Отцы (города) и дети (горожан)
Вчера в Саратов приехал спикер Госдумы Вячеслав Володин. По его словам, в 2019 году будет построена школа в 6-м и 7-м микрорайонах, жители которых ранее обратились с этой просьбой к президенту. Социальной инфраструктуры нет не только в поселке Солнечном-2. С подобной проблемой столкнулись также жители микрорайона «Звезда»: здесь живут более 1,2 тысячи детей, но нет ни школы, ни садика, ни физкультурно-оздоровительного комплекса. На участках, где первоначально планировалось размещение детских учреждений, городская администрация разрешила строить коммерческое жилье.
Пройдемте в Лопухи
«Вам в Лопухи?» – сочувственно переспрашивают жители улицы Навашина в ответ на просьбу показать дорогу к новому микрорайону. «Звезду» местные называют по-старому – так, как называли, когда здесь был то ли пустырь, то ли стрельбище ракетного училища. Общественного транспорта с тех пор в районе не прибавилось. Навигатор подсказывает, что к новостройкам ездят маршрутки № 56 и № 91, но увидеть их оффлайн не удалось. Идем пешком вдоль теплотрассы. Оголенные трубы покрыты объявлениями о посуточной сдаче квартир. Справа тянутся военные склады – здания из красного кирпича и зеленые вышки охраны. Слева – шоколадного цвета забор кондитерской фабрики.
Во дворе новостройки гуляют мамы с колясками. На краю детской площадки – каток, залитый силами жильцов. Они сами посадили во дворе ёлочки, сирень, абрикосы. Сами оборудовали мангал для пикников. Сами оплачивают бобкэт для расчистки внутриквартальных проездов. Но сами построить своим детям садик и школу жители не могут.
«Вот это наш детский сад», – житель микрорайона Герман показывает на пустырь, посередине которого свалены железобетонные плиты. Как рассказывает собеседник, в 2013 году, когда он покупал здесь квартиру, на сайте застройщика висел эскизный проект, в котором значился садик на семь групп с бассейном. «Строители обещали: закончим с домами и возьмемся за социалку». Теперь участок для детсада, как указано на кадастровой карте, отведен под строительство многоэтажного жилья. По имеющейся у жильцов информации, проходят согласования проекты новых домов.
«Мой ребенок посещает детсад, расположенный у ДК «Рубин», – рассказывает житель «Звезды» Александр, купивший здесь квартиру в 2011 году. – Утром нужно идти километр пешком до стадиона «Авангард», причем зимой вместо тротуара – сугроб, весной и осенью – болото, всё, что проедет мимо по дороге, обольет грязью пешеходов. Затем нужно втиснуться в переполненную «Газель» и «собрать» все пробки. Садик переполнен – в группе 37 детей. Один шкафчик на двоих, зимнюю одежду не запихнешь. На группу всего 25 кроваток. Для остальных детей родители купили раскладушки. Малыши в одном помещении едят, спят, играют. Это сказывается на уровне заболеваемости, про безопасность и говорить не стоит – разве один воспитатель уследит за 37 детьми?».
Областные чиновники проблем не видят. Как сказано в ответе на жалобу жильцов, подписанном заместителем правительства Александром Бурениным, микрорайон закреплен за тремя детскими садами на улицах Артиллерийской, Танкистов и 2-м Магнитном проезде, «актуальная очередность детей в возрасте от трех до семи лет отсутствует». Того, что эти садики расположены очень далеко от «Звезды» и переполнены, с правительственных высот не разглядеть.
По постановлению мэра Саратова от 1999 года участок площадью 6,6 га, изъятый из земель Минобороны, был предоставлен в аренду ЗАО «Волгожилстрой». В 2006 году городская администрация согласовала эскизный проект микрорайона. Здесь должны были разместиться 10- и 14-этажные дома, школа на 550 мест, детский сад на 120 мест, физкультурно-оздоровительный комплекс, подземные гаражи и торговый центр. В 2008–2016 годах были введены в эксплуатацию шесть домов, где живут почти 5 тысяч человек. |
Чего здесь только нет
Справа от детского сада, согласно эскизному проекту, должен был появиться физкультурно-оздоровительный комплекс. Как рассказывают жители, в 2015 году, когда на этом месте начались работы, на заборе даже висела табличка, сообщающая, что строится именно ФОК. Но получился зеленый 56-квартирный дом с двухэтажной пристройкой, выкрашенной в узнаваемый цвет сети продуктовых магазинов.
О скандале с ФОКом «Звезды» несколько лет назад сообщали многие саратовские СМИ. Городская администрация оправдывалась: мол, это Росимущество внесло изменения в договор аренды, уточнив вид разрешенного использования участка уже не как «физкультурно-оздоровительные или спортивные комплексы», а как «многоквартирные дома от 6 этажей и выше», и ни в чем не виноватая мэрия была вынуждена выдать разрешение на строительство. Прокуратура Кировского района заключила, что застройщик ЗАО «Волгожилстрой» нарушил требования Градостроительного кодекса, и вынесла представление. Видимых последствий прокурорская бумага не имела. По словам жильцов, дом сдали в декабре 2016 года.
«Как можно было построить такой крупный микрорайон без социальной инфраструктуры? О ком заботятся власти – о коммерческих интересах застройщика или о людях? Мы пишем во все инстанции больше трех лет. Ответ один: мы знаем, что вы существуете, – и никаких реальных дел», – возмущается Александр. В январе жители микрорайона подготовили коллективное обращение к областному прокурору. В «Звезду» приехал первый заместитель городского прокурора Андрей Пригаров. Только на встрече с ним жильцы узнали, что эскизный проект микрорайона, в котором предусматривались социальные объекты, был изменен по согласованию с городской администрацией еще в 2010 году. «Почему же застройщик вплоть до сдачи последнего дома подсовывал покупателям первоначальный привлекательный проект?» – задаются вопросом жители.
