28 петель жизни

Оценить
Как недоношенных детей спасают при помощи вязальных спиц

В Саратове уже полгода существует клуб «28 петель»: волонтеры собираются почти каждую неделю и вместе вяжут крохотные носочки, шапочки, жилетки, пледы и игрушки. За это время они связали 448 вещей для детей, родившихся раньше срока.

Размером с пупсов

28 петель – именно столько нужно набрать на спицы, чтобы связать носочки на младенца весом не более одного килограмма. Выглядят носочки настолько миниатюрными, что сомневаешься, налезут ли они на малыша – максимум, на пупса. Волонтеры рассказывают: так и есть – во время вязания женщины примеряют вещички на пупсов своих детей. Человек неосведомленный и ни разу не видевший недоношенного ребенка, бывает, не попадает с размерами и вяжет вещи сильно «на вырост».

Сегодняшняя встреча, на которую пришли около 20 активисток, проходит на третьем этаже торгового центра «Победа Плаза» в фудкорте. Это удобно: тут есть столы, при желании можно что-то перекусить, мамы могут оставить своих детей в игровых комнатах. Вдобавок в общественном месте можно привлечь внимание – люди подходят, спрашивают, а потом приходят еще раз.

Родом из Казахстана

Лидер вязальщиц – Марина Тяпкина, педагог дополнительного образования во Дворце творчества детей и молодежи (Театральная пл., 13). Марина учит детей мастерить поделки из пряжи в мастерской «Чудо-нити» и воспитывает собственных троих детей 14, 8 и 3 лет.

«Мой третий ребенок, Илария, родилась с весом ниже среднего – 2100 граммов», – координатор клуба объясняет, почему эта тема так затронула её.

Идея вязать вещи для детей с экстремально низкой массой тела пришла к ней после того, как на одном из форумов для вязальщиц она натолкнулась на фонд «28 петель» в Казахстане. Там в 2012 году журналистка Карла Нур отправилась по заданию редакции в перинатальный центр и обратила внимание на ярко-синие носочки на ножках младенца, лежащего в кювезе (устройстве с прозрачными стенками с подачей кислорода и оптимальной температурой). В стерильной зоне – посторонний предмет. Врачи объяснили положительный эффект шерсти на здоровье ребенка и рассказали, что сами на свои деньги покупают пряжу и заказывают у бабушек шерстяные вещи. Журналистка решила, что дело врачей – лечить, а вязать могут и обычные люди, и собрала вокруг себя инициативную группу.

За пять лет существования движения филиалы клуба открылись практически во всех городах Казахстана, соседнем Узбекистане, Кыргызстане, Беларуси и даже ОАЭ. Марина стала интересоваться, есть ли что-то подобное в России.

«Были клубы в Омске и Питере, но они существовали тихо и незаметно, без огласки в соцсетях. Но именно с нашего клуба началась волна по всей стране, – замечает Марина Тяпкина. – Вначале я сомневалась, а смогу ли, нужно ли это нашим роддомам, хватит ли мне времени и сил. Два дня на раздумья – и я связалась с Карлой Нур, обзвонила роддома, создала аккаунт в Инстаграмме и начала постить информацию, чтобы привлечь людей. Поначалу на это уходило очень много времени... Более того, меня сделали главным координатором клубов «28 петель» в России: активистам из разных городов нужно было разъяснить, для чего мы это делаем».

Всего за несколько месяцев по всей стране появилось 66 клубов. До Нового года москвичи похвастались, что связали 1900 вещей, в Казани – полторы тысячи, в Новосибирске – более тысячи. Правда, и население в этих городах-миллионниках больше, чем в Саратове.


[кстати сказать]

Каждый десятый – «торопыжка»

По оценкам Минздрава, в России ежегодно рождается более 110 тысяч детей с экстремально низкой массой тела сроком до 37 недель, частота рождения – 10–12 крошек из 100 малышей.

Ежегодно на планете раньше срока рождается 15 миллионов детей, или каждый десятый малыш. Сегодня медицина шагнула вперед, и врачи борются за жизнь ребенка от 250 граммов и 22 недель. Тем не менее, не все малыши, родившиеся раньше срока, выживают, а многие получают инвалидность.

Чудо-шерсть

Теплые вязаные вещи для «торопыжек» оказались действительно нужны саратовским родильным домам. Сегодня волонтеры передают свои работы в перинатальный центр на Рабочей, областной перинатальный центр на Зерновой, роддом на улице Одесской, 46А и перинатальный центр в Энгельсе.

Не во всех городах России врачи выразили готовность принять в дар вещи для детей: где-то медики сослались на отсутствие устройств, способных под паром высокой температуры обработать вещи. «Тогда выход прост: волонтеры так же вяжут, но вещи отправляют по почте в ближайшие города», – поясняют саратовские активисты.

Примечательно, что в работе волонтеры используют только стопроцентную шерсть. Почему не акрил, который мягче? Не травмирует ли шерсть нежную кожу младенца? Как раз колючесть натуральной шерсти имеет важное значение: происходит массаж кожи, улучшается циркуляция крови.

Шерсть, кроме этого, лучше сохраняет тепло – конечно, в кювезах родильных домов поддерживается необходимая температура, но шерстяные вещи несут дополнительную теплосберегающую функцию, чтобы ребенок тратил энергию не на теплосбережение, а на рост и развитие. Эксперты говорят, что синтетический акрил неравномерно распределяет тепло, из-за чего ребенок под лампой может получить ожоги.

