этого не жалко ни денег, ни времени.

В цикле передачи «Мир наизнанку», посвященном Японии, два десятка часовых выпусков, подробно раскрывающих разные стороны: о японском долголетии, любви к спиртному, сумоистах, роботах, сакуре, рыбе фугу и многом другом. В программе прослеживается кропотливая работа над сценарием, динамичная картинка – но всё же некоторые фрагменты выглядят несколько затянутыми и повторяющимися. Например, в одном из выпусков информацию о том, что офисный клерк зарабатывает в среднем 3–5 тысяч долларов, прозвучала, по меньшей мере, раз пять, и каждый раз она преподносилась как новая.