Домики из Озёрного тупика
И пусть это всего лишь бараки советской постройки, память о них стоит сохранить. Хотя бы потому, что они удивительно красивы, а главное, соразмерны человеку и месту. Два из них, те, что выходят фасадами на проспект Энтузиастов, внесены в реестр вновь выявленных объектов культурного наследия. Но, судя по всему, скоро их этого статуса лишат, а на их месте вырастет очередной «человейник» (человеческий муравейник).
В этом месте Заводского района ты как будто попадаешь в песню Юрия Антонова: «Пройдусь по Абрикосовой, сверну на Виноградную...». Улица Кленовая теряется между монументальных Барнаульской и Энтузиастов. На улице Кленовой скопище старых советских бараков – полуразвалившихся двухэтажек, наскоро слепленных советскими энтузиастами. И рядом Озёрный тупик.
Почти толкиеновский Озёрный город, весь деревянный, построенный на сваях прямо над Долгим озером. Здесь нет озера. Здесь есть лужи, высыхающие только в сильную жару, раздавленная колёсами машин черная грязь между домами, дикая сорная трава и старые тополя. А вот дома тут стоят деревянные. Они 1950-х годов постройки, и вроде бы только в этом вся их ценность. Потому что это всё равно бараки, старые, покосившиеся, полуразваленные. Жить в них, заброшенных и никому не нужных – мучение. Они давно были признаны аварийными, попали в программу расселения. И сегодня, кажется, почти все они стоят пустыми. Выбиты окна, они не светятся больше по вечерам тёплым жёлтым светом, проникающим сквозь старые тюлевые занавески.
Но они не просто бараки. Они – другие. Резные деревянные узоры под крышами, цветники на окнах, башенки и галерейки с торцов дома. Эх, коснулась бы этих фасадов рука мастеров с «Том Сойер Феста». Сделать бы в них музей советской истории. А то и реанимировать старые постройки, капитально отремонтировать, превратить в нормальный жилой дом, или гостиницу, или хостел. Проложить дорогу, вымощенную желтым кирпичом, да хотя бы просто дорогу. Разбить клумбы, стричь газоны, ухаживать за розовыми кустами, что растут там дикие и неприсмотренные и потрясающе цветут каждый май.
Желтое дерево увито плющом. Розовые кусты забиты тополиным пухом. Благоухают. Зеленая трава мягко стелется под ногами. Всё это окружает старый квартал. И эта необыкновенность, красота и – вот именно – соразмерность человеку этих домов подкупает.
То, что скоро от этого маленького и уютного на вид даже сейчас квартала не останется и следа, стало понятно весной прошлого года, когда один из домов сгорел. К зиме опустели и остальные.
А в середине января краевед и блогер Денис Жабкин написал у себя в Живом Журнале, что три документа, которые сейчас проходят согласование в мэрии, дают основание полагать, что в Озёрном тупике на месте этих старых построек вырастут ещё многоэтажки. «Два документа – это выведение объектов из списков выявленных памятников (в заключениях говорится об отсутствии архитектурно-градостроительной ценности каждого дома), а третий – создание охранных зон расположенного напротив муниципального памятника – бывшей школы, а ныне – института биохимии и физиологии растений и микроорганизмов РАН – здания постройки 1954 года». Охранную зону здания ИБФРМ РАН оставляют по ту сторону проспекта Энтузиастов. Значит, на стороне Озёрного тупика можно будет делать всё что угодно.
Когда в социальных сетях обсуждали эту новость, оказалось, что поклонников у этих деревянных бараков довольно много. Но видные архитекторы сомневались в целесообразности их сохранения. Город, в котором даже каменные дома дореволюционной постройки, признанные объектами культурного наследия регионального значения, не могут ни сохранить, ни реставрировать, не потянет воссоздание каких-то бараков середины прошлого века. А застройщикам сохранение среды, соразмерной человеку, почему-то пока не интересно.
Но мы будем помнить вас, домики из Озёрного тупика.