Неслучайные люди и их собаки
Символы года лают так громко, что перекрывают шум взлетающего самолета (центр кинологической службы ГУ МВД находится неподалеку от аэропорта). «Это они чужих увидели, разволновались. Когда я один утром сюда захожу, ни одна собака не лает», – говорит ветеринарный врач Роман Сайфутдинов. Четвероногих подопечных он осматривает каждый день, «они же не скажут, как себя чувствуют, надо каждому в глаза заглянуть».
На решетках вольеров висят таблички с указанием клички и породы жильца, фамилии и должности кинолога. Каждой собаке полагается отдельная жилплощадь – просторнее кухни в «хрущевке». Вольер состоит из двух частей – выгула и зимника, в котором устроена будка. На зиму в будку стелют солому. «Важно, чтобы не было сквозняка и сырости. Мороза собаки не боятся, даже ротвейлеры прекрасно обрастают», – говорит Роман Раисович.
В вольерном комплексе несколько «улиц» – племенное отделение, основной состав ЦКС, собаки конвойного батальона, командировочные (те, кто приезжает сюда на учебу из районов). В самом конце видна задняя стена карантинных вольеров. Между «улицами» – огороженный выгульный дворик, куда собак выводят по очереди.
«Особое отношение к старичкам, которые живут здесь много лет», – ветврач останавливается у вольера черного лабрадора. На табличке указана кличка Пенин. Роман Раисович зовет его Колей. Почтенный сеньор отдыхает на деревянном лежаке, постукивая хвостом. Доктор хвалит пациента за спокойный нрав, «я к нему в одиночку могу зайти, сделать укол или дать таблетку». Услышав это, Коля решает доказать, что он еще ого-го – поднимается на ноги и глухо лает, подняв седую морду. До пенсии ему совсем немного. По ведомственным приказам в восьмилетнем возрасте собаку следует списать и усыпить.
Как говорит Сайфутдинов, профзаболеваний у нюхачей нет – для тренировок используют не настоящие взрывчатку и наркотики, а имитаторы запаха, не наносящие вреда здоровью животного.
Работы у ветеринара много. На территории живут больше 50 собак, постоянно кто-то уезжает в командировки, кто-то приезжает на обучение. Нужно следить, чтобы никто не привез с собой инфекцию, проводить вакцинацию, обработку от паразитов, контролировать санитарное состояние вольеров и питание. До 2012 года здесь использовали «натуралку». «Брали мясо, субпродукты, капусту, морковь и варили полноценную собачью кашу. Собаки чувствовали себя прекрасно», – вспоминает Роман Раисович. Но потом возникли проблемы с поставками мяса, порой в говядине обнаруживалась примесь свинины, которая вызывает у собак проблемы с пищеварением, и центр перешел на сухой корм. Сейчас животные получают Royal Canin. На зиму вводится двухразовое кормление. В поилки насыпают снег – он не заледеневает, в отличие от воды, и в холодное время покрывает потребности животного в жидкости.
«С пайком у нас строго. На Новый год собакам шампанского не наливали и мандаринов не давали», – шутит начальник хозотделения Дмитрий Кудряшов. Хотя в дополнение к казенному питанию кинологи, конечно, приносят питомцам вкусняшки из дома.
Как стать Мухтаром
Полиция закупает щенков у саратовских заводчиков. Оформить командировку для поездки за новой собакой в другой регион или, тем более, за границу было бы сложно. В отборе могут участвовать животные в возрасте от трех месяцев. Методика утверждена центром кинологического обеспечения МВД. «На практике это может происходить так: мы приходим к заводчику, у которого есть пять щенков. Сначала работаем в группе – предлагаем мячик и смотрим, у кого развиты игровые реакции. Проверяем, кто как реагирует на резкий звук – можно уронить ведро или хлопнуть по полу пластиковой бутылкой. Надеваем «фантом» – это такой белый балахон, наблюдаем за поведением собаки. Предпочтительно, чтобы щенок проявлял любопытство к незнакомому предмету», – говорит старший инспектор-кинолог Олег Краснов.
За четвероногим новичком закрепляют кинолога, который проводит первичную подготовку. Если собака оказывается пригодной к дальнейшему обучению, пару направляют в школу служебного собаководства МВД. «Эта пара – кинолог и собака – крепнет с каждым годом. Я 20 лет в этой службе. Убедился, что случайных людей здесь не бывает», – говорит Дмитрий Кудряшов.
Всего в стране четыре кинологических школы – в Ростове-на-Дону с филиалом в Подмосковье, в Уфе и в Сибири. Специальность выбирают с учетом заявок из районных отделов и качеств самой собаки, ведь, например, лабрадора на защитную службу не поставишь. «Немецкая овчарка считается универсальной породой. Ротвейлеры чаще используются для задержаний и конвоирования. Лабрадоры – для поиска наркотиков или взрывчатки, это должна быть не агрессивная собака, которая может работать в общественных местах без намордника. Для следовой работы нужна более злобная собака, так как в конце розыска должно происходить задержание, – по этому направлению применяют немецкую овчарку или малинуа», – говорит Олег Краснов.
Обучение в школе длится пять с половиной месяцев. После сдачи экзаменов выпускникам выдают свидетельства.
Мода и порода
«Подождите, не снимайте. Надо, чтобы ушки стояли», – просит хозяин Эвереста. Это молодая (чуть больше года), но очень крупная немецкая овчарка. «И отец у него не маленький, Эльбрусом зовут», – рассказывают кинологи. У великана тонкая душевная организация: взволнованный фотосессией, пес повизгивает, вертится, переминается на лапах и заглядывает в глаза хозяина, трогательно прижав уши к голове. Коллеги выручают: цокают языком, Эверест оборачивается с изумлением – и уши принимают долгожданное вертикальное положение.
