Всё жульём поросло

Оценить
После обнародования годового отчета Генпрокуратуры Саратов получил новое прозвище – «столица мошенников»

«Добрый день! Меня зовут г-н Джефет Бен ESQ, я являюсь юридическим представителем старшего адвоката. В 2017 году мой клиент скончался, оставив за собой наследство», – так начинается письмо, пришедшее на электронную почту нашего сотрудника. В послании кратко изложена судьба некоего г-на Маршала, который «был рожден в материнском доме для младенцев». С семьей у него не сложилось, но карьера, кажется, удалась – к моменту безвременной кончины состояние одинокого господина составило ровно 10 миллионов долларов США. Для пущего эффекта сумма указана цифрами и прописью. Далее эсквайр Бен предлагает адресату стать наследником бедняги Маршала, добавляя на чистейшем русском языке: «Это на 100 процентов законно!». Юридический представитель просит «сохранить это предложение в абсолютной конфиденциальности и доверии» и трогательно прощается: «Спасибо, и Бог благословит нас».

Богатые покойники просят от «наследников» немного

Подобные письма бродят по рунету с начала 2010-х годов, различаясь деталями биографии усопших. Как правило, богатые дядюшки проживают в республиках Того, Конго, Бенин, Соединенном Королевстве Великобритании и гибнут в автокатастрофах. Как рассказывают пользователи, вступившие в переписку с авторами посланий, те присылают по электронной почте сканы свидетельства о смерти наследодателя и завещания, гарантийные письма из банка и т.д., а затем просят перечислить 200–600 долларов для завершения оформления документов.

По наблюдениям МВД, выманивание денег в интернете стало самым распространенным видом мошенничества. По официальным сведениям, за прошлый год в регионе было совершено более 4 тысяч мошенничеств (в 2016-м – всего 1,5 тысячи). Как отмечает Генпрокуратура, в Саратовской области количество уголовных дел по этой статье увеличилось на 148 процентов – самый большой показатель среди регионов.

По-прежнему эффективными остаются смс-рассылки. В конце прошлого года 66-летняя жительница Энгельса Ольга Николаевна получила на мобильник сообщение с незнакомого номера: «Мама, срочно положи 950 рублей на телефон (далее был указан номер другого сотового оператора). Не звони мне, потом объясню». Через четыре дня, когда дочка приехала к ней на выходные, пенсионерка поинтересовалась, дошли ли деньги. «Сумма не критическая, но обидно. Мама по образованию инженер-строитель, долго работала с банками, – рассказывает дочь Юля. – Стандартная смс про аварию не сработала бы, потому что у меня ни машины, ни прав. А тут – минимум информации, максимум тревоги, и люди попадаются».

В полицию пострадавшие обращаться не стали, посчитав, что там ничем помочь не смогут. Стражи порядка тоже так думают. После публикации отчета Генпрокуратуры областное ГУ МВД распространило пресс-релиз, в котором объяснило, что «конкретных методов профилактики и раскрытия преступлений, связанных с дистанционным управлением финансами, не имеется».

Аферисты из каждого утюга

Несмотря на распространение информационных технологий, «контактные мошенничества», как их называют в полиции, продолжают активно применяться. В таких случаях целевой аудиторией становятся пожилые люди.

К 80-летнему саратовцу Василию Ивановичу, живущему в частном секторе за автовокзалом, аферисты заходят почти каждый месяц – представляются газовиками, водопроводчиками, сотрудниками Пенсионного фонда и т.д. Дети и внуки давно просили деда не пускать незнакомцев даже с самыми красными «корочками» дальше прихожей. Но визитеры умудряются стянуть что-нибудь, и стоя на пороге дома, – например, пропадает сдача, которую пенсионер по привычке оставляет на полочке у зеркала. Такие «гости» регулярно навещают многих стариков на улице, где живет пенсионер. На вопрос, не обращались ли пострадавшие в полицию, молодые родственники Василия Ивановича отмахиваются: «Участкового здесь – ищи-свищи!».

