Тихушники
Все жители старых многоквартирных домов в России осчастливлены. На днях стартовало шоу, участниками которого мы станем на несколько лет. Президент Владимир Путин подписал закон, обязывающий муниципалитеты капитально отремонтировать дома моложе 1980 года строительства за бюджетный счёт. В законе прописана оговорка, что на момент приватизации первой квартиры в таком доме он должен быть включён в перспективный план капремонта. И это придётся доказывать с документами в руках. Но кто бы сомневался, что граждане нашей страны при желании «добудут» любой нужный им документ. Вот, например, в АТСЖ Ленинского района Саратова их уже настряпали, сколько хотели. И городская администрация Саратова уже по вступившим в силу решениям судов должна этой мутной структуре более миллиарда рублей.
Рыцарь на белом коне обещал исправить беспредел проклятых девяностых
Закон о приватизации жилищного фонда, принятый в 1991 году, позволил российской власти сбросить с себя расходы на ремонт крыш, подвалов, трубопроводов в многоквартирных жилых домах. Граждане России правильно заглотили крючок. С радостью неофитов они воспользовались новыми условиями, позволяющими покупать, делить и продавать квартиры. А через десяток лет дома без капитального ремонта стали ветшать. И тогда государство состряпало новый Жилищный кодекс, которым переложило ответственность за содержание имущества дома на жильцов-собственников. Законопослушные люди вздохнули и смирились с новой графой в «жировке», согласившись ежемесячно перечислять управляющим компаниям взносы на капремонт. Но то ли организации, осуществляющие функционирование домов, были в большинстве своём вороватыми, то ли местные власти трусовато согласовали небольшие поборы по этой статье, но собираемых денег на полноценные капремонты не хватало. И пришлось государству придумывать новый механизм, новый фонд и новые поборы. Так в 2014 году в России у граждан появилась отдельная обязательная статья расходов на капитальный ремонт всего российского фонда многоквартирных домов.
Люди начали роптать, и этот ропот услышали представители партий, избирающихся в Государственную думу. Они откопали в Законе о приватизации статью 16, которая оставляла за властью обязанность провести капитальный ремонт дома, если он ему требовался. Эту статью 16 в конце концов донесли до Конституционного суда, который подтвердил, что обязанность у государства не исчезла за давностью лет. И надо придумать, как её выполнить. Минстрой России разработал законопроект. Депутаты за него проголосовали. Владимир Путин 20 декабря нынешнего года его подписал.
Не всем повезёт отремонтироваться за бюджетный счёт. А только тем, кто найдёт в архивах гор и райисполкомов документы, поставившие дом в список требующих капремонта. Если бы в нашей стране всё всегда делалось как надо, а не как всегда, то муниципалитеты, знакомые с тем, что новый закон должен быть вот-вот подписан, уже заказали бы себе копии этих свитков из архивов. Но в администрации Саратова, например, понятия не имеют об объёме средств, что потребуются на исполнение этого предвыборного обещания Владимира Путина. Здесь на сегодняшний день все пребывают в состоянии культурного шока от аппетитов АТСЖ Ленинского района, которые могут парализовать жизнь города.
Сюрприз от Владимира Путина Когда Владимир Владимирович в прошлый раз собирался на выборы президента, он придумал указы об улучшении жизни людей. И одним из таких указов предписывалось существенно поднять зарплату работникам образования, здравоохранения и культуры. Вся тяжесть исполнения этой предвыборной инициативы с 2012 года лежит на региональных уровнях власти. Нынешняя инициатива про капремонт домов тоже не касается федеральной казны. Она скукожит бюджеты муниципалитетов. Не выполнить распоряжения Владимира Владимировича мало кто рискнёт. Выполнять их спустя рукава тоже не принято. Отчаянным шагом может стать поджог архива или затопление отдела, где хранятся папки с планами неисполненных в социалистические времена капремонтов. Но только в этом случае и волки будут сыты, и овцы целы. А ответственного за состояние архива можно снять с работы. Желающие занять его место найдутся. |
Прокуратура не может оценивать действия судей
Для всестороннего рассмотрения вопросов, связанных с домами, которые приписаны к АТСЖ Ленинского района, в Саратовской городской думе в минувшую среду собрали рабочую группу. Пригласили на неё даже жителей многострадальных домов, уставших жить под гнётом господина Гордополова. Созрели наконец услышать подробности их бед и страданий.