Следующей в тренировочный двор выводят малинуа (бельгийскую овчарку) Джеки. Порода стала популярной у отечественных полицейских в последние несколько лет. Этих собак используют по направлениям, где традиционно применялись немецкие овчарки. Как объясняет Олег Краснов, смена пород – вынужденная мера: «Большинство заводчиков «немцев» разводят животных шоу-класса. Найти собаку с рабочими качествами стало тяжело. Малинуа появились относительно недавно, их эта проблема пока касается в меньшей степени». По наблюдениям Олега Юрьевича, бельгийская овчарка более подвижна, энергична и эмоциональна, чем немецкая, хотя меньше по размеру. Собаки этой породы – не для новичка, к их дрессировке нужен особый подход.
Джеки со всей серьезностью вцепляется в фигуранта в красном дресс-костюме. Костюм весит почти 20 килограммов, собака – еще примерно столько же. У фигуранта румяные щеки, на морозе дыхание превращается в белый пар. Услышав мой вопрос о возрасте собаки, молодой человек вдруг заявляет: «А мне – 28 лет!». Кажется, ему обидно, что внимание публики сосредоточено на четвероногих.
«Зато ему тепло», – успокаивает майор Кудряшов и рассказывает, что во внутренних войсках, где он когда-то служил, за провинность на бойца надевали дресс-костюм и по очереди запускали 20 собак: «Представляете, каково это летом, на жаре? А я был ветврачом. Для собаки столько радости – куснуть ветеринара, припомнить ему всё!».
«Осторожно, залижет до смерти», – предупреждают кинологи, разрешая поближе пообщаться с бельгийской овчаркой Грандом. Он так и поступает – облизывает руки, щеки, обнюхивает блокнот, фотоаппарат, куртку. Обаяние и любопытство пригождаются ему в работе. В сентябре Гранд занял на всероссийских соревнованиях седьмое место по поиску наркотических средств. Его хозяин Ильвар Миргалиев в 2013 году окончил кинологический факультет Пермского военного института. «У нас дома всегда были собаки, правда, охотничьи. Здесь хобби сочетается с работой», – говорит Ильвар.
Утренняя планерка в ЦКС начинается в 9.00. Как правило, кинологи стараются прийти пораньше, чтобы успеть выгулять и вычесать собаку. За животными, хозяева которых в отпуске или «на отсыпном» после суток, ухаживает дежурный. Почти все сотрудники имеют офицерское звание, а это означает дополнительную бумажную работу. Рабочий день здесь ненормированный. «Пока собака молодая и неподготовленная, приходится задерживаться подольше», – говорит Ильвар. Некоторые приемы собака отрабатывает по полгода – а хозяин в это время закаляет собственный характер и приобретает выдержку. Поэтому, как говорит Миргалиев, «кинологи – люди терпеливые и невозмутимые».
Кинолог и футбол
Тренировки нужно проводить в разное время суток в разных условиях. Не всегда горожане относятся к появлению служебной собаки с пониманием. «Например, занимаемся по следовой работе в жилом квартале. Люди начинают возмущаться: вы чего здесь ходите, почему без намордников! Или вот мебельный магазин неподалеку открылся. Мы следы рядом прокладываем – оттуда охрана выбегает, – рассказывает Олег Краснов. – В таких случаях стараемся не конфликтовать, но про себя думаешь: а если вам подложат бомбу – кого будете вызывать?».
Самое горячее время у полицейских кинологов – это конец августа, когда нужно проверить все школы, выборы, когда кинологи обследуют помещения УИК, праздники и массовые мероприятия. Некоторые сотрудники центра работали уже 1 января. Надолго запомнилась прошлая осень, когда Саратов, как и другие города, атаковали телефонные террористы. По тревоге был вызван весь личный состав. «В день бывало больше 100 выездов, и собаки падали с ног, и люди», – вспоминает Миргалиев. Через каждые 15–20 минут работы собаке устраивают десятиминутный отдых, дают игрушку или лакомство. На выезд нужно брать с собой закладку с запахом, которую животное найдет, если, к счастью, реальной бомбы на месте не обнаружится. Иначе, как объясняет Ильвар, отработав десять ложных вызовов в сутки, собака потеряет мотивацию к поиску.
Как говорит майор Дмитрий Кудряшов, в последние годы работы у полицейских кинологов стало гораздо больше, и «государство начинает обращать внимание на снабжение нашей службы». На стоянке у забора центра припаркована бело-синяя полицейская «Нива» со специальным кузовом-будкой для перевозки собак. «Печка и кондиционер выведены именно в будку, а не в салон, – смеется Дмитрий Геннадиевич. – Специальный транспорт нам недавно выделили. Раньше посылали учиться по одному-два человека в год, сейчас – по 40 человек. В 2013–2014 годах закупили снаряжение для тренировок». Несколько лет назад полицейским кинологам выдали специальную форму. Правда, она уже износилась. Сотрудники надеются, что их приоденут к чемпионату мира по футболу – саратовские кинологи поедут в командировку в города, где будут проводиться матчи.
Всего в области работают 310 сотрудников кинологической службы и 286 собак. В том числе 27 собак обучены следовой работе, 25 – поиску взрывчатых веществ, 9 – поиску наркотических средств. В прошлом году с применением служебных собак раскрыто 260 преступлений, в том числе 179 краж и 27 грабежей. Обнаружено 14 единиц боеприпасов и 5 килограммов наркотиков. На профилактические осмотры кинологи выезжали 1700 раз.