Народное звание для Ольги Гордеевой

Оценить
В официальных списках почётных граждан Саратова врача и крупного дарителя Радищевского музея – нет

Это должна была быть история о новогоднем чуде. Знаете эту журналистскую самонадеянность – о, ошибка в документах! Сейчас мы позвоним сюда, уточним здесь и исправим её. И всё же пару раз, когда я готовила этот материал, у меня опускались руки. Сначала думалось, что это наша, газетная ошибка. И всё, чем мы ограничимся, – её исправлением и извинениями перед читателями. Но потом, шаг за шагом, оказалось, что ошибка действительно существует. Только проблема масштабнее и больше одной этой нашей новогодней истории, у которой всё равно открытый финал. И было бы неплохо его закрыть. Надеемся, что этот текст будет первым шагом к благополучному завершению новогодней сказки.

Всё началось ещё осенью. Настойчивый телефонный звонок отвлек меня от очередного текста, я сняла трубку. На другом конце провода был Евгений Михайлович Бикташев, известный саратовский композитор.

– Видите ли, в чем дело, – начал он свой рассказ, – мне не так давно подарили книгу «Почётные граждане Саратова и Саратовской области». В ней есть многие, и я в том числе, но нет знаменитого саратовского врача-окулиста Ольги Александровны Гордеевой. А в вашей газете пару лет назад была публикация, в которой она названа почетным гражданином Саратова. И я хотел бы выяснить, кто же ошибся? Ведь если она действительно почетный гражданин, то ошибку надо исправить.

Она мне вернула зрение

Наверное, мало кто об этом знает, но спустя несколько часов после рождения Евгений Бикташев ослеп.

– Я не саратовский, моя семья жила в Свищёвке, глухой деревеньке в Екатериновском районе Саратовской области. 29 домов с соломенными крышами. А рядом, в полукилометре от неё – большое село Галахово. Там была больница, в которой в 1939 году я и родился.

По воспоминаниям Евгения Михайловича, ослеп он по вине юной медсестры, которая что-то неправильно сделала.

На врача-окулиста Ольгу Гордееву, которая тогда работала в 1-й советской больнице (сейчас Городская клиническая больница № 1), вышли не сразу. Помыкались по разным эскулапам, но никто из них не брался избавить ребёнка от слепоты. Не отказалась только она.

– Я был маленький и, конечно, не помню нашего с ней знакомства. А родители не рассказывали подробностей. Но мне помнится, что я бывал у неё дома, где она проводила осмотр. За несколько лет она провела пять операций на моих глазах. И хоть я пошёл в школу на год позже своих сверстников – в восемь лет, а не в семь, она сделала всё, чтобы мое зрение к школе восстановилось достаточно. Да, я всю жизнь вижу только первую строчку, но я вижу. И вижу только благодаря Ольге Александровне.

Гордеевский дом и гордеевский фарфор

Четыре года назад в нашей газете действительно вышел материал, в котором Ольга Гордеева упомянута как почетный гражданин Саратова. Это был текст «Дом со сфинксом» в рубрике «Былое», в № 6 (282) от 18 февраля 2014 года. Особняк Скворцова, известный также как Дом со сфинксом, знаменит ещё и тем, что в нём жила Ольга Гордеева. И, как говорят старожилы, пока все ютились по коммуналкам с общей кухней, знаменитая врач и коллекционер занимала в этом доме огромную квартиру. Коллекционером она была увлечённым: часы, мебель, зеркала необыкновенной красоты. И фарфор! Самое важное – изделия из фарфора XVIII–XX веков. Это были произведения Императорского фарфорового завода, продукция частных российских предпринимателей, западноевропейских заводов. В 1970 году, по завещанию Ольги Александровны, часть её уникальной коллекции – свыше 500 предметов декоративно-прикладного искусства – перешла в художественный музей им. А.Н. Радищева. Уже в следующем году в музее прошла выставка произведений из собрания Гордеевой.

Наталья Самохвалова, автор материала о Гордеевой, один из наших главных газетных архивариусов, объяснила, что взяла эту информацию из пресс-релизов музея.

Действительно, к каждой выставке, в которой используются предметы из коллекции саратовского врача-окулиста, музей готовит релиз, в котором Ольгу Александровну неизменно именуют почётным гражданином города Саратова.