Жители депутатам и чиновникам городской администрации всё своё накопившееся отчаяние изливали с удовольствием. Не забывая кивать в сторону городской прокуратуры, которая многие годы закрывала глаза и уши, отмахивалась от их письменных и устных стенаний. Традиционно представляющий на таких заседаниях прокуратуру Михаил Долбилов за товарищей стоял насмерть.
– Да вы что на прокуратуру-то взъелись, – спрашивал. – Вас же суды не поддерживают, а не мы. Мы решения судов не проверяем. Вам они не нравятся – пишите в судебную коллегию о личной заинтересованности конкретного судьи в поддержке позиции АТСЖ.
– А вы, как правоохранительный орган, можете сами выступить в защиту интересов граждан? – интересовались приглашённые жильцы домов.
– Мы хотели. Но нам суд отказал в просьбе участвовать в заседаниях. А у нас всем известно, что судебная власть является независимой.
Владимир Воликов... | ...и Андрей Пригаров недоработали по жалобам из АТСЖ... | ...а Михаилу Долбилову теперь приходится отдуваться |
Вот такой примерно разговор вёл прокурорский работник, честно демонстрируя всю беспомощность прокурорской власти в том месте, где её хорошо бы употребить.
Хотя справедливости ради стоит сказать, что делишками АТСЖ Ленинского района прокуроры всё же заинтересовались. Проверку её деятельности инициировал прокурор Саратовской области Сергей Филипенко. Управление Генеральной прокуратуры РФ в ПФО совместно с окружным управлением Росфинмониторинга при проведении проверки АТСЖ тоже выявили сомнительные финансовые операции, совершенные этой организацией. Осенью нынешнего года Игоря Гордополова даже хотели арестовать на время следственных действий. Но судья решил, что достаточно будет и домашнего ареста.
Сюрприз от администрации Валерия Сараева Пока бывший наш мэр мирно изучает систему мер и весов на своём новом тёплом месте работы в Центре стандартизации, новая команда городской администрации вынуждена вытаскивать на свет божий судебные тайны. Последняя из них стоит уже 1252 млн рублей. На такую сумму требуется ремонт для 160 домов, оплатить который администрация будет вынуждена по решению судов. В настоящее время рассмотрено 57 дел из 89, истцом по которым выступает АТСЖ. «При сохранении динамики, общая сумма требований АТСЖ может достигнуть 2,3 миллиарда рублей. Если требования будут предъявлены по всем многоквартирным домам, которые находятся под управлением этой структуры (их 321 – Ред.), сумма может возрасти еще больше», – пояснила депутатам и.о. председателя комитета правового обеспечения администрации Саратова Светлана Нестеренко. Она сказала, что юристы администрации хотят оспорить решения судов в кассационной инстанции. Рассмотрение первой жалобы назначено на 3 марта. Надо думать, до решения кассации город вряд ли начнёт расплачиваться с АТСЖ. Но угроза расчётов всё-таки очень велика. Именно поэтому её и решено сделать достоянием широкой общественности. Остаётся вопрос: почему раньше эту судебную историю предпочитали замалчивать? |
Глава района не хотел ничего доказывать и перестал быть чиновником
Городской администрации, если она всерьёз решила заняться распутыванием лихо накрученного на её бюджет клубка претензий, требуется сосредоточить сейчас усилия на двух направлениях. На одном, пользуясь только что вступившим в силу законом об обязанности муниципалитета отремонтировать старые дома, пытаться минимизировать возможные выплаты по домам АТСЖ. На другом – доказывать, что большинство из многоквартирных домов попали в эту структуру по подделанным протоколам общих собраний. Юрист Мария Мартынчева, проживающая в одном из домов АТСЖ, сумела доказать, что их дом был «приписан» к организации Гордополова незаконно. Она утверждает, что и «по всем 325 домам протоколы общих собраний были сфальфицированы». А это означает, что представители АТСЖ не имеют права приходить в суд и требовать денег от администрации города от лица жильцов дома. Но сами жители вряд ли докажут фальсификации. Потому что здесь нужно привлекать к ответственности судей, которые, даже имея на руках постановление полиции о возбуждении уголовного дела по фальсификации протокола собрания по конкретному дому, продолжают принимать его копию как ценное доказательство.
