Искусство и ответственность: Литературное творчество Станислава Лема

Оценить
Почему именно Лем стал объектом исследования литературоведов, философов и лингвистов — совершенно понятно: вклад пана Станислава в science fiction, фэнтези, футурологию, эссеистику, научную публицистику неоспорим.

Екатеринбургское издательство «Кабинетный ученый» выпустило сборник под названием «Искусство и ответственность: Литературное творчество Станислава Лема», составленный Е. Козьминой.

Почему именно Лем стал объектом исследования литературоведов, философов и лингвистов – совершенно понятно: вклад пана Станислава в science fiction, фэнтези, футурологию, эссеистику, научную публицистику неоспорим. Даже в тех жанрах, где он считал себя любителем, он часто выходил в лидеры (скажем, среди литературы о холокосте его «Провокация» – один из сильнейших текстов). Прославился Лем и словотворчеством – некоторые его термины, придуманные для художественных или научно-популярных произведений, прочно вошли в обиход.

Охватить всё его творчество в небольшом (менее двухсот страниц) сборнике статей есть задача немыслимая. Поэтому авторы книги – филологи из Москвы, Екатеринбурга, Перми, Уфы, Абакана и Торуни (Польша) выбрали лишь отдельные лемовские сюжеты.

Сборник открывается предисловием от составителя, а за ним следует статья Анджея Стоффа «Диалог интерпретаций на тему «Возвращения со звезд». Далее авторы будут анализировать «Звездные дневники Ийона Тихого» (Екатерина Задирко) и повесть «Ананке» из цикла «Рассказы о пилоте Пирксе» (Елена Козьмина и Наталья Кириленко). Елена Ковтун посвятит свою публикацию сравнению уже названного лемовского Пиркса и ведьмака Геральта, персонажа еще одного польского фантаста, Анджея Сапковского. Роман «Рукопись, найденная в ванной» будет рассмотрен в социологическом ключе – «как зеркало дегуманизации общества» (Сагит Шафиков). Владимир Борисов, автор биографии Лема в серии «ЖЗЛ», проанализирует сборник «Абсолютная пустота». Отдельные статьи будут посвящены романам «Расследование» (Юстина Тушиньска), «Глас господа» и повести «Голем XIV» (Дариуш Бжостек).

Завершит сборник статья Артёма Зубова, посвященная конфликту Лема и Американской ассоциации писателей-фантастов. Как известно, американцы обиделись после выхода критической статьи Лема «Science Fiction: безнадёжный случай – с исключениями» (1972), в которой автор утверждал, что 99 процентов издаваемой на английском языке фантастики (прежде всего в США) относится к «нижнему царству» или «царству тривиальной литературы». Среди немногих авторов, упомянутых Лемом в положительном смысле, оказался Филип Дик. И именно Дик в скором времени напишет на него донос в ФБР, утверждая, будто никакого Лема в природе нет, а всё это – провокация КГБ, направленная против Дика...