Омбудсмены, комсомолки и просто красавицы
В Саратовской области правами обладает человек, ребенок и бизнесмен – у каждого из этих биологических «подвидов» утвержден свой защитник. Еще есть лицо, без которого не может начаться ни одно крупное мероприятие на территории области.
«Газета недели» решила проследить, чем в течение года занимались три уполномоченных и один главный федеральный инспектор.
Рубить, не рубить – вот в чем вопрос
Уже почти четыре года должность регионального уполномоченного по правам человека занимает Татьяна Журик. Через год депутаты областной думы будут решать, продлевать ли её полномочия еще на пять лет, и есть все основания полагать, что ей выразят доверие. Потому что Татьяна Владимировна делает всё, чего от нее ждут – незаметно исполняет свою кропотливую работу.
Основное направление деятельности уполномоченного – работа с обращениями граждан. В основном уполномоченному пишут письма, но иногда люди приходят сами. И тут важное умение – вовремя делегировать задачу другим. В феврале к уполномоченному по правам человека пришел мужчина. Он пожаловался на соседа, который построил баню вплотную к его дому, и теперь дым летит на челобитчика. Татьяна Владимировна послала последнего в земельный комитет – жаловаться на неправильно составленный план участка. Также обратилась ветеран боевых действий: женщине хотелось выяснить, полагается ли ей жилье – омбудсмен отрядила её в местную администрацию.
Еще Татьяне Журик приходилось посещать места не столь отдаленные. Любую другую женщину такие вояжи могли бы напугать, но только не Татьяну Владимировну. Ей условия содержания заключенных в красноармейской колонии ужасно понравились: столовая, санчасть, швейный цех – всё на высшем уровне, отметила она по результатам своей поездки.
Некоторые дела доводили уполномоченную до правовой коллизии: рубить, не рубить? В детском саду № 109 родители пожаловались на бездействие городских властей, отказавшихся спилить сухие деревья. А жители с улицы Буровой рассказали, что коммунальщики срубили 33 дерева без оформленного разрешения. Татьяна Журик этими проблемами озаботилась и поднапрягла надзорные органы. Тут самое главное – не перепутать и не рубануть что-то не то сгоряча.
Иногда Татьяне Журик приходилось разбирать такие грязные дела, за которые не каждый возьмется. Пожалуй, одна из главных побед уходящего Года экологии в копилке уполномоченного – общественный туалет в Вольске. Раньше на автостанции люди пользовались старым уличным «домом раздумий», нечистоты из-под которого уходили прямиком в реку Верхняя Малыковка. После замечания омбудсмена в адрес местных властей в распоряжении путников оказался комфортабельный синий биотуалет.
И в завершение – о чистоте: выборы губернатора и депутатов областной думы в Саратовской области прошли чисто и честно, отметила в своем отчете Татьяна Журик. Всего 32 гражданина пожаловались ей на горячую линию о нарушениях на выборах, и в большинстве случаев эта информация не подтвердилась.
А чтобы рассказать обществу, что жизнь в Саратовской области идет не так уж плохо, за исключением отдельных недостатков, потребуется, ни много ни мало, 150 тысяч рублей. Именно столько уйдет на изготовление 150 копий ежегодного доклада уполномоченного по правам человека. Каждый экземпляр будет формата А4, в картонной обложке – такие пожелания высказаны на сайте госзакупок.
За самых маленьких
Татьяна Загородняя занимает должность уполномоченного по правам ребенка два с половиной года. За это время она успела объявить войну страшным игрушкам «Монстр Хай», снарядила «детский десант» (состоящий... нет, не из детей, а из себя и своих помощников), приучила родителей к «информационной гигиене».
Татьяна Николаевна – самая продвинутая из всех уполномоченных: обо всех событиях и свежих идеях она пишет в популярных социальных сетях. Этот ресурс она использует и с другой целью: охраняет детей от «групп смерти» – сообществ, где подростков призывают к суицидам. Детский омбудсмен просит давать ссылки на подозрительных детей, чтобы вместе с правоохранительными органами вовремя вмешиваться и ограждать несовершеннолетних. Уполномоченный по правам детей гордится, что удалось спасти уже 75 детей.
Но и реальный мир таит много опасностей. На одной из пресс-конференций она научила родителей определять, пахнет ли от ребенка в квартире марихуаной: у сушеной горящей крапивы запах, мол, схожий.
Также Татьяна Николаевна боролась с поборами в школах, взвешивала школьные ранцы, добивалась выдачи молока учащимся, пробовала блюда в школьной столовой и отмечала их ресторанное качество.
В то же время, детский омбудсмен раскритиковала скандальный приказ регионального минзрава, в котором медиков обязывали отчитываться правоохранителям о лишенных девственности девочках до 16 лет. «Девушки будут бояться приходить к врачу до 16 лет, а это неправильно. Возможны криминальные аборты», – объяснила она свою позицию.
Еще Татьяна Загородняя собиралась спасти Лизу Уханову – маленькую саратовчанку, которую мама решила увезти из Турции в Сирию на территорию, подконтрольную Исламскому государству (организация признана террористической и запрещена в России). Однако её опередил и спас ребенка президент Чечни Рамзан Кадыров, а саратовский детский омбудсмен написала у себя в социальных сетях: «Скоро-скоро вылетает! Держим кулачки! Фух...» Только у самого черствого человека рука не подымется поставить счастливый смайлик под подобным постом.