Депутат Андрей Карасёв поинтересовался у представителя прокуратуры, можно ли подвергнуть сомнению протоколы всех остальных собраний собственников в доме, если пять из 325 уже выиграли суды? Михаил Долбилов ответил, что «судить по пяти обо всех – законных оснований нет», и придётся доказывать фальсификацию по каждому дому отдельно. Тогда председательствующий на заседании рабочей группы Дмитрий Кудинов предложил главе Ленинского района Валерию Васильеву подать заявление в суд по каждому из домов АТСЖ – ведь в них есть доля квартир, оставшихся в муниципальной собственности.
Валерий Васильев всё это разбирательство вокруг АТСЖ воспринимал очень плохо. Просил не превращать рабочую группу в митинг, не устраивать накала страстей, а основываясь на вынесенных судебных решениях, перечислять деньги на счета АТСЖ молча. Потому что решения судов правильные. И инициация отмены решений собраний из-за фальсификации протоколов ничего не даст. Ведь суды всё равно потребуют, чтобы в качестве свидетелей были приглашены более 50 процентов собственников, которые подтвердят, что они не принимали участия в голосовании. И откажут признать фальсификацию, если люди не придут. А решение суда для него, как для чиновника, закон. И он намерен его исполнять, а не ломать голову над тем, кто вместо АТСЖ будет управлять сотнями домов в Ленинском районе.
На следующий день Валерий Васильев перестал быть чиновником.
Сюрприз от администрации Юрия Аксёненко При мэре Юрии Аксёненко многоэтажными домами в Саратове управляли «мудезы» – такие вороватые, как помнится, и неэффективные муниципальные структуры. После массового банкротства «мудезов» в 2003–2004 годах их дома стали перехватывать создаваемые по Жилищному кодексу ТСЖ. Больше всего их не без помощи чиновников досталось АТСЖ Ленинского района. А через несколько лет выяснилось, что вслед за домами «мудезы» передали АТСЖ дополнительные договоры, по которым учредитель «мудезов» – городская администрация была обязана профинансировать капремонты многоэтажек. Деньги по этим договорам выплачивала уже городская команда Олега Грищенко – с 2005 по 2012 год, по словам Светланы Нестеренко, администрация перечислила АТСЖ около 500 млн рублей на капремонт домов. Сколько из этих денег ушло по назначению, проверить нельзя. Подлинников документов, расписывающих ремонтные работы, в АТСЖ нет. По крайней мере, муниципальным контролирующим органам их не показывают. Несколько дней назад городская власть продемонстрировала твёрдое желание доказать мухлежи и подлоги, которыми активно пользуется АТСЖ Ленинского района. Может быть, на свет божий вытащат и фамилии тех, кто «поставил на счётчик» бюджет города. Не исключено, что человеком, подписавшим от лица чиновников кабальные допдоговоры с АТСЖ, может оказаться сам Игорь Долгополов. Несколько месяцев в 2006 году он исполнял обязанности главы администрации Ленинского района г. Саратова. Да и Валерий Васильев, если кто не знал или забыл его биографию, тоже был «мудезником». |
У ГЖИ есть полномочия сдвинуть дело с мёртвой точки
На заседании рабочей группы выяснилось, что новый глава администрации Ленинского района, как наймодатель муниципальных квартир в домах АТСЖ, может идти со своими сомнениями не прямо в суд, а в областную Жилищную инспекцию. ГЖИ после этого получит право исследовать протоколы собраний и по итогам проверки потребовать от суда признать их ничтожными.
Справится ли этот орган власти с такой масштабной задачей – увидим в следующем году. Но обнадёживает, что Юлия Абрамова, симпатизирующая АТСЖ Ленинского района, ГЖИ Саратовской области уже не руководит.