Против насилия в семье

Оценить
Не «картошка фри», а сломанные рёбра жертвы

У детской площадки рядом с Аллеей Роз в сквере им. Братьев Никитиных стоит интересная инсталляция. Изогнутые бетонные шпалы, напоминающие то ли ребра кита, то ли мамонта. В народе её ещё называют «картошка фри». На самом деле это скульптура против насилия в семье.

Она была установлена в сентябре 2010 года в рамках акции «Мир на земле начинается в доме». И по задумке автора, архитектора Маргариты Бакурской, изображает скалы, символизирующие препятствия и преграды на пути к добру, миру и взаимопониманию в семье. Рядом с монументом есть табличка, на которой указаны телефоны организаций, помогающих всем, кто столкнулся с этой проблемой.

Тогда мир был немного другой. Нет, мужья били (а иногда и убивали) жён, матери забывали детей на морозе, сыновья по пьяной лавочке лишали жизни отцов или матерей, одноклассники (обоего пола) били одноклассников, снимали это на телефон и выкладывали в сеть. Но общество и государство пытались повернуться к проблеме лицом. Поддерживали организации, работающие с жертвами насилия, например. А сегодня некоторые такие организации встречаются в реестре некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. А московский центр помощи жертвам сексуального насилия «Сёстры» собирает деньги на свою работу исключительно в социальных сетях. На такую деятельность государство грантов не выделяет, а взять их больше негде.

В 2017-м был принят закон о декриминализации побоев в семье. Так что уголовная ответственность за избиение родственников, согласно ему, заменяется административным наказанием и солидным (по меркам среднестатистического семейного бюджета) штрафом, выплачиваемым из того же семейного бюджета. Одним из авторов этого закона стала Ольга Баталина, депутат Госдумы от Саратовской области.

Общество, почуяв, куда дует государственный ветер, вообще перестало стесняться своих реакций. А первой реакцией в подавляющем большинстве остается обвинение жертвы. Посмотрите даже на последние громкие случаи: в первом муж отрубил жене руки за её попытку уйти из семьи, во втором студент, которого отвергла соседка по квартире, убил девушку, а затем надругался над её телом. Позже покончил с собой. Подавляющее большинство комментаторов спрашивают: почему первая не ушла раньше? Неужели она не предвидела такой исход? Зачем вторая отправила несчастного парня во френдзону, зачем так его мучила своей холодностью? От подобных комментариев начинают шевелиться волосы. Хочется сказать: ну ребята, жертвы насилия не обладают телепатией! И неужели можно убивать за то, что она не согласилась с ним спать?! Алё!

А отсутствие в российском законодательстве такой нормы, как запрет на приближение к человеку, в случае если есть угроза жизни и здоровью, приводит к тому, что в полиции жертве преследования скажут «убьют, тогда и приходите». Да, это крайние случаи. Но кто ведёт статистику промежуточных?

«Ребра кита», они же «картошка фри», призваны заставлять задуматься об этом. Задуматься и помочь пострадавшим, если это в ваших силах. Или хорошо подумать и пересмотреть своё отношение к насильнику и жертве, если вы до сих пор считаете, что жертва сама виновата.

Наверное, бывший мэр Саратова Валерий Сараев был прав, когда просил хозяйственников благоустроить зону вокруг памятника, чтобы сделать его ярче, выразительнее и донести до прохожих его глубокий социальный смысл.