Наконец, колючая шерсть – раздражитель, который снижает вероятность того, что малыш может заснуть и не проснуться. Известно, что новорожденные большую часть времени проводят во сне, а недоношенные спят около 80 процентов времени в сутки. Из-за незрелости головного мозга есть опасность апноэ – приступов спонтанной остановки дыхания во сне. Для этого минималышей кладут на шерстяной коврик.

Есть и объяснение, чем помогает шерстяная шапочка. Из-за агрессивного влияния большой концентрации искусственного кислорода, необходимого для выживания недоношенного младенца, не исключена вероятность развития ретинопатии – заболевания глаз, сопровождающегося изменениями в сетчатке и стекловидном теле. Ребенок в шапочке нуждается в меньшем количестве кислорода, и риск потери зрения снижается.

Морские спасатели

На столе у волонтеров можно заметить и забавные игрушки-осьминожки с узорчатыми спиральками. Оказалось, эти поделки тоже несут полезную функцию: ребенок в кювезе, хватаясь за них, чувствует себя в безопасности, развивает мелкую моторику и отвлекается от трубок и проводков, поддерживающих его жизнеобеспечение. Делается игрушка из стопроцентных хлопковых нитей – после стерилизации в роддомах они не скатываются и держат форму. Внутрь кладут хлопковый мешочек, набитый холлофайбером – тоже с расчетом на устойчивость материала по сравнению, скажем, с синтепоном или ватином.

Идея этой игрушки принадлежит датчанке, которая сделала осьминожку своему недоношенному ребенку, увидела положительный эффект, а потом рассказала об этом в интернете. Сейчас фантазия мастериц значительно разнообразила ассортимент игрушек: помимо разноцветных головоногих моллюсков появились русалки, рыбки, медузы и даже бородатые Деды Морозы, но главная деталь – вьющиеся хлопковые хвосты – обязательно должна присутствовать.

Фиолетовая забота

Популярный вопрос: почему мамы и бабушки не могут связать теплые вещи для своих недоношенных малышей сами? «Каждая мама не была готова к такой жизненной ситуации. Родив ребенка раньше срока, она находится в ослабленном, болезненном состоянии, психологическом шоке. Она видит эти тонюсенькие ножки и ручки – и у неё появляется чувство страха, неуверенности, вины – почему это случилось именно у меня? Что я не так сделала? Держать спицы тяжело, потому что просто-напросто трясутся руки. Бабушки тоже сильно переживают. К тому же не все умеют вязать. И для мам приятно, что кто-то позаботился об их ребенке», – отвечает Марина Тяпкина.

Из двух мотков пряжи стоимостью примерно 250 рублей каждый выходит полный комплект экипировки: шапочка (вяжется в среднем за два часа, варежки и носочки (за час пара), жилетка и плед (каждая вещь за вечер).

28 петель жизниАктивистки организовывают совместные закупки и заказывают пряжу со скидкой. Любимые поставщики – Троицкая камвольная фабрика и «Камтекс». Можно использовать и домашнюю овечью шерсть – она более колючая. Можно вязать как спицами, так и крючком. Освоить новую технику или схему несложно – благо, сегодня в интернете бездна мастер-классов по вязанию.

Ограничений в выборе цвета нет, но, как правило, волонтеры избегают мрачных тонов и предпочитают сочные жизнерадостные цвета. Для ребенка никакой разницы, ведь зрение формируется только после третьего месяца жизни, а у маленьких малышей – еще дольше. Но маме и медику, который подходит к ребенку, яркие цвета поднимают настроение, так же как и вязальщицам в процессе работы.

И всё же главный цвет – тревожный фиолетовый. Он признан во всем мире цветом Дня недоношенных детей, отмечаемого 17 ноября: в этот день здания включают фиолетовую подсветку, а люди надевают одежду соответствующего оттенка, сигнализируя о проблеме.

Безвозмездно и без бюрократии

Один из главных принципов клуба «28 петель» – безвозмездность. Все, кто хочет помочь, могут сделать это двумя способами: присоединиться и начать вязать либо купить пряжу для клуба. Наличные не принимаются. Именно эта безвозмездность, отторжение денег и привлекает людей к проекту, говорят участницы клуба.

Активных рукодельниц – два-три десятка человек, каждую неделю присоединяются новые люди. Марина Тяпкина ведет журнал: записывает, сколько комплектов пришло от волонтера и сколько пряжи она получила. Также члены клуба «28 петель» документируют каждый акт передачи вещей медикам в перинатальные центры или роддома – чтобы у людей не возникло сомнений, попадают ли вязаные изделия по адресу.

На вопрос, есть ли намерение регистрироваться в качестве НКО – благотворительного фонда или общественной организации, координатор саратовского клуба отвечает так: «Только в Москве клуб «28 петель» планирует зарегистрироваться в качестве некоммерческой организации. У нас же пока медучреждения принимают нашу помощь без проблем, необходимости регистрироваться нет. Всё равно никаких наличных денег через нас не проходит. И не хочется, чтобы такое дело заглохло из-за бюрократии», – поясняет Марина Тяпкина.

Действительно, зачем – вдруг обвинят в шпионаже, как экологов и диабетиков?!

От волонтеров:

Клуб «28 петель» Саратов открыт для всех желающих помочь минималышам. Так как уже четыре медучреждения принимают нашу помощь, нам очень нужны новые вязальщицы-волонтеры, а также мы с благодарностью принимаем в дар пряжу для вязания малышам.

Наши координаты в Инстаграме: @club28petel_saratov

«ВКонтакте»: https://vk.com/28petel_saratov