Новое лицо
Пока главным событием президентской кампании стали крещенские купания части кандидатов. Мужественная Ксения Собчак купалась в сибирской речке при температуре минус 40. Владимир Путин купался в более комфортных условиях – на озере Селигер. К проруби он подошел в тулупчике на голое тело и в валенках. Валенки многим понравились – белые такие и с гербом, государственные валенки. Прямо-таки символ власти, словно скипетр или держава. Хотя, на наш взгляд, технологам президента следует умерить страсть Путина демонстрировать обнаженный торс, все-таки 65 ему уже и далеко не Шварценеггер. Оставим в стороне подозрения злопыхателей, что всё это была постановка в теплом павильоне: дескать, и пар от воды не шел, и храм на заднем плане не тот. У нас есть совершенно другой вопрос: участвовал ли в крещенских купаниях кандидат от КПРФ Павел Грудинин? Не знаете? Вот и мы тоже не нашли информации на этот счет.
Портрет без признаков
Тогда зададим вопрос иначе – что вы вообще знаете о Павле Грудинине? Не много? А знаете, какие СМИ много о нем пишут и говорят? Тоже нет? Мы можем раскрыть этот небольшой секрет, хотя сразу предупреждаем: ничего хорошего вы там о кандидате коммунистов не узнаете, только множество гадостей. Если же вы захотите узнать о Грудинине из первых уст, то вам будет нелегко, по крайней мере в Саратове.
Избирательная комиссия Саратовской области обратилась в МВД с просьбой пресечь распространение бюллетеня с программой гонки Павла Грудинина, так как издание содержит «в себе признаки предвыборной агитации».
В том случае, если объективной информации о кандидате КПРФ пока в СМИ обнаружить трудно, можно посмотреть на информацию предвзятую. Понятно же, что многие брезгуют обращаться к таким средствам агитации и пропаганды, как Лайф или программа Владимира Соловьева. Возьмем этот нелегкий труд на себя. «Лайф», признаем, однообразен: из раза в раз он рассказывает о миллиардах Грудинина, о том, какими фирмами руководят его сыновья и так далее. Отдельно подается история, как на встрече с Грудининым скончался пожилой человек. По информации антиагитаторов, смерть человека никто и не заметил, все продолжали спокойно пить чай рядом с покойником. На самом деле скончавшегося увезла скорая, его память почтили минутой молчания.
«Еще один проект Володина»
Соловьев и его гости тоже были озабочены появлением нового политика. Фразу ведущего надо бы отливать в граните: «Меня волнует другое – люди врать не должны!». Еще раз и медленно – Владимир Соловьёв сказал: «Люди не должны врать». Политолог Олег Матвейчев был озабочен другим: «Как это олигарха выдвинули коммунисты?». Тот же Матвейчев в «Газете.Ру» пространно рассуждает о том, что любая избирательная кампания есть, по сути, война компроматов. Однако из следующих рассуждений этого политического консультанта следует, что жертвой вбросов и выборов должен быть только Павел Грудинин:
«Особо пристальное внимание к себе привлекают новые кандидаты, про которых ничего еще не известно. При всем уважении к Владимиру Вольфовичу Жириновскому хочу отметить, что любая публикация о нем (не важно, позитивная или негативная) вряд ли вызовет какой-то ажиотаж. Он 30 лет в политике. Мы знаем про него абсолютно всё. Ксения Собчак в политике вроде бы новичок. Но она не новичок в медийном пространстве. Скандалы с её участием сопровождают Собчак уже лет 20. Все тоже к ней привыкли и знают, чего от нее ждать.
Иное дело – Павел Грудинин...»
И подводит итог: «Во всех развитых странах компромат – неизменный спутник любой предвыборной кампании». Вот здесь мы точно идем наравне со всем миром.
Прилетело Павлу Грудинину и с другого – либерального фланга. Юлия Латынина в «Новой газете» уверенно называет его «выращенным в лабораториях Володина». Но Володин вроде бы в подготовке выборов не участвует – встречается в заволжских степях с муниципальными депутатами и озабочен сбором средств на строительство дома в Елшанке. Сколько мы ни копались в интернете, каких-либо свидетельств причастности Володина к появлению в политике Грудинина не нашли. Разве что журналистка Екатерина Винокурова анонсирует свою большую статью о Грудинине. А летом прошлого года она слагала оды о поездке Володина по саратовским степям. Но может, девушка просто решила подзаработать?
Второй тур возможен?
Почему же так усердно «мочат» Павла Грудинина? Ответ прост – он в рейтингах. Потенциальная электоральная поддержка Грудинина растет, и это вызывает тревогу у власти.
Профессор Валерий Соловей считает: «Интрига в том, что впервые появилось довольно яркое новое лицо, как Грудинин, и я могу сказать, что рост его рейтинга (а он несколько больше, чем показывает ВЦИОМ) оказался неожиданным... дело в том, что критика Грудинина, как ни странно, способствует его узнаваемости. Чем больше вы будете критиковать, тем больше о нем будут знать. А не называть его фамилию, как с Навальным, не получится: он, все-таки, официально зарегистрированный кандидат в президенты. Если бы коммунисты решились (это вопрос решимости) провести эффективную кампанию, то перспектива второго тура была бы реальной. Я серьезно говорю. Грудинин может претендовать на часть электората Путина. Есть запрос на новое лицо и запрос на новую политику».
