Во власти стихий
Если почитать интернет, то станет абсолютно ясно: город наш во власти стихий, жизнь его парализована полностью. В общем, мы на грани катастрофы. Но что-то мешает присоединиться к таким выводам. Во-первых, мы должны понимать, что инфраструктура города изношена, специальной техники не хватает. Предложение спикера Госдумы Вячеслава Володина «достать» для Саратова шестьдесят пять КамАЗов выглядит очень привлекательно. Но только в том случае, если они не будут в том же состоянии, что подаренные недавно городу трамваи. Трамваи эти стоят в парке, использовать их нет возможности, разве что разобрать на запчасти, а оставшееся – сдать в металлолом. И потом, всю обещанную технику надо ставить на учет, нанимать водителей и механиков, покупать топливо. Но заложены ли на это средства в нищем городском бюджете?
Впрочем, пока новой техники нет, приходится справляться теми силами, что есть. Я понимаю, что сейчас навлеку на себя гнев многих читателей, но скажу, что уехать из Юбилейного поселка в город было достаточно просто даже после снегопада в ночь на 31 января. Понятно, что внутриквартальные дороги никто не чистил, но Усть-Курдюмская и идущая параллельно ей «малая дорога» были вычищены. Нет, конечно, были действительно адовые места, например, Фёдоровская. Там днем после снегопада «дали воду», то есть прорвало водопровод или тепломагистраль. По крайней мере, пар от воды шел. Два дня текла вода, образовались глубокие колеи, в которых машины садились на днище. Наконец Фёдоровскую закрыли, прорыв залатали, но дорогу не вычистили. Теперь там – торосы, что твоя Арктика. Водителям, которые, несмотря на просьбы мэрии, остались за рулем, приходилось снизу – от Русинвеста и других новых микрорайонов ехать через дворы «старого» Юбилейного. Понятно, что проезды никто не чистил. Но и этого мало.
Есть в Саратове, возможно, и в других городах, такая привычка – выйти из машины по своим делам, а автомобиль оставить на дороге с включенной аварийкой. И получается такая картина. Проезд между домами, кажется, он еще называется улицей Прудовой. Перед самым выездом на Усть-Курдюмскую на левой обочине огороженная – спасибо за это – яма. Ранней осенью её раскопали коммунальщики, да так и оставили. Справа, чуть дальше ямы, какой-то эгоист оставил свою «Джилли» со включенной аварийкой. До того там можно было проехать в два ряда. Практически касаясь бортами, но можно было проехать. Теперь же с обеих сторон выстроились очереди, никем не регулируемые. И только вроде бы установился некий порядок: три машины оттуда, три отсюда, как появилась битая «девятка» и весь порядок нарушила. Я к чему описываю этот вроде бы частный эпизод? К тому, что многие трудности на дорогах мы в эти дни создавали сами.
И еще о людях в трудной ситуации. Очень странно повели себя в эти дни саратовские таксисты. Нет, согласны, ездить трудно, дороги (не все) занесены и так далее. Но задирать цены вдвое – это, простите, беспредел. Два примера: утром после снегопада за проезд от ФОКа в Юбилейном до городской думы запросили 300 рублей – как минимум вдвое больше. Вечером того же дня за проезд от нашей редакции – Киселева, 47, практически угол Чапаева, до Сакко и Ванцетти между Вольской и Горького просили двести тридцать. И это уже больше чем в два раза. Полагаю, что какие-то службы, возможно, антимонопольный комитет, должны разобраться в этой ситуации.
Еще нужно признать, что центр города и Юбилейный чистили лучше, чем другие районы. Довелось побывать в Ленинском районе, так, например, Трофимовский мост был очищен так, что дорога по нему напоминала гигантскую стиральную доску.
Дальше по временной шкале. Если снег зимой не должен быть исключительным явлением для русской зимы, то февральский дождь – да, это был сюрприз. Даже и не знаешь, что было бы лучше – суточный снегопад или дождь и последующее потепление. О состоянии ливневой канализации в нашем городе можно рассказывать только страшные истории. Вот и вчера дороги и тротуары превратились в огромные лужи, вода никуда не уходила. Кстати, подумалось: если бы деньги, которые были потрачены на всякого рода проекты, типа разваливающейся набережной, убогой урбанизации в сквере на Рахова и Привокзальной площади, были бы направлены на восстановление ливневой канализации – пользы для города было бы гораздо больше. Разумеется, если бы эти деньги не делись в неизвестном направлении, как это бывает.
И еще одно замечание безотносительно погоды. Наш город не приспособлен к современным условиям. В нём катастрофически мало дорог, соединяющих спальные микрорайоны с центром города. Из Ленинского района, по сути, две дороги – 50 лет Октября и Шехурдина. Можно еще через Молочку, но всё равно упрешься в поворот на Танкистов, где всегда забито. Точно такая же картина, если ехать из Юбилейного в центр. По факту – только по Симбирской, и там каждое утро стоят пробки. Между тем оба этих района строятся очень интенсивно, но о дорогах никто не думает. Новый генеральный план развития Саратова я изучил не очень внимательно – зачем тратить время на фантазии, но и там не увидел расширения транспортных артерий по этим направлениям. Если всё так и останется, то десятибалльные пробки, которые сейчас возникают в основном в непогоду, станут постоянным явлением в Саратове.
Но вернемся к погодным коллизиям. Можно ли определенно ответить, справилась ли городская власть со стихией? Сами они самокритично считают, что не оправдали доверия граждан (зампред областного правительства Александр Буренин). Я не буду спешить с оценкой. Для начала замечу, что бывали времена и труднее. Вспомнить хотя бы «сомовский» снегопад, когда реально парализовало весь город. Хорошо, что сейчас обошлись начальники без пиар-акций, помните, наверное, когда мэр Вячеслав Сомов и его чиновники под телекамеры разбрасывали снег лопатками. И еще нужно учесть, что это не последнее испытание. Вчера вечером начало холодать, и город, по идее, мог превратиться в гигантский каток. Газета к тому времени уже ушла в типографию, и потому написать, что и как было вечером в понедельник, мы не смогли. Впрочем, вы сами это узнаете.