Добежавшая волна
Буквально несколько дней назад на Аляске случилось землетрясение. И всё бы ничего, но тут же возникли прогнозы о том, что это землетрясение вызовет цунами, которое может добраться до берегов Калифорнии. Это всё к тому, что и политические процессы федерального уровня рано или поздно находят отклик в провинции. И иногда политическое цунами может быть очень даже разрушительным.
Речь ниже идет о переформатировании сфер влияния в большой политике. Точнее, о смене власти в «Единой России», которая была и есть пока руководящей и направляющей партией власти.
Ослабление Володина
Понятное дело, в Саратовской области Вячеслав Викторович Володин – истина в последней инстанции, царь, бог и вообще высший разум для всех, вне партийной и иной ориентации, разве что кроме отдельных диссидентов.
Но на политическом олимпе всё гораздо сложнее. Вячеслав Володин, перейдя из администрации президента в Госдуму, сильно потерял в своей политической значимости. Даже при том, что в АП Володин де-юре был не первым лицом, а в нижней палате Представительного Собрания он – главный.
Ни для кого не секрет, что ГД у нас давно уже не самостоятельный орган, а встроенный в вертикаль власти механизм по легитимизации законов, которые сочиняются или в правительстве, или в ГД, но по заданию правительства и АП. Собственно, таковой дума стала благодаря в том числе и Вячеславу Викторовичу. Но когда у Володина в руках были все рычаги внутренней политики в стране, это его устраивало. Теперь ситуация изменилась. Изменилась и роль нашего великого земляка. Что наверняка его не радует.
Понятно, изменить роль Госдумы во всех политических раскладах, особенно когда эта роль совсем не интересна первому лицу страны, сложно. Но может быть, и выполнимо. И Вячеслав Викторович взялся было за решение этой проблемы. Но что-то пошло не так. Впрочем, мы не об этом.
Есть и еще один очень серьезный политический инструмент, который утратил Володин. Это контроль над политической партией «Единая Россия», которую вывели из-под Володина и «заточили» под нового партийного лидера Андрея Турчака.
Конечно, господин Турчак стал главой генсовета «Единой России» не просто так. И дело не в его успешном или не очень руководстве Псковской областью. Просто отец Андрея Турчака, Анатолий – давнишний знакомец Владимира Путина. А в наше время такое близкое знакомство – скоростной лифт в политической карьере.
Так или иначе, но Андрей Турчак быстро подмял партию под себя. Из генсовета ЕР, например, был выдавлен верный соратник Володина Николай Панков. И партия вышла из-под контроля Вячеслава Викторовича аккурат накануне главных выборов страны, когда ЕР должна стать главным двигателем электората, который просто обязан массово явиться на избирательные участки.
Метод Володина
Понятное дело, Вячеслав Викторович смириться с потерей позиций не может по определению. Он боец и не опускает руки никогда и ни при каких обстоятельствах.
Это раз. Два – перехватив выборную инициативу у «Единой России», Володин может доказать свою значимость и вернуть утерянные было позиции. Конечно, сделать показательные выборы, показать запредельную явку, единодушие и всенародную любовь электората к Владимиру Путину Вячеслав Викторович может только в своей вотчине, а это Саратовская область. Или в своем избирательном округе – это Пензенская, Саратовская, Волгоградская и Тамбовская области.
Наверняка Вячеслав Викторович работает с соседями, но мы же лучше всего осведомлены о том, что происходит на родине Володина.
А происходит следующее – Вячеслав Володин начал окучивать районы области, где он встречается с депутатами местных представительных собраний и прочим муниципальным активом. Спикер Госдумы уже почтил своим вниманием Ртищево и Балаково, куда массово пригласили местных чиновников и депутатов. Вполне вероятно, скоро Вячеслав Володин приедет еще в пару районов, например, в Ершов и Татищево, и охватит весь сельский электорат. Точнее, тех, кто отвечает за привлечение электората на избирательные участки.
Есть подозрение, что слушатели Володина заглотнули наживку в виде многочисленных обещаний и сделают всё возможное и невозможное, чтобы поднять явку на небывалый уровень. Дело в том, что в глубинке Володина не просто любят, его боготворят, более того, все знают, что обещания Вячеслав Викторович сдерживает. Не всегда в полном объёме и так далее, но всё-таки.
И народную любовь не могут поколебать даже четырех-пятичасовые опоздания высшего разума и столь же продолжительные выступления губернатора Валерия Радаева на разогреве.
И еще, за время двух своих визитов и двух многочасовых встреч с активом никто ни разу не упомянул ведущую роль партии «Единая Россия». О ЕР не вспомнил никто. Даже с учётом того, что на обеих встречах присутствовал местный партийный лидер Иван Кузьмин. Везде Иван Георгиевич был в статусе спикера регионального заксобрания.