Найди меня, если сможешь

А дальше всё было похоже на квест. В пресс-службе Радищевского музея мне ответили примерно следующее: вы знаете, мы действительно публикуем эту информацию из релиза в релиз, но документального подтверждения этого звания у нас в музее нет. Наши сотрудники советуют вам обратиться в администрацию города. Это они ведут учет почётных граждан.

В администрацию города мы сделали запрос еще в самом начале этой истории. Ответ был кратким и лаконичным: «Врач-окулист Ольга Гордеева почётным гражданином города Саратова не является».

– А вообще, – посоветовали мне в пресс-службе администрации города, – в следующий раз, если вы захотите узнать, кто у нас почётный житель, загляните на наш сайт. Там полный список.

Полный список почётных жителей города по версии администрации города составляет 30 (прописью: тридцать) человек, 26 из них – саратовские, ещё четверо удостоились такого звания, хотя проживают далеко за его пределами.

– Полного списка почётных жителей Саратова в интернете я не встречала, – объясняла мне Наталья Самохвалова, пока мы вместе с ней обзванивали музеи в поисках нужной информации. – Все списки, которые мне попадались, неполные. Мне кажется, что полного выверенного списка почётных граждан Саратова не существует в природе. Мне в музее краеведения посоветовали обратиться в Музей боевой и трудовой славы, говорят, что, по их сведениям, Гордеева всё-таки почётный гражданин нашего города.

В радостном предвкушении – вот, скоро я своими глазами увижу документ, подтверждающий уже народное звание Гордеевой – набираю номер Музея боевой и трудовой славы. Со мной разговаривает заместитель директора музея по науке Ольга Гришанина.

– Нет, мы не занимались выявлением почётных граждан Саратова. Мы готовили лекцию, в которой в том числе говорилось и о Гордеевой, и она там указана как почетный гражданин Саратова. Но документального подтверждения этому нет. Я вообще сомневаюсь, что работу по выявлению всех почетных граждан хоть кто-нибудь проводил. Это же гигантский объем. Надо поднимать приказы, просматривать всю прессу. Когда мы выверяли список Героев Социалистического Труда, мы поднимали городской и областной архивы, делали запросы в муниципальные районы. Я сидела две недели с этой информацией без сна и отдыха, работала по 24 часа в сутки. Какое количество времени и сил потребуется, чтобы выявить всех почётных граждан Саратова, я даже представить себе не могу.

Какая преемственность, вы о чём?

В Саратове звание «Почётный гражданин города» присваивают по решению городской думы от 2007 года. До него существовал похожий документ, датированный 2001 годом. Среди прочего почётным гражданам вручаются диплом, удостоверение, лента и полагаются некоторые социальные льготы, например, поездка раз в год в санаторий, (извините) похороны за счет городского бюджета и некоторые другие. Все имена почётных заносятся в специальную книгу, хранящуюся в администрации города, в хронологическом порядке. В заключительном положении сказано, что права и льготы почётных граждан распространяются также и на тех людей, которые были признаны почётными «до вступления в силу настоящего Положения». Существует ли преемственность – от времен дореволюционных (москвичи, например, пишут, что звание «Почетный гражданин города» отменили после революции, а вернули обратно в конце XX века), сквозь советские годы, до настоящего времени? И насколько велик тот талмуд, в котором имена почётных по списку? Ни в городской думе (она принимает решение о присуждении звания), ни в администрации мне с преемственностью не помогли.

Краеведческий музей – моё спасение! Вот кто занимается историей края, а значит, и о людях всё знает.

– Что? Опять про Гордееву? Уже до Нового года звонили, про неё спрашивали. Вам же русским языком сказали – да, она является почётным жителем Саратова.

– А документ, это подтверждающий, есть?

– Спрашивайте в Музее боевой и трудовой славы. Они этим вопросом занимаются. Вообще, с чего вам нужна эта Гордеева? А Бикташеву какое до неё дело? Какая преемственность, девушка, вы о чём?

Вместо послесловия

Кто у нас почётный житель (или гражданин) Саратова, а кто нет – не ясно. Почему директор школы – да, а заслуженный врач РСФСР, коллекционер, передавший в дар свою коллекцию музею, – нет? А являются ли почётными гражданами люди, чьими именами названы университеты, больницы, улицы? Например, Сергей Романович Миротворцев, хирург, ректор нашего университета, чье имя носит университетская больница? Или Павел Яблочков? Или Николай Вавилов? Нет ответа.

Но, как мне кажется, надо его найти. И если Ольга Гордеева до сих пор официально не признана почётным гражданином Саратова, не пора бы её таковым признать?