Сначала планировалось, что новых лиц будет два – Грудинин и Ксения Собчак. Но второй проект буксует. Несмотря на все усилия, Собчак не удалось переманить под свои знамена ни сторонников Алексея Навального, ни других либеральных граждан, не имеющих своих партий или своих кандидатов. Яблочники останутся с Явлинским, даже если Григория Алексеевича не зарегистрируют, городская протестно настроенная молодежь не оставит Навального. В этой ситуации представляется, что у Ксении Собчак могут возникнуть проблемы на стадии проверки собранных подписей. Их немногим более ста тысяч, процент брака определяется волей избиркома (как это однажды было с «Яблоком»). Так что ситуация пограничная.
Но вот Павел Грудинин – фигура компромиссная, если он не станет говорить старыми лозунгами. Он новый человек, он в оппозиции действующей власти и не имеет четкой коммунистической дефиниции. И потому он способен привлечь не только сторонников советской власти или идей Маркса-Ленина.
Немного из популярной у нас теории заговоров. Достаточно широко тиражируется мнение, что массовая атака на Павла Грудинина подготовлена самой администрацией президента. Цель – доказать, что Грудинин самый-самый оппозиционный и самый гонимый кандидат, и тем самым привлечь на участки больше избирателей из числа решивших не ходить на выборы. На наш взгляд, предположение несостоятельное – уж слишком тонкая игра затеяна. Да и тех, кто решил примкнуть к бойкоту, к урнам ничем не заманишь, ни такими играми, ни референдумами, которые ничего не решают.
Интересно, что антигрудининская кампания приводит к весьма неожиданным результатам. В Самаре врио губернатора Дмитрий Азаров отказался от встречи с Грудининым, хотя прежде такая встреча планировалась. «След Грудинина» нашли даже в скандальном решении о запрете фильма «Смерть Сталина». Министр культуры Мединский сказал о фильме так: «Многие люди старшего поколения, да и не только, воспримут его как оскорбительную насмешку над всем советским прошлым, над страной, победившей фашизм, над советской армией и над простыми людьми». Отсюда был сделан вывод, что Мединскому посоветовали не злить «старшее поколение», которое на самом деле о фильме ничего не знает. Ибо разозленные старики могут пополнить электорат коммунистического кандидата.
Возможно, эти мелочи что-то и значат в будущей кампании. Но самое главное то, насколько активно КПРФ поддержит выдвинутого этой партией беспартийного кандидата.
Ольга Алимова, первый секретарь Саратовского обкома КПРФ: ВОПРОСЫ «КТО ВЫ, ТОВАРИЩ ГРУДИНИН?» ПРИЯТНО СЛЫШАТЬ Помните, зарубежные СМИ в своё время любили баловаться вопросом: «Кто вы, мистер Путин?» Этот вопрос практически стал мемом, как любит выражаться современная молодежь. Сейчас мне приятно открывать газеты, новостные сайты, читать социальные сети, в которых в принципе тот же вопрос задается Павлу Грудинину. Разумеется, вместо мистер – обращение к товарищу. Как любое новое лицо в политике, директор «Совхоза имени Ленина» тут же стал объектом для интереса СМИ, а поскольку его рейтинг практически мгновенно вырос, то эти же самые СМИ, особенно с яркой желтой окраской, стали лить на Грудинина тонны грязи и компромата. Мне, человеку с большим политическим стажем, январь 2018 года даже стал напоминать конец 90-х – начало «нулевых» годов, когда основой для политической борьбы в первую очередь были чёрный пиар и битва «чемоданов компромата». Хотя первоначально ожидалась спокойная кампания, референдумного типа. Сейчас мы видим, что кампания приобретает больше черты войны, нежели политического соперничества идей, какой должна быть Россия в обозримом будущем. В общем-то, это хорошо, с моей точки зрения. Грудинин оказался настоящей находкой для КПРФ: человек, способный объединить вокруг себя не только партийное ядро и ядерный электорат КПРФ, но и привлечь новых сторонников. В этой связи хочу отметить, что появившиеся разговоры о том, что, дескать, Павел Грудинин способен расколоть партию, – не более чем домыслы, ничем не подкрепленные. В нашей партии, разумеется, была дискуссия о том, кто будет представлять КПРФ на выборах президента РФ. Называлось множество фамилий. Региональные партийные организации предлагали и Геннадия Зюганова, и Валерия Рашкина, и Сергея Левченко, и Анатолия Локотя, и Леонида Калашникова, а также беспартийных от близких к КПРФ организаций, например, Юрия Болдырева. Была в этом списке и фамилия Грудинина. И если до съезда КПРФ дискуссия о кандидате была возможна, то после него, разумеется, нет. Партия приняла решение! А значит, мы должны, и скажу еще резче – обязаны работать на победу. Кто бы ни представлял КПРФ, главным является не он, а партия! Как говорит мой друг и соратник Валерий Рашкин, «Коммунистическая партия была до нас, есть с нами и будет после нас». Так что – это мы для партии, а не партия для нас. Но уже на стадии агитации понятно, что партия оказалась права! Сейчас во всех регионах, в том числе и в Саратове, постоянно приходят люди и предлагают свои услуги в качестве волонтеров-агитаторов и наблюдателей на выборах. Мы действительно видим активность простых людей, для которых появление Павла Грудинина стало побудительным мотивом не только заинтересоваться политикой, но и заняться ею. |