Тянущаяся рука Москвы
Казначейство России приняло решение об установлении в Республике Хакасия и Костромской области внешнего финансового управления. Это значит, что московское ведомство будет контролировать расходы этих регионов. Решение было принято из-за большого объёма скопившихся бюджетных долгов. Саратовская область тоже отягощена долгами: в минувшем году в рейтинге закредитованности субъектов РФ нашему региону досталось 64-е место из 85 (чем ближе место к концу списка, тем выше закредитованность). «Газета недели» разобралась, грозит ли нашему региону внешнее управление и кто в этом виноват.
Долги – большие и маленькие
Почти все российские регионы обременены долгами. Согласно рейтингу долговой нагрузки, составленному «РИА рейтинг» по итогам 9 месяцев 2017 года, займы имеются у 83 из 85 субъектов РФ (за исключением Сахалинской области и г. Севастополя). Это деньги, одолженные местными правительствами у государственных и частных структур. Однако если у одних регионов суммарный долг составляет всего около 1% от годового дохода бюджета (Крым, Тюменская область), то у других приближается к 200% (Мордовия).
Хакасии и Костромской области в рейтинге достались одни из самых худших позиций: 83-е и 84-е места. К октябрю минувшего года их долговая нагрузка составляла 144,5% и 163,7% к бюджету соответственно. В текущем месяце глава Федерального казначейства Роман Артюхин сообщил, что в этих регионах будет введено внешнее финансовое управление. Такие меры решено применять к субъектам Федерации, у которых общий объём долговых обязательств по государственным кредитам с начала года превысил 80% бюджета. По словам чиновника, новые госкредиты будут выдаваться этим регионам только при условии перевода их на «полное кассовое обслуживание в Казначейство с открытием лицевых счетов и санкционированием расходов – зарплата, коммунальные расходы, социальные выплаты» (ТАСС). Артюхин пояснил, что раньше в России такие меры никогда не применялись.
Что в Саратове
Согласно официальной информации, размер долга Саратовской области к октябрю минувшего года составлял 50,38 млрд рублей. По данным «РИА рейтинг», это соответствовало 84,5% бюджета (64-е место в рейтинге). К началу 2018 года долг региона снизился, но ненамного – до 50,33 млрд рублей.
Однако, как считает министр финансов Саратовской области Александр Выскребенцев, внешнее финансовое управление нам всё равно не грозит. В беседе с корреспондентом «Газеты недели» он рассказал, что решение в отношении Хакасии и Костромской области было принято вовсе не из-за больших долгов, а из-за систематического нарушения соглашений с Министерством финансов России: «Есть примеры субъектов, у которых ситуация с этими показателями (закредитованностью, объёмом долга. – Прим. ред.)намного хуже, чем в Хакасии и Костроме. А у этих двух субъектов ситуация в том, что они просто не выполняют условия соглашения с Москвой, в частности, с министерством финансов. Поэтому там такая норма применена. Она существует для всех, у кого есть [такое] соглашение. Соответственно, нарушаешь соглашение – к тебе применяют меры».
Министр пояснил, что речь идёт о соглашении, касающемся предоставления бюджетных кредитов и дотаций. Так как Саратовская область его не нарушает, то и применение мер ей не грозит.
Размещение сил
По мнению экс-министра экономического развития и торговли Саратовской области Александра Ульянова, ставить наш регион в один ряд с Хакасией по уровню закредитованности в любом случае нельзя: «У нас нет такого соотношения между внутренним валовым продуктом, бюджетом и долгом, как в Хакасии. В нашей области ситуация средняя по России, в таком же положении находятся очень многие регионы. Поэтому если и вводить меры, то тогда уж почти на всю страну. Москва ведь тоже очень закредитована, а это регион-донор. Чисто без долгов сейчас не живёт ни один субъект Федерации, так устроена наша финансовая система».
Одна из причин образования долгов – неравномерность поступления доходов в местные бюджеты: расходы приходится производить регулярно, а налоги и федеральные субсидии поступают этапами. «Хочешь не хочешь, а этот кассовый разрыв приходиться кредитовать всем», – отмечает собеседник. Другая причина – отсутствие в регионах крупных налогоплательщиков. В Хакасии, например, нет производственных предприятий. В Саратовской области похожая ситуация: многие крупные производства у нас свернулись ещё в 90-е. Хотя в нашем регионе есть оборонные предприятия, они производят не конечный продукт, а только комплектующие.
По мнению Ульянова, в дефиците промышленности в регионах есть вина федеральных властей: «Они не развивают это направление, не занимаются размещением производительных сил». В качестве примера он привёл деятельность Германа Грефа на посту министра экономического развития и торговли РФ в 2000–2007 годах: столичный чиновник сознательно «сажал» автомобильные заводы вокруг Москвы, потому что считал, что там продаётся большинство машин. Саратовская область неоднократно подавала свою заявку на размещение, но, как и многие другие регионы, лишилась этой возможности.