Гипрогор учёл «хотелки» администрации Саратова

Оценить
Депутаты городской думы за них проголосовали

Новый мост через Волгу соединит Саратов и Энгельс. Нет, два новых моста, а может, даже и три. Главным общественным транспортом в областном центре станут поезда наземного метро. И вообще – общественный транспорт объявляется на улицах Саратова главным. Личным автомобилям на дорогах города говорится презрительное «фэ». И всё это случится до 2035 года. Депутаты Саратовской городской думы на своём заседании в минувшую среду практически единогласно проголосовали за новый Генплан.

Какой-то беззубой, ленивой и нелюбопытной стала Саратовская городская дума. Что положила им в рот городская администрация, то и проглотили, не разжёвывая. А зря. Потому что кроме Генплана города Саратова у его разработчика ОАО «Гипрогор» на нашу область есть и другие планы.

Работу Гипрогора до сих пор курируют чекисты

История этого института идёт нога в ногу с историей страны. Он был создан в 1930 году на базе бюро планировки городов Картоиздательства НКВД РСФСР для проектирования генеральных планов городов и рабочих посёлков. Назывался он тогда государственным трестом Гипрогор НКВД РСФСР. Вскоре стал государственным институтом съёмки и планировки городов и проектирования гражданских сооружений при том же НКВД РСФСР.

К концу восьмидесятых годов двадцатого века именно эта организация разработала генпланы более 700 российских городов. Ничего не изменилось и в новейшей истории. Этот институт традиционно выигрывает тендеры по проектированию важных для власти объектов. Он считается главным институтом Министерства регионального развития РФ. Гипрогор – генпроектировщик генплана олимпийского Сочи и всей территории, отданной под Олимпиаду. Он составлял генпланы для АТЭС-2012 во Владивостоке. Он курирует восстановление Чеченской Республики и осовременивание большей части Крыма. И ещё у него есть лицензия ФСБ на работу с гостайной. Так что доверия чекистов в этом институте не потеряли.

Люди должны были ходить по Соколовой, а авто – мчаться по Большой Казачьей

С тех пор как в советские времена Саратов был объявлен городом со множеством военных и государственных секретов, куратором его развития стал именно Гипрогор. Хотя есть сведения, что свою руку к градостроительному плану нашего города эта организация прикладывала уже в 30-х годах. Но однозначно можно сказать, что все прелести и гадости развития сегодняшнего Саратова так или иначе связаны с Генпланом 1974 года, где, например, главными центральными магистралями были нарисованы забитые сейчас пробками улицы Астраханская, Рабочая и Чернышевского.

Гипрогор с нуля детально планировал саратовские посёлки Северный и Мирный, 6-й квартал, Солнечный и Новосоколовогорский жилой район... И жилая застройка шла бодрыми темпами. А вот предложение растянуть набережную Саратова с одной стороны до Затона, а с другой – до района городского парка отлёживалось в том, советском плане десятилетия, прежде чем его начал понемногу осуществлять глава города Олег Грищенко.

Многое из того, что напридумывали тогда проектировщики Гипрогора, и до сих пор воспринимается как мечта. У нас планировался зелёный бульвар от Предмостовой площади до района Сенного рынка по улице Соколовой. В том прекрасном Генплане прошлого Соколовая не была автомагистралью. Архитекторы предлагали построить новую современную трассу вдоль подножия Соколовой горы. А ещё магистралями должны были стать улицы Московская (бывший проспект Ленина), Кутякова и Большая Казачья (бывшая 20 лет ВЛКСМ).

На пересечении улиц Мичурина, Соколовой и Большой Горной планировали построить выставочный центр. Его как не было, так и нет, зато нашлись желающие поставить на Предмостовой площади высотку. Советские архитекторы со связями в КГБ рассчитали полвека назад, что 24-этажное здание там устоит однозначно. Выходит, зря мы переживали, что «свечку» из стекла и бетона смоет вместе с берегом.

Всё новое всего лишь хорошо забытое старое

К 1989 году Генплан Саратова Гипрогор снова немножко подработал. Решили провести «зелёный луч» в сторону Волги, разбив парки и скверы по Глебучеву оврагу. В том же Генплане заговорили... про агломерацию между Саратовом и Энгельсом. И про пешеходные улицы и зоны в историческом центре Саратова. Их тогда хотели оградить скоростными магистралями по улицам Антонова-Саратовского и Астраханской, по улицам Рабочей – Мичурина, Чернышевского – Мичурина.

Новый Генплан 2008 года глава города Олег Грищенко приветствовал, как Ленин с броневика революцию. Хотя, как теперь уже понятно, ничего особо нового в нём и не было. В основном – поправили названия зон, разрешающих то или иное строительство в соответствии с новациями законодательства, и провели свои «красные» ограничительные линии, выгодные каким-то близким к власти застройщикам. Не прошло и десяти лет, как и он «устарел». Так что в последний день января 2018 года пришлось голосовать за новый Генплан.

В Гипрогоре подтвердили, что существенных изменений в Генплан не вносилось

Непонятно зачем нынешняя городская администрация представила последние поправки в советский Генплан как новый документ. Новым он не может быть хотя бы потому, что вся разработка «новшеств» стоила около 10 миллионов рублей. Так следует из муниципального контракта, оплаченного в 2015 году комитетом по градостроительству. Вот это несоответствие между ценой контракта и огромной работой на сотни миллионов, которую предполагает новый Генплан Саратова, подвигло меня позвонить в Гипрогор, чтобы уточнить, чего же они на такие деньги накреативили для жителей нашего города.