Достопримечательности, которых никто никогда не видел
Продолжаем экскурсию по непостроенным достопримечательностям. «Вот наша школа», – Герман указывает на молодой лесок, растущий сразу за детской площадкой. В отличие от Солнечного-2, жителям «Звезды» школу даже не обещают. Как разъясняет областное министерство образования, участок под учебным заведением не вошел в границы территории, переданной в аренду «Волгожилстрою», и до сих пор является частью земель Минобороны. Строительство школы не включено в региональную программу развития образования. Разработка проекта «возможна только после решения вопроса о передаче земель Министерства обороны РФ в муниципальную собственность».
Всего в микрорайоне живут 1232 ребенка школьного возраста. 988 из них учатся в школе № 51 на улице Артиллерийской, в том числе 140 человек – во вторую смену. По сведениям родителей, здание рассчитано на 750 мест. Как сказано в письме зампреда правительства Александра Буренина, к 2019 году школу планируется перевести «на односменный режим за счет перепрофилирования внутренних помещений».
«Моя дочь учится в седьмом классе. Уроки проходят фактически в третью смену – это называется «подсменка». Занятия начинаются то в 9.40, то в 10.40. Постоянные изменения в расписании сбивают режим ребенка», – рассказывает жительница «Звезды» Ольга. Как многие родители из микрорайона, она вынуждена возить дочь в школу на машине – в недавние снегопады дорога занимала почти 40 минут. Маршрутка, на которой можно добраться до учебного заведения, ходит с интервалом в полчаса.
«Можно, конечно, и пешком дойти – через лес», – Герман предлагает показать дорогу. Идем друг за другом по узкой тропинке, протоптанной в снегу. Над сугробами торчат одичавшие сливы и яблони, молодые вязы со спутанными ветками. «Представляете, каково здесь к 8.00 утра идти, когда темно как ночью?» – спрашивает Герман. Впереди поднимается пар от коллектора, тянущегося по опушке. На теплых плитах лежат бездомные собаки. «А вот бомжей сегодня что-то нет», – разводит руками проводник. Спрашиваю, есть ли здесь участковый. «Конечно есть, – с энтузиазмом подтверждает Герман. – Только его никто никогда не видел. Где-то на Артиллерийской у него офис, а в микрорайоне пункта полиции нет».
В тесноте да не в обиде?
Своей поликлиники в «Звезде» нет. Жителей закрепили за лечебно-профилактическим отделением на Технической. Теперь здесь обслуживают 13 тысяч человек. Медучреждение работает на первом этаже девятиэтажки. «Несколько лет назад к каким-то выборам проводилось собрание в школе. Я встала и сказала: мы принимаем пациентов в собачьей конуре. И что? Никакой реакции!» – рассказывает терапевт Раиса Анатольевна. По её словам, на шесть участков – три кабинета с окнами. Во внутренних помещениях, где окон нет, очень душно. «Из-за тесноты мы не можем развести потоки детей и взрослых пациентов. Сидим друг у друга на головах. В кабинете по два врача и четыре медсестры. Бывает, говоришь больному на осмотре: мужчина, не поворачивайтесь, я тут женщину раздеваю».
На соседней пристройке – большая афиша с мультяшными картинками. Здесь работает муниципальный детский клуб «Островок». Раньше у детского учреждения было два помещения: «Вот по этому коридору можно было пройти в спортзал. Там были секции тенниса, борьбы, рукопашного боя», – рассказывают педагоги. Но потом «что-то произошло с документами», половину здания у клуба отобрали, а коридор перегородили кирпичной стеной – в тупике теперь висят портреты президента, премьера и прочего начальства.
«Это гран-при из Сочи, это – с конкурса «Будущее планеты», это – «Сердце мира», – преподаватель эстрадного вокала Анна Водяницкая передвигает блестящие кубки на полках в кабинете ансамбля «Камертон». – Мы на всех мероприятиях – и на улице в мороз поем-пляшем, и «Рубин» открываем, у «Антея» и «Липок» мы живем. Но костюмы, микрофоны, зеркала в класс родители покупают за свои деньги». Всего в коллективе 90 детей. В их распоряжении – одна узкая комната с синтезатором в углу. Анна Константиновна делала здесь ремонт своими руками и на свою зарплату.
Дальше по коридору – еще один стенд с золотистыми кубками и табличкой «Руками не трогать!». Это награды танцевального коллектива «Сюрприз». Ему повезло меньше – в хореографическом зале нет окон, вентиляция практически не работает. В самом зале родители за свой счет положили ламинат, но в коридорах клуба пол бетонный. «Отопление нулевое, пока дети в балетках и получешках бегут сюда из раздевалки, ноги замерзают», – говорят преподаватели. Раздевалка, кстати, здесь одна на всех – для мальчиков и девочек от двух до семнадцати лет.
Некоторое время назад закрылся уникальный гончарный кружок: муфельная печь и покупка глины – слишком дорогое удовольствие для бюджета. Теперь ребята лепят из соленого теста. В соседних комнатах – кружки для самых маленьких: раннее развитие, английский, подготовка к школе. Кабинеты уютные, но крошечные, а желающих заниматься здесь очень много.
В части здания, которую отобрали у клуба, некоторое время работал магазин обоев. Белые буквы вывески еще на месте, но крыльцо покрыто нетронутым слоем снега. Торговая точка закрыта, помещение пустует.