Зелёные войны с лица и с изнанки

Оценить
Как политики используют общественную активность в своих интересах

Приходишь в областную думу на круглый стол, посвященный участию граждан в сохранении общественных пространств, а там опять реконструкцию улицы Рахова обсуждают. В Саратове тренд такой – кто громче про улицу Рахова скажет, тому всё внимание и общественный интерес. Правда, в минувший вторник тема оказалась шире одной только этой улицы: общественники снова пытались отрегулировать ситуацию с бесконтрольным уничтожением в городе зелёных насаждений, городская администрация вяло от нападок отбивалась. А областные депутаты под шумок решали свои политические задачи, к зелёным насаждениям отношения не имеющие, зато имеющие отношение к злосчастной «Стрелке».

Пусть будет виновата Баталина

КБ «Стрелка» помогает нам с реализацией федеральной программы «Формирование комфортной городской среды». Программу, кстати, продлили до 2022 года, и в этом году нашему региону по ней уже перепало полмиллиарда рублей. Так что благоустройство общественных пространств только началось – нас ждёт завершение большого пешеходного кольца, благоустройство площади Кирова и т.д. и т.п. Будет ли в этом во всём принимать участие «Стрелка»? Ведь на название КБ, тут областной депутат Дмитрий Чернышевский оказался прав, у большинства саратовцев развивается идиосинкразия (болезненная реакция на неспецифические раздражители).

Года полтора назад, когда стало известно, что Саратов был выбран площадкой для их архитектурных экспериментов, была внутри какая-то затаённая гордость – мы вдруг оказались лучшими, нужными и достойными федеральных денег. Но получилось что получилось. Саратовцы помнят, как пришлось в срочном порядке менять вывески на проспекте, проклинают пробки из-за новой схемы движения по Привокзальной площади, а уж «зарубаться» в Сети по поводу трансформации Рахова как начали в октябре, так до сих пор никак не прекратят.

Так что со своей пламенной речью господин Чернышевский попал в струю:

– Стрелка, Белка, собака Жучка, мышка-норушка... У нас в городе вообще власть есть? У нас кто принимает решения? Пришли какие-то девочки, непонятно откуда взявшиеся, Привокзальную изуродовали, Московскую, на проспекте какие-то дурацкие законы вводить начали. Хорошо, что женщинам юбки не обрезают по своему дресс-коду. Гнать их поганой метлой из Саратова вместе с их дурацкими проектами. Как это может быть, что городские депутаты не в курсе, городская власть не в курсе, областные депутаты не знают, кто это всё делает и зачем?

Не прошло и получаса после этого заседания, как в своём телеграм-канале «Пара слов» депутат Государственной думы Николай Панков горячо поддержал Дмитрия Викторовича и тут же ввернул, что к Привокзальной площади «Стрелку» привлекла его «коллега по ГД» Ольга Баталина. «Здесь уже мнение людей никто не спрашивал. Наворотили. «Ворота города» не удобны ни жителям, ни гостям. Водители жалуются на плохую организацию движения. Только вот не волнует это ни авторов проекта, ни их вдохновителя».

Ольге Юрьевне достается от Панкова не в первый раз. Он её за Привокзальную виноватил еще в октябре. Тогда Баталина выступила одним из модераторов круглого стола по промежуточным итогам тестового благоустройства, который «стрелочники» собрали на площадке общественной палаты Саратовской области. Вот так попытка посадить за стол переговоров обозлённую общественность, у которой «не спросили», и креативную молодёжь, которая «наворотила», вышла Баталиной боком. Пара слов, сказанная в нужное время в нужном месте, а дальше широко растиражированная СМИ, крепко связывает в сознании саратовцев Ольгу Юрьевну и «Стрелку».

Многие при этом стали забывать, что за пришествием «Стрелки» в наш город изначально стоял «наш земляк». Это с ними он планировал делать парк на полях Юго-Востока.

Собственно, реконструируя Рахова и покушаясь на сквер Борцов Революции 1905 года, «стрелочники» воплощают идею Володина – организацию большого пешеходного кольца, которое началось с преобразования Волжской.

Велосипедное лобби и «ничего ты не знаешь, Джон Сноу»

Покушение «стрелочников» на этот сквер и стало формальным поводом собрать общественный совет при областной думе. Движение за деревья и кустарники против велодорожки началось примерно тогда же, когда закончилось благоустройство на Рахова. На сайте администрации города общественники-экологи разыскали дизайн-проект, который логически продолжает пешеходное кольцо вдоль сквера Борцов Революции и далее по 2-й Садовой. В проекте видно велодорожку, которая проходит там, где сейчас растут густой кустарник и сортовые ясени. В ноябре целая группа активистов ходила по скверу, считала деревья, фотографировала, указывала координаты, измеряла рулеткой расстояния от дерева до дерева. В общем, делала работу городских служб по учету зелёных насаждений на отдельно взятом участке. Чтобы потом, когда проект благоустройства доберётся своей велодорожкой и туда, мы бы точно знали, сколько каких деревьев мы потеряли. Тогда можно требовать адекватную компенсацию.