Архитектор Сергей Сафонов из мастерской Софьи Копытко ответил, что задачи придумывать новый город Саратов на месте старого им и не ставилось. Что заказывала городская администрация, то и поправили. Конкретизировать отказался. Из разговора с другими специалистами лаборатории стало ясно, что формально контракт был исполнен в 2015 году. Но потом якобы у администрации Саратова возникали всё новые пожелания, которые приходилось доделывать и переделывать. Вот так работа и затянулась до осени 2017 года. Потом начались публичные слушания и обсуждение с депутатами городской думы.

Люди напрасно думали, что в Генплане речь идёт про их судьбу

Людей на публичные слушания приходило много. У каждого был свой животрепещущий вопрос. Спрашивали, например, наметили ли строительство дороги между Саратовом и Красным Текстильщиком и путепровод через железнодорожный переезд, перед которым сейчас даже «скорым» приходится стоять по 1,5–2 часа? Ответили невнятно. Интересовались реконструкцией Зелёного острова и судьбой тамошних лодочных баз. Людям объяснили, что лодочные базы и мероприятия по развитию структуры города отстоят друг от друга, как небо и земля. А вот возмущающиеся каменными джунглями в посёлке Юбилейном какой-никакой ответ всё же получили. В Генплане для них, оказывается, нарисованы 42 гектара парка по дороге на кирпичный завод. Там же из родника сделают каскад прудов.


[кстати сказать]

Вместе с Гипрогором навсегда!

Директор ОАО «Гипрогор» Михаил Грудинин не скрывает, что очень бы хотел заняться планированием Саратовской агломерации вместе с Энгельсом и частью Саратовского и Татищевского районов. Это хороший, денежный проект миллионов на 150, судя по уже сделанным разработкам для Красноярского края.

Пока губернатор Валерий Радаев ещё не принял окончательного решения и всё просит у Грудинина какой-то конкретики, подозревая, наверное, что такое Гипрогор и с чем его едят. Ведь ему рассказали прямым текстом про тот же Красноярск, где власти заплатили экспертам института 2,2 млн долларов за проект, а потом в области сменилась команда и вся работа закончилась, потому что «вторично создать агломерацию уже не получится».

К застройке аэропорта «Саратов» приготовились

Депутатам Саратовской городской думы заместитель главы города Татьяна Карпеева тоже сделала подробный доклад о Генплане, за который им предлагалось голосовать. Рассказала про новую «поперечную ось», которой может стать новый южный автомобильный мост. Он должен поддерживать экономические связи в направлении Москва – Саратов – Казахстан. Есть, сказала, и идеи других мостов через Волгу. Про «продольные оси» в докладе тоже было. Например, одну такую, через улицу Маркина и Ново-Астраханское шоссе, планируется усовершенствовать (пока, правда, не сказали, как). Не было подробностей и по улучшению «водной связи» между объектами отдыха на волжских островах. Зато было много общих слов про «комплексное благоустройство склонов, оврагов, балок». Могу поспорить, что какими-то другими словами большинство из этих выдаваемых за новшества мероприятий в старых Генпланах уже были описаны.

Чего точно не было даже в плане 2008 года, а в более ранних – тем более, так это видения развития территории аэропорта «Саратов», где пока обещают разместить общественно-деловые и спортивные объекты и выставочные залы. Не исключено, что именно из-за этого старый Генплан и пришлось назвать новым. Ну и направление магистрали на Сабуровку с будущим аэропортом тоже требовалось обозначить. Можно предположить, что для того чтобы переделить рынок перевозок общественного транспорта, в новый-старый Генплан из политических соображений требовалось внести вывод о необходимости оптимизации маршрутной сети автобусов и троллейбусов.

Про лёгкий рельсовый транспорт в старых Генпланах я точно читала. И про необходимость сократить число единиц индивидуального автотранспорта на улицах города, отдав предпочтение общественным перевозкам, – тоже. Новой может быть надежда войти в госпрограмму по развитию в городах России легкорельсового транспорта. Саратов может стать её участником, рассказав, что уже в Генплане намечено, что за городом мы для него можем использовать инфраструктуру железных дорог, а в городе – трамвайные пути.

Ещё видимыми изменениями можно назвать новое направление для жилищного строительства. Раньше говорили, что Саратов должен расти вдоль Усть-Курдюмского тракта, а теперь признано целесообразным продолжать его в сторону Жасминки и Тепличного. Ну и, конечно же, вновь оживили-подчеркнули будущее, связанное с агломерацией.

Где же нам взять теперь парочку триллионов?

Депутат Александр Ванцов оказался на заседании Саратовской городской думы мальчиком из сказки про голого короля. Он сказал, что всё, конечно, в Генплане красиво, но стоит-то его исполнение триллионы рублей. «И я хочу задать вопрос: где мы эти триллионы возьмём?» – удивлялся Ванцов. По его словам, для того чтобы сказка из градостроительного плана стала былью, нужно как минимум говорить, кричать, просить, требовать, чтобы бюджет Саратова увеличили. Потому что сейчас-то в нём только десять процентов от собираемых на территории налогов остаётся. Но, смахнув с бороды слезу, за Генплан Ванцов всё же проголосовал.

Основными причинами изменений в Генеральный план города стали необходимость изменить границы территории муниципального образования «Город Саратов» для обеспечения земельными участками многодетных семей и разработка плана освоения территории нынешнего аэропорта.