Горизонтальный лифт

Оценить
У нас любят поговорить о социальных лифтах. В теории это выглядит так: вы талантливый менеджер, руководитель, ученый. Однако по причине молодости находитесь не на самых высоких ступенях социальной лестницы...

У нас любят поговорить о социальных лифтах. В теории это выглядит так: вы талантливый менеджер, руководитель, ученый. Однако по причине молодости находитесь не на самых высоких ступенях социальной лестницы – вы клерк в небольшой компании, младший научный сотрудник какого-нибудь полуживого НИИ и так далее. Но ваши старания и таланты замечены кем-то, имеющим влияние, и вот перед вами раскрываются двери социального лифта. Бесшумно этот лифт летит вверх, мгновение – и вы оказываетесь уже руководителем крупной компании, ответственным чиновником министерства и даже депутатом Государственной думы. (Хотя там ваши таланты ни к чему.) Повторим, так должно быть в теории.

На практике, конечно, стремящиеся вверх социальные лифты есть, но возят они совсем не тех пассажиров. Мы как-то уже приводили список этих достойных людей, но не грех и повторить. Братья Патрушевы: Дмитрий – председатель правления Россельхозбанка, и Андрей – занимает руководящие должности в Роснефти. Сергей Матвиенко – сын председателя Совета Федерации – крупный бизнесмен, так же, как и сыновья генерального прокурора Игорь и Артем Чайка. Владимир Кириенко, сын первого заместителя руководителя администрации президента Сергея Кириенко – старший вице-президент «Ростелекома».Забавно, что назначения папы и сына произошли почти одновременно.

В общем, все эти заумные разговоры о социальном лифте можно заменить финалом старого армейского анекдота. Там внук спрашивает дедушку-генерала:

– Дедуля, а я стану когда-нибудь маршалом?

– Нет, внучок, у маршала свои внуки есть.

Но есть у нас и горизонтальные лифты. Если хотите, можете назвать их траволатором. (Траволатор – горизонтальная движущаяся бесступенчатая дорожка.) Они есть в больших аэропортах, например, в Шереметьево. Еще траволатор мечтают установить московские фантазеры-урбанисты в Саратове вдоль Волги. Но мы, собственно, больше о политике, потому остановимся на термине горизонтальный лифт. Самый известный пример такого воображаемого сооружения – это выборы президента Российской Федерации. Предположим, вы молодой и талантливый политик и у вас сотни тысяч сторонников по всей стране. Вы считаете, что у вас есть возможность стать главным руководителем страны. Преодолев многочисленные препоны, вы добираетесь до перрона, с которого, как вы считаете, вы можете начать главную гонку своей жизни. Но мимо перрона проезжает люкс-спец-вагон всего с одним пассажиром. И не останавливается вагон, и двери у него закрыты. И только старички-политики приветственно машут главному пассажиру. Ну, вы поняли – кому.

Есть, однако, и примеры попроще. Они, может быть, и не совсем похожи на выборы президенты, только суть здесь в том, что движение происходит строго по горизонтали – ни вверх, ни вниз. Тут главное попасть в этот лифт, а оттуда тебя и не выгонят почти никогда.

Есть в российской политике такой персонаж – Николай Цуканов. Сначала он был губернатором Калининградской области. Потом – не досидев очередной срок, ушел по собственному желанию. Вы должны понимать, чье на самом деле было это желание. Нет, не калининградцев, хотя они и писали открытые письма Путину, где называли Цуканова «горе-губернатором». После своей отставки Цуканов недолго оставался без работы – в тот же день был назначен полномочным представителем президента в Северо-Западном федеральном округе. Но и здесь, как пишут, у него не заладилось. Появились прогнозы, что Цуканова на посту полпреда сменит Александр Беглов. Но Цуканов, согласно тем же прогнозам, не пропадет, он станет помощником президента. По каким вопросам? Это пока неясно, как сообщают осведомленные источники, «ему придумают новый функционал».

Это вообще бюрократический кульбит высшего класса. Есть не пристроенный чиновник, не проявивший себя на прежних должностях. Но система своих не бросает, и ему придумают какую-нибудь необременительную должность. Что-то вроде помощник президента по некоторым вопросам. Получать зарплату и многие льготы он будет за наш счет. Ибо, как говорила Маргарет Тэтчер: «Нет никаких государственных денег, а есть деньги налогоплательщиков».

Понятно, в провинции нет таких возможностей изобретать «новые функционалы». Тут предпочитают поступать проще. Появилась необходимость пристроить бывшего главу Саратова Валерия Сараева. Его в начале осени с должности попросили, как бы за вмешательство в выборы губернатора. На самом деле задолго до этого заинтересованная общественность отставки Сараева ждала, только гадали – когда? Но Валерий Николаевич неожиданно оказался дорог власти – то ли как умелый руководитель, то ли как человек, который, оказавшись на пенсии, мог заняться мемуарами. Кому охота читать о себе?

И вот проводится спецоперация: Бориса Кузнецова вопреки его желанию просят освободить пост директора центра метрологии, а Сараева туда назначают. Какой из г-на Сараева специалист в метрологии – бог весть. Но мы знаем, что для того, чтобы руководить, не обязательно быть специалистом, главное иметь грозный вид и начальственный голос. Такой вот у нас горизонтальный лифт.

Правда, бывает – в последнее время всё чаще, что лифт стремительно летит вниз, а когда двери открываются, то перед пассажиром уже следственный изолятор. В такой кабине недавно прокатился министр Улюкаев. Да и в Саратове лифты вниз ждут сразу нескольких пассажиров.