Некоторые посетители выдумывают оригинальные способы отъема денег. Например, недавно к Василию Ивановичу явился мужчина в рабочем комбинезоне и рассказал, что оказывает пенсионерам услуги электрика. Позабыв о наказах родни, хозяин пригласил гостя в зал, выдал сломанный утюг, а сам ушел на кухню. Через пять минут электрик объявил, что утюг отремонтирован (что удивительно, это было правдой), взял за работу 500 рублей и предложил: «Давай телевизор проверим, может, тоже надо починить?». Василий Иванович ответил, что телевизор в порядке. Мастер снова и снова предлагал проверить, так что еле удалось его выпроводить. Через полчаса пожилой человек включил телек – и оказалось, что он действительно не работает. Приехавшие вскоре дети выяснили, что сожжены предохранители. Видимо, электрик ткнул в телевизор пьезозажигалкой, а затем собирался, поставив новый предохранитель (его цена очень невелика), взять с пенсионера большую плату за ремонт.

С аферами в офлайне в Саратове борются столь же успешно, как в интернете. В марте прошлого года общественная палата и совет сторонников «ЕР» даже проводили совместное заседание на тему «Защита старшего поколения от мошеннических действий». Лидер палаты Александр Ландо предлагал организовать поквартирные обходы пенсионеров и каждого предупреждать о существующих видах мошенничества.

Годом раньше Александр Соломонович встал на защиту представительниц прекрасной половины населения и организовал рейд в косметический салон, продававший чемоданчики с чудо-кремами по 50 тысяч рублей. В присутствии телекамер главный общественник пообещал «обратиться к министру, в федеральные органы, чтобы они провели глубокий анализ деятельности салона красоты». «А жителям хочется сказать: будьте бдительны. Если вам в 50 лет обещают омолодить на 20, не верьте», – посоветовал Ландо.

Красота требует

Сейчас в том же помещении, где совершал подвиги председатель ОПы, работает оздоровительный центр. Жительницу Саратова Людмилу пригласила сюда незнакомая женщина, позвонившая на мобильный. Собеседница назвала её по имени, пообещала «полную диагностику всего организма» и занятия на лечебных тренажерах. «Я ехала мимо этого центра, и мне стало интересно», – вспоминает Люда. На ресепшене у нее попросили паспорт (наличие с собой документа было обязательным условием) и сразу же отксерокопировали. «За мной закрепили личного менеджера. Она расспрашивала меня о жизни, о детях. Там вообще душевные тетки работают».

Есть ли у центра лицензия на медицинские услуги, Людмила не проверила. Её проводили в кабинет. Женщина в белом халате ощупала лимфоузлы пациентки, попросила положить руки и ноги на прибор, напоминающий напольные весы, который «считывает информацию с организма». Саратовчанке «диагностировали» проблемы с нервной и лимфатической системами и предложили курс занятий на тренажерах за 200 тысяч рублей.

Люда сумела выйти из диагностического центра, не понеся материальных потерь, благодаря предыдущему опыту: она уже бывала в этом здании, когда здесь предлагались чудо-кремы. «Один вид косметики – с черной икрой, другой – израильского производства, – вспоминает она. – Меня мама записала на презентацию, мол, там же всё бесплатно, да еще шампанское дают». Клиентке в течение получаса мазали разными средствами половину лица. Сотрудники салона громко восторгались: «Ах, какая кожа, прямо перламутровая, ни одной морщинки!» – и предложили тут же заключить кредитный договор на покупку продукции. «Бац – и документы на стол, всё уже готово. Осталось только подписать, да еще оставить десять телефонных номеров знакомых».

Людмила отказалась от покупки. Но чуть позже два чемодана с волшебными кремами ей подарила мама Марина Васильевна. «Это действительно большие чемоданы – один серебряного цвета, другой – черного. Внутри – стеклянные баночки с шикарными крышками. С тех пор прошло несколько лет, но половина упаковок не тронуты, руки не доходят всё время что-то на себя намазывать. Качество мне нравится, но можно следить за собой и более бюджетно», – говорит Люда.

Третий чемодан Марина Васильевна купила для себя. Кроме того, пенсионерка приобрела в том же салоне шампуни, электромассажер, некий прибор с ультрафиолетом и т.д. Всего небогатая семья заплатила за стремление к красоте больше 200 тысяч рублей. Несколько лет Марина Васильевна отдавала за кредиты почти всю пенсию.

