Фальстарт
Сразу определимся: мы не будем искать ответ на вопрос, является ли Ксения Собчак «проектом Кремля», и приводить различные доводы за и против этого тезиса. Тем более наша задача не политическая конспирология, а короткая история саратовского регионального отделения этой политической организации.
Саратовское отделение «Открытой России», или, как её фамильярно зовут в сети – «открытки», появилось осенью прошлого года. О своем желании вступить в организацию Михаила Ходорковского заявили примерно двадцать человек. Надо отметить – почти все они хорошо известны в оппозиционных кругах своим участием в митингах и пикетах, наблюдением за выборами и другими видами оппозиционной деятельности. Весну и лето организация провела в состоянии спячки, никаких заметных дел за ней не было. Но осенью один из её членов Алексей Лукьянов представил другим активистам Анастасию Москалеву. Активисты поняли ситуацию так, что неким «решением Москвы» именно Москалевой будет поручено руководство местной организацией «Открытой России».
Саратов – город маленький, а интернет прозрачен. Активисты, немало удивленные появлением г-жи Москалевой на политическом горизонте, начали изучение её персоны. И пришли к выводу, что она – «не наш человек». Достоверных доказательств тому тогда не было, больше – предположений и выводов типа «Москалева дружит (в соцсетях) с N, а N близка с S, а та в свою очередь входит в круг общения депутата Госдумы Ольги Баталиной». Упреждая события, отметим: политическое чутье не подвело активистов.
По итогам своих изысканий часть активистов «Открытой России» направила письмо Михаилу Ходорковскому. В нем, в частности, говорилось: «История с Москалевой – однозначная попытка нейтрализовать саратовскую организацию ОСД (общественного сетевого движения. – Д.К.)». В случае непринятия мер активисты, подписавшие письмо, просили считать их вышедшими из движения. Ответил не Ходорковский, а председатель правления «ОР» Александр Соловьев. Смысл ответа в том, что Москалеву никто не назначал, а избирать руководителя региональной организации – право её членов. Часть подписантов сочли это «непринятием мер» и контакты с региональным отделением прервали. Тем временем Москалева смогла привлечь в организацию новых людей, прежде ни в какой общественной деятельности не замеченных. И на состоявшемся учредительном собрании Анастасия была избрана руководителем регионального отделения.
И главное: надо отметить, что за спорами о том, «кто революции ближе?», активисты упустили главное – никакой ячейки «Открытой России» в Саратове, по сути, нет. А есть штаб кандидата в президенты Ксении Собчак. И удивляться такому повороту событий нет оснований: то, что региональные отделения «открытки» превратятся в штабы Собчак, стало ясно сразу после того, как в штаб Собчак вошел Тимур Валеев. Он с октября 2015 года руководил проектом «Открытые выборы» в «Открытой России». В предвыборном штабе Ксении Собчак Валеев отвечает за взаимодействие с регионами и сбор подписей.
Улыбаемся и машем
Итак, ясно, что так и не родившееся отделение «Открытой России» стало предвыборным штабом Ксении Собчак. Но нельзя сказать, что на этом поприще у штабистов успех следовал за успехом. Скорее наоборот. Причин, на наш взгляд, две: отсутствие опыта и чрезмерное увлечение социальными сетями. Именно оттуда – из сетей – всем интересующимся стали известны некие инструкции по встрече кандидата в Саратове. Всем делать «радостные лица», махать шариками, собрать у штаба побольше народа. Всякий, кто собирается прийти на встречу с Собчак, которая планировалась в издательстве «Слово», должен был привести с собой людей с «жизненными проблемами», чтобы они могли задать свой вопрос кандидату, а кандидат мог бы обстоятельно на него ответить.
На самом деле ничего крамольного или необычного в этом нет. Те, кто имеет хотя бы небольшой опыт предвыборной работы, знают, что кандидату, приезжающему в ваш город, надо обеспечить многолюдную встречу. Что граждане, пришедшие поговорить с кандидатом, должны задавать такие вопросы, которые позволят гостю обстоятельно изложить часть своей программы. Всё это азбука. И одновременно столь же элементарен следующий тезис: все эти детали должны обсуждаться и решаться в штабе и не быть известны остальным. В нашем же случае все инструкции утекли в сеть через рабочий чат и послужили предметом насмешек. Сама Ксения Собчак в Саратов не приехала, официальная причина – болезнь. Последующие события подсказывают нам, что именно этого кандидата в президенты мы вряд ли в нашем городе увидим – у кого есть желание ассоциировать себя со скандалом?