Хотя, по мнению общественников, лучше бы эти деревья и вовсе не трогать. А то мы получим такую же «визуальную проницаемость», как и на Рахова. А заодно и газовую, и температурную. В борьбе за сохранение сквера в первозданном виде есть резон: он расположен вдоль дороги и должен быть отделен от неё высоким кустарником, который бы сдерживал выхлопные газы и давал бы тень и прохладу летом. Сейчас, благодаря то ли «Стрелке», то ли архитектурному бюро SNOU Projekt, то ли институту «Саратовгражданпроект» (все три приложили руку к истории на Рахова), то ли обрезчикам из «Саргорсвета», на Рахова вот оно и будет.

– Если вы дадите «Стрелке» добраться и до сквера Борцов Революции 1905 года, то там будет такая же история, – восклицал биолог Николай Якушев, отстаивая свою точку зрения. – Летом, примерно в час дня, в этом сейчас прохладном сквере будет такая температура, что вы сможете на этих модных урнах яичницу жарить!

Да и вообще, кому нужны эти велосипедные дорожки – задавались вопросом самые разные участники круглого стола.

– Это же велосипед, он везде проедет, – настаивал Чернышевский.

– Я по Волжской хожу на работу, никогда не видела там велосипедов, – разводила руками председатель общественного совета при областной думе Елена Резепова. – Почему в угоду Западу и конкретно велосипедистам мы должны лишаться возможности элементарно дышать?

Оказалось, что в Саратове есть мощное велосипедное лобби. Только вот ни главный архитектор бюро SNOU Projekt Николай Новичков, ни председатель комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации Саратова Виталий Желанов не знают, сколько там человек состоит. Но лобби есть. И именно это лобби проталкивает идею велосипедного каркаса города, на котором будут размещены пункты проката велосипедов по принципу в одном месте велосипед взял, в другом сдал. Идея прекрасная, но пока труднореализуемая в нашем городе. (К слову, в социальной сети «ВКонтакте» нашлось довольно большое сообщество – «Саратов велосипедный», в котором состоит почти 4,5 тысячи человек).

А дальше выяснилось, что дизайн-проект с велодорожкой, проложенной прямо по кустам в парке, который в 2016 году был отремонтирован по другой федеральной программе «Наш двор», это всего лишь один из множества вариантов проекта благоустройства парка. На вопрос, почему же именно этот рисунок выложен в официальных документах на сайте администрации, Желанов только развёл руками.

А воз и ныне там

– Можем ли мы что-то сделать, чтобы спасти этот сквер? – спрашивал инициатор круглого стола, заместитель председателя СРОО «Союз охраны птиц России» Андрей Варламов.

Этот сквер и другие деревья – добавил бы любой из присутствующих общественников. Впрочем, у саратовцев, не первый год воюющих за деревья, есть положительный опыт общественного давления на власть. Например, акция #съелиели – когда горожане буквально вынудили ритейлера, срубившего сорокалетние ели в Мирном переулке, заслонявшие вывеску магазина, вернуть всё как было, плюс высадить компенсационные хвойные на Аллее Роз. Это стало началом разработки новых правил благоустройства города, которыми занимаются городские активисты. Или шум вокруг варварски опиленных деревьев в парке «Липки», приведший к «работе над ошибками» и «кадровым выводам» (главу МУП «Благоустройство города» Владимира Крету за самодеятельность лишили должности). Но в целом возмущенная общественность пока проигрывает властям. Почему? Потому что власть у нас, как герой сериала «Игра престолов» Джон Сноу, ничего не знает, ничего не хочет, а ещё у неё в бюджете денег нет.

Не проведена инвентаризация зеленых насаждений, нет единой организации, которая бы занималась уходом за ними. По словам пресс-секретаря регионального отделения Русского географического общества Андрея Рагули, тендер на посадку выигрывает одна организация, тендер на уход и полив – другая. В результате вторые не знают, что, сколько и где посадили первые. И на весь этот бардак у чиновников один ответ – денег нет. На создание нового МУПа нужны деньги, на привлечение грамотных специалистов, которые будут знать, что и как обрезать, нужны деньги. А бюджет тощий и дырявый. Ну и желания, соответственно, тоже нет.

И вроде бы появился на днях большой жирный плюс во всей этой истории – Михаил Исаев, новый саратовский мэр, подписал документ, который расширяет состав зеленой комиссии. Без разрешения этой комиссии невозможно будет спилить ни одно дерево.

Увы, опыт саратовских экологов подсказывает, что плюс легко превращается в крест. Ольга Пицунова на Фейсбуке уже предупредила общественность, что рано мы радуемся. От того, что зеленая комиссия увеличилась на несколько человек, безобразия не прекратятся. Ведь подобный документ, прописывающий те же правила, существовал и раньше, да только кто ж его исполнял?

В общем, круглый стол подошёл к концу, резолюция, рекомендующая всем уровням власти следить за исполнением программы «Формирование комфортной городской среды» и привлекать к обсуждениям проектов горожан, была принята за основу. У политиков решить свои задачи вышло. Вопрос – вышло ли это у общественников?