Изменение ландшафта
Завершается выдвижение кандидатов на президентские выборы. Не выдвинулся – официально – пока Владимир Путин, но программную речь на съезде «Единой России» прочитал. На мой взгляд, ничего нового сказано не было, всё в стилистике прежних докладов. Есть таинственный некто, к которому постоянно обращается Путин, говоря: необходимо сделать, надо создать все условия для того-то и того-то, соскрести ржавчину коррупции и так далее. Есть ли эти исполнители президентских «надо и необходимо» верхушка «ЕР»? Сомнительно. Судя по тону вступлений и комментариев, партию ждет большая чистка под Турчака – её нового председателя. В общем, здесь ничего нового.
Главные новости пришли с левого фланга. Коммунисты на своем съезде решили выдвигать не генсека партии Геннадия Зюганова, а директора подмосковного совхоза имени Ленина Павла Грудинина. Грудинин и не коммунист вовсе, а до недавнего времени был членом «Единой России», впрочем, кто в жизни не совершает ошибок. Выдвижение Грудинина многим представляется мудрым шагом Зюганова (или администрации президента?).
Во-первых, партия коммунистов от выборов к выборам теряет свои позиции: если в 2000 году за КПРФ голосовало 22 миллиона человек, то на последних выборах вдвое меньше. Политологи считают, что партия Жириновского опередит КПРФ на предстоящих выборах. В таком случае третье место Грудинина – это его, а не Зюганова, проблема, его провал.
Но с другой стороны, не всё так печально – Павел Грудинин не новичок в политике, его выступления на различных экономических форумах доказывают, что он – прекрасный оратор. Выбранная им тема может оказаться близка большинству россиян. Павел Николаевич может убедительно говорить о продовольственных проблемах России – о фальсификатах на прилавках магазинов, о взвинчивании цен, о диктате торговых сетей. Кроме того, он наверняка предстанет перед избирателями как защитник российских фермеров, задыхающихся под бюрократическим и полицейским прессом, с затянутой на шее кредитной удавкой.
Есть мнение, что Грудинина не примет так называемый ядерный – основной электорат КПРФ – ветераны-коммунисты. И они, якобы, предпочтут голосовать за Путина. Здесь очень многое зависит от того, как Грудинину будут помогать вести кампанию. Пока в том, что коммунисты будут активно помогать своему новоиспеченному кандидату, есть сомнения.
Как пишут, выдвижению Грудинина предшествовала полемика, часть высокопоставленных членов партии настаивала, что кандидатом от КПРФ должен быть иркутский губернатор Сергей Левченко. Но Зюганов смог переубедить (переломить?) однопартийцев. Некоторые политологи прочат новому коммунистическому кандидату свыше 20 процентов голосов. Но все-таки в этом есть сомнения, представляется, что помощь коммунистов на местах будет не столь эффективной, как Грудинин на то рассчитывает.
Но, как нам кажется, выдвижение Павла Грудинина – это не просто решение некоторых проблем коммунистической партии. Если принять за истину, что наши выборы – это единая конструкция, выстроенная администрацией президента, то директору совхоза предназначена роль единого оппозиционного кандидата. Ресурсы системной оппозиции на самом-то деле исчерпаны. У Владимира Жириновского есть костяк своих избирателей, но не более. «Справедливая Россия» на эти выборы своего кандидата выставлять не будет, а после выборов партию ждет еще более печальная участь: пророчат, что её поглотит «Единая Россия».
Понятно, что утверждение, что именно Грудинину поручено представлять недовольную часть населения страны, вызовет бурный протест сторонников Алексея Навального. Григория Явлинского и Ксении Собчак, если таковые имеются.
Но будем честны: реальной силой на будущих выборах мог бы стать только Навальный. Представить, что Явлинский сможет привлечь чьи-либо голоса, кроме своих постоянных сторонников – трудно. А число этих сторонников известно заранее, и оно не велико. История Алексея Навального сложнее. Скорее всего, его попытаются не допустить на выборы. Когда номер был в верстке, ЦИК отказал Навальному, мол, судим по тяжкой статье, имея в виду фальсифицированное дело «Кировлеса».
Власть не допустила Навального до выборов не потому, что видит в нем реальную угрозу Путину, нет, рейтинг действующего президента по-прежнему высок. Но регистрация Навального означала бы его допуск к центральным телеканалам. Второе, и это даже страшнее для власти: десятки тысяч молодых, энергичных сторонников Навального пойдут наблюдателями на избирательные участки. Это в свою очередь значит, что результаты «главного претендента» в российских городах будут близки к реальности, еще они будут значительно ниже, чем в сельской местности и электорально управляемых регионах вроде республик Кавказа или Кузбасса.
Но ведь Владимир Путин недавно говорил, что Россия (под его очередным руководством) должна стать «молодой». Вообще-то говоря, непонятно, как страна может стать «молодой» под водительством немолодого (и по годам, и по стажу) президента? И может ли быть модернизатором и реформатором президент, выбранный голосами консервативной глубинки? В такой ситуации предпочтительнее было не допустить Навального и стерпеть ту обструкцию, которую устроят выборам молодые рассерженные горожане. Всё так, но ведь они пойдут наблюдателями под другими флагами – ради чистоты процесса хотя бы. И это обещает, что заранее срежиссированная картина выборов может оказаться интереснее, чем предполагали режиссеры.