Поверь в мечту

Когда-то Марина Васильевна работала на оборонном заводе. В 1990-е занялась сетевым маркетингом. Продавала косметику, бытовую химию, БАДы и т.д. Распространитель была убеждена, что станет «изумрудным директором» и корпорация будет содержать её в старости.

Так же искренне она верила в полезность продукции, которую продает, и предлагала её собственным детям и внукам. Например, минералы из чудодейственного пакетика, которые следует подмешивать в питьевую воду для улучшения стула и обогащения организма ионами серебра. Или глину, которую нужно глотать натощак для похудения и очищения от шлаков. Самым впечатляющим лечебным средством были гигиенические тампоны из «прессованной травы с Тибета» и прокладки оттуда же. Лечить ими полагалось всё, включая мигрень, – для этого прокладку, сбрызнутую водой, надлежало прилепить к голове. «Однажды невестка послушала, прилепила, – вспоминает Люда.– Брат проснулся, чуть с кровати не упал – что у тебя на лбу?».

Сейчас, как говорит Люда, «мама с продажами завязала – здоровья нет гоняться». Никаких корпоративных доплат к пенсии она не получает, чудодейственные средства больше не использует и «пьет обычные таблетки от давления».


[кстати сказать]

Самые запоминающиеся аферы, случившиеся в Саратовской области

Пирамида в цветочек

В 2003 году почти 5 тысяч саратовцев стали жертвами «пирамиды гладиолусов». ЧП Одинцов предлагал горожанам разбогатеть на выращивании цветов. Клиенты покупали луковицы гладиолусов по 60 рублей за штуку (на базаре они стоили 5–10 рублей), проращивали и сдавали в фирму уже по 110 рублей. Первые участники получили обещанные 200 процентов прибыли, и очереди новых желающих стояли перед офисами фирмы с 5 часов утра. Саратовцам объясняли, что ростки гладиолусов отправляют на некий завод в Воронеже и перерабатывают на благо парфюмерии и медицины. Клиентам выдавали целую инструкцию по выращиванию цветов, при приеме линейкой измеряли длину листьев и корней.

В одну из апрельских ночей аферисты исчезли (центральный офис фирмы располагался, кстати, напротив Ленинского районного суда). Утром обманутые клиенты ринулись на вокзал в надежде перехватить обидчиков, но никого не нашли. Ущерб составил около 3 миллионов рублей.

Жулики и VIPы

В 2014–2015 годах телефонные мошенники атаковали руководителей госучреждений региона. Директору психоневрологического интерната в поселке Михайловском позвонила женщина, представившаяся замминистра соцразвития Ниной Рябиной. Она предупредила, что в ПНИ едет проверка, и чтобы всё было гладко, нужно перечислить на банковский счет 150 тысяч рублей. Руководительница перевела деньги.

Директорам промышленных предприятий звонили от имени тогдашнего министра здравоохранения Алексея Данилова. Мужской голос требовал пожертвовать крупную сумму якобы для лечения тяжелобольного ребенка.

Похожие звонки поступали к главврачам нескольких саратовских больниц, только на этот раз голос был женским. Дама представлялась замминистра здравоохранения Натальей Мазиной и просила срочно сделать денежный перевод для решения неких вопросов в Москве. Областное министерство здравоохранения распространило официальное заявление, в котором разъяснялось, что «просьбы коррупционного характера» в ведомстве не допускаются.

Звонки главврачам продолжились, но собеседники представлялись уже сотрудниками прокуратуры и просили «оказать финансовую поддержку», переведя деньги на телефонные номера. Один из медиков перечислил на три номера сумму 9 тысяч рублей.

ВИП-мошенники вернулись в Саратовскую область в конце прошлого года. В декабре региональное управление ФНС сообщило, что неизвестные рассылают предприятиям и индивидуальным предпринимателям СМС от имени руководителей налоговых органов «с предложением перечислить денежные средства». Как разъяснялось в пресс-релизе, «указанные действия никакого отношения к налоговым органам не имеют и преследуют цель дискредитации последних».