Бой с тенью
Год назад в Саратовской области официально появился институт уполномоченного по защите прав предпринимателей, финансируемый из областного бюджета. Регионам дали свободу – учреждать такую должность с зарплатой в случае необходимости, а у нас подумали и пришли к выводу, что такая необходимость есть.
До этого работу бизнес-омбудсмена на общественных началах выполнял бывший председатель торгово-промышленной палаты Максим Фатеев. В декабре 2016 года депутаты облдумы (конечно, с благословения председателя общественной палаты Александра Ландо) утвердили в этой должности Михаила Петриченко – бывшего замминистра доходов и бывшего директора ЗАО «Тролза».
Михаил Петрович своей первостепенной задачей назвал борьбу с нелегальным предпринимательством: по его словам, около 200 тысяч человек прохлаждаются в тени, когда на остальные 84 тысячи официально зарегистрированных предпринимателей ложится вся налоговая нагрузка. За год господин Петриченко существенно продвинулся в решении этой задачи, посетив заседание общественной палаты и растолковав Александру Ландо, чем отличается легальный и нелегальный бизнес в плане ответственности за нарушения.
Также Михаил Петриченко рассказывал, что отстаивал права предпринимателей в суде. Доподлинно известен один эпизод, когда, возможно, не без его помощи удалось повлиять на судей. Это когда толпа видных саратовских общественников топала и хлопала на заседании по делу арбитражного управляющего Дмитрия Миненкова, а глава профсоюза журналистов Лидия Златогорская кричала: «Судью на мыло!»
Летом Михаил Петрович докладывал об «огромных сдвигах» по облегчению регистрации предпринимателей. Бизнес-омбудсмен прочувственно прочитал доклад «Стратегии роста» и предрек переход к «экономике знаний» в 2026–2035 годах. Этот период, по его мнению, будет характеризоваться улучшением качества жизни населения и отходом от сырьевой зависимости экономики, удвоением ВВП к 2035 году и восстановлением экономического роста выше среднемировых показателей.
[кстати сказать] Право на зарплату и премии... Денежное вознаграждение (заработная плата и премиальные выплаты) каждого из трех саратовских уполномоченных составляет 85 процентов от денежного вознаграждения губернатора. Из открытых источников известно, что денежное вознаграждение губернатора в 2015 году составило 134377 рублей в месяц, уполномоченных по правам человека и ребенка – 114221 рубль. В прошлом и этом году ежемесячные доходы областных чиновников не менялись, но это не помешало губернатору задекларировать 3,2 млн рублей дохода в год. Отдельно предусмотрено финансирование аппаратов трех уполномоченных. |
Свадебный инспектор
А наш главный федеральный инспектор Марина Алёшина – незаменимый в регионе человек. Напомним, ГФИ – федеральный чиновник, курирующий регион и подчиняющийся полномочному представителю президента в Приволжском федеральном округе. Оба они напрямую подконтрольны администрации президента. В старые времена на полпреда и ГФИ возлагалась ответственность контролировать непокорных губернаторов, сейчас ввиду отсутствия таковых задачи стали другие, но тоже очень важные. К счастью, опыт у Марины Алёшиной в этом плане большой – всё-таки уже пять с половиной лет бывший учитель биологии занимает столь ответственную должность. Сколько стоят её услуги – интернет старательно умалчивает, но есть предположение, что много. Благо, за это раскошеливается уже федеральный бюджет.
Оказалось, без Марины Алёшиной не может начать работу ни один патриотический форум, а ножницы в руках губернатора не режут красную ленточку на открытии очередного детского садика. Потому Марина Владимировна спешит от одного торжественного мероприятия на другое, еле успевая на ходу придумывать приветственные слова.
Вот Марина Алёшина вселяет в студентов дух соперничества на Туриаде, вот своим словом пускает лошадей в галоп на саратовском ипподроме, а вот пробует хлеб-соль на энгельсском Дне города. Часто никаких напутственных слов и вовсе не требуется – достаточно только её присутствия. Так, стоило ей посетить совещание ГУ МВД – и генерал-лейтенант полиции Сергей Аренин доложил, что в области снизилось число убийств. А на конференции реготделения «Единой России» вообще все новости были исключительно положительные. Совпадения? Не думаем.
Были в этом году и задачи, которые выбивались за рамки привычных каждодневных забот федерального инспектора. Весной этого года саратовские оппозиционеры поучаствовали во всероссийской акции «Надоел» и направили около 50 писем со своими вопросами в администрацию президента. Спустя месяц каждому из них по почте пришел письменный ответ в одно предложение: «Письмо с Вашим личным мнением получено». И подпись главного федерального инспектора.
А в Ершове жители так ждали приезда ГФИ, чтобы рассказать ей о проделках муниципальных чиновников, что... проворонили встречу. В объявлении в районной газете встреча анонсировалась 6 декабря, но чиновники заверили собравшихся, что Марина Алёшина уже принимала жителей накануне, 5 декабря. Ершовцы уверены, что их намеренно ввели в заблуждение местные власти. А вот если бы встреча всё-таки состоялась? Ох, и сказала бы Марина Владимировна доброе слово – вот бы жизнь в районе расцвела!