Проблемы Володина
Как бы ни пел осанну своему кумиру еще один депутат Госдумы – Николай Панков, все мы понимаем, что путешествует по районам Саратовской области Вячеслав Викторович не от хорошей жизни. Во-первых, Володин так и не стал своим в эстетствующей столичной тусовке, и ментально ему ближе провинция. Впрочем, и тут не всё слава богу, потому как провинцию, особенно глубокую, на уровне районных центров и тем более сельских поселений Вячеслав Викторович не переваривает на подсознательном уровне и рад бы не возвращаться туда никогда. Что понятно – его уровень политика федерального масштаба, куда Володин попал благодаря только своим многочисленным как положительным, так и не очень качествам, не предполагает столь мелкой аудитории. Совет Европы – да, Организация Объединенных Наций – конечно. Госдума, наконец. А не заштатный районный центр с дремлющими и уставшими депутатами от сохи. Но приходится, потому как сейчас Володин видит в этом потенциал. А ради шанса опять войти в первую пятерку федеральных политиков Вячеслав Викторович готов и не на такие жертвы.
Впрочем, такой поход в люди может и не получиться. Потому что апробировать прямое общение с простым народом Вячеслав Викторович может только у себя на родине или, если получится, в своем округе. А это далеко не вся страна. Получается, что действия спикера Госдумы носят несистемный характер, что для Володина, который систему ставит превыше всего, – нож к горлу.
Но, повторимся, для того, чтобы вернуться на покинутый пьедестал и доложить самому президенту о том, как он покорял электоральный космос, Володин готов на многое.
Беда Володина
И если сам Володин не только хочет, но и может, то его окружение, особенно здесь, в Саратовской области, абсолютно бесплодно.
Да, губернатор Валерий Радаев может вывезти своих министров в район, зачитать длинный и скучный доклад о невероятном росте всего и блестящих перспективах. Но даже районные депутаты в блестящие радаевские перспективы верят уже слабо.
Конечно, Вячеслав Викторович уже давно понял, что из себя представляет его протеже, и даже предпринимает попытки впихнуть невпихуемое – пристроить нашего важного агломератора и урбанизатора куда-нибудь на работу. И готов жертвовать временем в надежде, что Радаев покажет все-таки хороший результат. Но любое собеседование показывает истинный уровень компетенции саратовского губернатора.
Ближайший и доверенный человек Володина Николай Панков вдруг обнаружил, что он умеет складывать слова в предложения. И эти предложения даже имеют какой-то смысл, и на них есть реакция. Такие открытия, как правило, делают подростки в пубертатный период, но зуд графомании обычно проходит очень быстро. Если, конечно, кто-нибудь не поощряет эту писучую почесуху.
Не исключено, что Володин не ставит крест на писательском таланте Панкова только потому, что этот неожиданный талант создает некую дымовую завесу электорального ноу-хау спикера.
Сам Панков благодаря своим исключительным интеллектуальным способностям совсем не понимает, что его новое пристрастие – это не просто смешно, это опасно. Причем не только для самого автора, но и для его покровителя. Ведь в мировой сети ничего не теряется. И вообще – молчание испокон века было золотом.
И наконец, команда Радаева, которая, понятно, согласована высшим разумом, тоже не сильно дееспособна. Придумать, под каким предлогом можно собрать на встречу с Володиным так называемый актив Саратова, Энгельса и даже Маркса, – это выше их сил. Тем паче, публика в Саратове так сыта всякого рода обещаниями и разочарована реализованными через пень-колоду проектами, что вдохновить её на электоральные подвиги будет очень сложно. И обустройство бульвара на улице Рахова совсем не волнует жителей с окраин Ленинского района, не говоря уже об энгельсском микрорайоне Мясокомбинат. А в Саратове и Энгельсе живет, как минимум, половина избирателей Саратовской области.
P.S.
Есть подозрение, что старания Вячеслава Володина успехом не увенчаются и, скорее всего, Саратовская область выберет традиционный для себя способ достижения результата. Как минимум потому, что по-иному никто здесь давно, а возможно, никогда не делал.
Но утаить это не удастся. И дело не в КОИБах. Их уже давно научились обманывать. Просто очень вероятно, что на многих избирательных участках камеры, фиксирующие явку, замкнут на компанию Ростелеком, которая в эфире реального времени будет передавать данные в Москву. И жонглировать результатами станет невозможно. Вряд ли в столице поймут, почему явка «под камеру» составила 20–30 процентов, а на «слепых» участках зашкалит за 80 процентов...
Прозрели и члены территориальных избирательных комиссий. После того как уволили несколько особенно рьяных председателей теркомиссий, остальные больше не хотят рисковать. Конечно, члены ТИКов будут кивать и соглашаться с руководящими установками штабов, но сделают всё по закону. И это будет провалом.
Провалом в первую очередь Володина, который поставил на область Валерия Радаева, который умудрился одновременно противопоставить себя и Навальному, и Памфиловой, и Грудинину с Собчак.