Штаб, однако, открылся. Сами штабисты написали, что сие событие вызвало большой интерес граждан, которые вроде бы пришли в штаб решать свои вопросы. Правда, в репортаже «Открытого канала» людского столпотворения не наблюдалось. Зато была сценка, ставшая на короткое время очень популярной. Г-жа Москалева, разводя руки, говорит: «Собчак!», а хор из десятка мальчиков и девочек продолжает: «Против всех!». Дети выглядят неуверенными, голосочки тонкие – один в один репетиция утренника в детском саду. Впрочем, тем же вечером произошли события, которые заслонили собой все эти утренники.
Амнезия
Вечером того же дня стало известно, что Анастасия Москалева является членом «Единой России». Сама девушка винит в том свою занятость. В комментарии «Свободным новостям» она сказала: «Я оттуда (из «ЕР». – Д.К.) выхожу. Я формально когда-то вступала, очень давно. Выхожу, потому что это не соответствует моей деятельности совершенно. Я же общественную деятельность вела раньше без отношения к политике, даже забыла. Сейчас понимаю, что надо уже. Сейчас было много дел до открытия штаба, не до этого было». Таким неожиданным образом подтвердились подозрения некоторых саратовских оппозиционеров, о чем они радостно сообщают друг другу в социальных сетях.
Одновременно возникла некая конспирологическая версия, что это саратовские «единороссы» провели удачную идеологическую диверсию против оппозиционного кандидата. Выглядит привлекательно, но только на первый взгляд. Представить, что глава «ЕР» в области Иван Кузьмин или вице-губернатор Игорь Пивоваров решились на самостоятельные действия, очень трудно. Тем более – против Ксении Собчак, а вдруг она и правда «проект Кремля»? Пускают же её на федеральные телеканалы.
Нет, интрига тут имела место, но несколько другая. Первым о партийности Москалевой сообщил «Саратов-24». Начальник этого СМИ Александр Гайдук входит в бригаду Николая Панкова. Сейчас эта бригада противостоит группировке губернатора Валерия Радаева и председателя саратовской «ЕР» Ивана Кузьмина. Сообщить товарищам по партии, что они пригрели на груди змею-изменницу – что может быть приятнее промозглым декабрьским вечером? Но и в партии не лыком шиты. Отреагировали моментально. Сайт партии сообщил, что Москалева исключена из партии еще 4 октября «по результатам внутреннего аудита». Что это за зверь такой, никто не представляет. Мы знаем, что «единороссы» обычно до последнего держатся за своих, и только арест или судебный приговор заставляет их расстаться со своими партайгеноссе. И вдруг «внутренний аудит».
Правда, возникает следующая занятная ситуация. Почему Москалева, исключенная из партии 4 октября, 12 декабря говорит, что собирается из нее выйти? Или борцы за чистоту рядов забыли сообщить Анастасии, что они с ней распрощались? Или сама Москалева напрочь забыла об этом печальном событии своей политической жизни? Какая-то тотальная амнезия получается. Кто-то здесь лукавит, и представляется, что это – мастера внутреннего аудита.
Секретарь отделения партии Октябрьского района Саратова Сергей Туманов немного приоткрыл занавес, комментируя «Свободным новостям» исключение Москалевой: «Можно сказать, что внутренний аудит очищает «Единую Россию» от «мертвых душ». Те, кто утратил связь с Партией, не платит партийные взносы, не участвует в партийных мероприятиях и никак не проявляет себя – покидают «Единую Россию». Наверное, в ходе чистки партийных рядов г-н Туманов запамятовал, что в Уставе партии записано: «4.1.2.1. Плата членских взносов носит добровольный характер». В общем – никто ничего не помнит.
Что же в сухом остатке? Ничего. Очередной мелкий политический скандал, которыми так известна наша область. И, пожалуй, Ксению Собчак мы здесь уже не увидим. А ведь хотелось посмотреть – известная же женщина.