Одна надежда – на людей
Российская власть понимает, что на образование и здравоохранение тратится стыдное количество денег. В великой нашей стране финансировать их надо лучше. И вот на днях просочились слухи, что денег в эти две отрасли жизни дадут побольше. Но не спешите радоваться. Для этого сразу после выборов, скорее всего, объявят о повышении подоходного налога (НДФЛ) с 13 до 15, а то и до 17 процентов.
Разговоры о повышении этого налога не стихают с тех пор, как в России была установлена его плоская шкала и все стали платить 13% независимо от получаемого дохода. Думские коммунисты так и не смогли успокоиться из-за этого революционного решения и неизменно предлагают вернуться к тем временам, когда богатые платили больше бедных. Но в министерствах и ведомствах российского правительства лучше знают психологию богатых и насмерть стоят за сохранение плоской шкалы. Иначе, говорят, богатые скроются в тень от этих официальных платежей и бюджет продырявится от такого недальновидного решения. Так что уж лучше пусть всё потихонечку идёт как идёт.
После победоносной операции по возвращению Крыма «потихонечку» перестало получаться. Новая территория требовала денежных вложений. Взять их было неоткуда. Доить статьи с деньгами на образование и здравоохранение бесконечно невозможно – это понимают даже далёкие от экономики люди. И вот в 2016 году президент Владимир Путин поручил что-то придумать с налогами, чтобы собирать побольше денег в бюджет. Самый радикальный план составил уже год назад аналитический центр бывшего министра финансов Кудрина. Оттуда предложили поднять НДФЛ с 13 до 17%. Против этого выступил действующий российский министр финансов, но не потому что ему жалко людей и работодателей, а потому что в ведомстве обиделись на то, что команда Кудрина не принесла им свои расчеты на согласование. Ситуацию замяли, забыв на какое-то время про повышение НДФЛ. Но вот через год тема вновь актуальна.
По данным газеты «Ведомости», сейчас обсуждается ставка этого налога в 15% при сохранении плоской шкалы. И это предложение теперь вносит Минфин. Вскоре выясняется, что у этого ведомства своя корыстная цель. В Минфине хотели бы вместе с повышением этого налога начать отщипывать от него 6–8% в федеральный бюджет. (Сейчас НДФЛ делится между региональными и муниципальными бюджетами, и, видимо, дербанить этот налог просто, без повышения, Минфин не решился).
С одной стороны, на зарплаты работников это повышение не повлияет, ведь НДФЛ платят не они, а работодатели. С другой стороны, Минфин не хочет, чтобы все работодатели на него разом отреагировали, как на крокодила. И потому ведомство успокаивает их обещаниями одновременно снизить на 9% ставку страховых взносов – с 30 до 21%.
И да! Резервный фонд, куда со времён Алексея Кудрина складывались излишки нефтяных денег и из которого пополнялся бюджет в случае дефицита, закончился. Нет больше этой подушки безопасности.
Но не надо думать, что в этом случае все будут в шоколаде. Потому что вместе с уменьшением ставки страховых взносов Минфин предлагает увеличить ставку НДС – с 18 до 21%. НДС собирать одно удовольствие. Потому что этот налог просто автоматом увеличивает стоимость продукции. За которую платит покупатель (если кто не знает, то в каждом чеке в магазине пробивается удорожание товара за счёт НДС). Понятно, что Минфин в два раза в выгоде? Понятно, что работодателя защитили? Понятно, что проиграют покупатели? Есть, правда, еще пострадавшие в виде фондов медстраха, которым достанется меньше средств. Но это ничего, говорят в Минэкономразвития. Увеличить расходы на медицину можно за счет населения – с помощью обязательного софинансирования медуслуг.
Говорят, что бывший министр финансов Алексей Кудрин посоветовал российскому правительству одновременно с новыми ставками массовых платежей уменьшить траты на правоохранительные органы и на контрольно-ревизионный аппарат. Но члены рабочей группы гораздо охотнее обсуждают ввод налогового вычета по НДФЛ при условии подъема ставки всё-таки до 17%. Однако пока запутались новаторы, то ли вообще освободить от НДФЛ людей с доходами на уровне прожиточного минимума и ниже, то ли вычитать этот минимум из всех зарплат, уменьшая за счёт него налогооблагаемый доход, то ли попробовать всё-таки ставку поднять для всех всего до 15% и посмотреть, как пойдёт.