Без целей, задач и критериев оценки

Оценить
Что не так с программой развития городского ЖКХ?

Саратовские общественники добились от городских властей пересмотра муниципальной программы по развитию ЖКХ Саратова на 2018–2022 годы. По их мнению, документ нужно не просто корректировать, а фактически переписывать заново. Потому что в нынешнем виде программа не учитывает более 90 процентов жилищного фонда города и вообще непонятно, на какие цели рассчитана.

Сыровата и пустовата

Муниципальная программа «Развитие жилищно-коммунального хозяйства Саратова на 2018–2022 годы» была спешно принята в конце прошлого года и сразу вызвала массу нареканий со стороны экспертов. Недовольны документом остались в основном представители многочисленных общественных организаций, специализирующихся на вопросах ЖКХ.

Общественники отмечали, что новая программа – архиважный «судьбоносный» документ, который должен быть нацелен на развитие всего города и на сохранение жилищного фонда. Однако, по их мнению, в ней не были учтены все аспекты существования жилищно-коммунального хозяйства. В частности, не учитывались деньги, которые жильцы платят на содержание своей собственности.

Некоторые депутаты Саратовской городской думы тоже сочли программу развития ЖКХ города сырой и пустоватой. Депутату Сергею Сурменеву, например, не хватило в ней описания инструментов или методов борьбы с управляющими компаниями, применяющими мошеннические способы работы. Однако чиновники во главе с председателем городского комитета по ЖКХ Виталием Карповым настаивали на том, что приняли зрелый документ: «Тему развития ЖКХ мы отразили в нём полностью».

Программа развития жилищно-коммунального хозяйства Саратова занимает 62 страницы. И состоит из двух подпрограмм: одна – про жилищное хозяйство, вторая – про коммунальное. И обе они, по большому счету, представляют собой набор общих фраз о том, что надо, например, «сохранить и увеличить срок эксплуатации муниципального жилищного фонда» или «повысить качество предоставления коммунальных услуг жителям многоквартирных домов и объектам социальной сферы». Что это значит и как этого достигать, в программе не сказано. В ней нет и каких-то критериев оценки произведенных в рамках программы мероприятий, да и сами мероприятия не расписаны, нет целевых показателей, к которым должны стремиться исполнители программы по итогам. Многих экспертов совершенно справедливо смущает превалирование муниципальных интересов над городскими.

По словам депутата Саратовской городской думы Евгения Чернова, также принимавшего активное участие в обсуждении предлагаемых общественниками поправок к программе, большинство их были приняты. Программа в новой редакции якобы должна быть опубликована в ближайшее время. Общественники в свою очередь пока очень сомневаются в существенном изменении документа.


[кстати сказать]

Александр Джашитов, член общественной палаты Саратовской области, на последнем совещании, посвященном как раз внесению изменений в программу развития ЖКХ, задавал её авторам простой вопрос: почему в программе развития городского жилищно-коммунального хозяйства речь идет только о мизерной доле муниципального жилья?

Александр Джашитов: «Если программа муниципальная, то это не значит, что она только для муниципального жилья. Программа должна быть для всех. В том числе и для ТСЖ, и для управляющих компаний. Я считаю, что эта программа не очень хорошо написана, и могу сказать, чего конкретно ей не хватает.

Во-первых, на мой взгляд, здесь необходимо затрагивать вопрос неплатежей за ЖКУ. Понять все причины, почему эти неплатежи происходят, и прописать решения. Нужно делать прямые платежи, и всё. И надо было сделать их давно.

Второе. Платежи должны быть исключительно по приборам учёта. Сколько можно за это бороться? Всё должно быть по приборам учёта и никаких нормативов вообще быть не должно. А если человек ломает счетчики, то его надо наказывать. Это тоже нужно прописать.

Третье. В программе нет ни слова об энергосбережении. Даже если есть отдельная программа по энергосбережению, в муниципальной программе развития ЖКХ эта тема должна быть отражена. Этот документ должен всё в себя включать.

Четвертое. У нас в городе трагедия с лифтами, а в программе о них нет ни слова. Мы что, ждём, чтобы лифт какой-нибудь упал, и тогда сделаем программу отдельную по лифтам? Мы где вообще находимся? У нас в прошлом году поменяли 30 лифтов, а в Воронеже – 700, и мы что – сидим и молчим?

И конечно, нужно уделять больше внимания созданию ТСЖ и ТСН (товарищество собственников недвижимости). То есть недостатков много. Качество программы неудовлетворительно, и добавлять в неё надо ещё многое».

Сергей Пятковский, заместитель председателя координационного Совета собственников жилых помещений города Саратова, является сегодня самым активным критиком муниципальной программы развития городского ЖКХ и чаще и настойчивее своих коллег требует у городских чиновников её изменения. Пятковский среди прочих недостатков программы обозначает и вопрос финансирования. По его словам, в документе вопрос жесткого контроля движения каждого рубля, внесенного в сферу ЖКХ, должен быть выделен в отдельный раздел. В ЖКХ города, как говорит общественник, крутятся огромные деньги, но никто не понимает, куда они уходят. Прежде всего, конечно, волнует расходование средств, которые платят граждане.

Сергей Пятковский: «Ту программу, которую приняли в городе, необходимо менять, и срочно. Нужно сделать не две подпрограммы, как сейчас, а как минимум четыре. Первая должна быть посвящена организационно-подготовительным вопросам. У нас сейчас нет никаких критериев и методик оценки состояния жилищного фонда в городе и оценки его развития. На какие показатели вообще мы должны ориентироваться в реализации программы? Мы можем констатировать только, что сейчас идет процесс деградации системы ЖКХ.

Вторая подпрограмма должна быть посвящена сохранению и развитию жилищного фонда. Согласен с Джашитовым, нынешняя программа учитывает всего 5 процентов городского жилищного фонда. И именно поэтому у программы копеечное финансирование (1,29 млрд на 5 лет из городского бюджета. – Прим. ред.). А должна учитывать сохранение и развитие жилфонда всего города. Третья подпрограмма должна быть посвящена вопросам развития и модернизации коммунального хозяйства. И четвертая должна быть направлена на работу с населением, на развитие самоуправления.

Я считаю, что программа развития ЖКХ в целом должна являть собой «дорожную карту» практических действий по содержанию, ремонту, сохранению и развитию жилищно-коммунального хозяйства. Она должна отражать пошаговое развитие ЖКХ города. В ней должны быть прописаны конечные результаты, к которым надо стремиться, и погодовые промежуточные результаты. Только при таком подходе можно говорить о том, что мы пытаемся создать комфортную для проживания городскую среду».