Знаменитости помешала опера «Галька»

Оценить
3 декабря 1890 года к нам приезжал виртуоз

Среди множества талантливых людей, уделивших внимание нашему городу, следует назвать и Енё Хубаи (1858–1937 гг.) – венгерского композитора, скрипача-виртуоза. Игре на этом инструменте его научил отец, Карл Хубаи – первая скрипка Венгерского оперного театра, профессор Музыкальной академии имени Ференца Листа.

Первый концерт Енё дал в одиннадцатилетнем возрасте, а через два года поступил в Высшую музыкальную школу в Берлине. По совету выдающегося венгерского композитора и пианиста Ференца Листа двадцатилетний Енё Хубаи решил дебютировать в Париже. И не зря. Парижский успех открыл ему возможность концертирования во Франции, Великобритании, Бельгии, Нидерландах. Вскоре он возглавил кафедру скрипичного искусства в Брюссельской консерватории, потом стал профессором, позже директором Высшей музыкальной школы имени Ф. Листа.

Енё Хубаи был признан «первоклассным скрипачом и одним из наиболее выдающихся виртуозов своего времени». Он написал восемь опер (в том числе по роману «Анна Каренина»), несколько симфоний и скрипичных концертов, а также множество блестящих скрипичных пьес, основанных на популярных венгерских песнях.

Возможность услышать игру маэстро выпала саратовцам в 1890 году. В объявлении о концерте газета «Саратовский дневник» венгерский вариант имени Евгений – Енё – заменила на Жене, а фамилию Hubay представила как Губаи. Однако в объявленный день, 29 ноября, концерта знаменитого виртуоза почему-то не было. Но 4 декабря пространная рецензия в «Саратовском дневнике» начиналась словами: «Вчера, наконец, состоялся концерт профессора венгерской консерватории Жене Губаи с участием пианиста господина Бодо. Собравшаяся публика, относившаяся вначале довольно скептически к заезжей знаменитости, после первого же номера концерта (знаменитая Крейцерова соната Бетховена) шумно и единодушно приветствовала концертанта».

По мнению местного рецензента, трактовка сонаты Бетховена, данная Хубаи, не соответствовала авторскому замыслу. Но, тем не менее, он констатировал: «Артистическая техника, доходящая до виртуозности, экспрессия и крайне разнообразная тонизация игры, замечательно мягкое, нежное пианиссимо – вот характернейшие черты скрипичной игры Жене Губаи».

Рецензент выразил сожаление, что на «удачном в музыкальном отношении концерте» публики было немного, потому что в тот же вечер в военном клубе в городском театре шла опера Станислава Монюшко «Галька». В Саратове тогда ещё не нашлось столько любителей музыки, чтобы заполнить и оперу, и военный клуб, который находился в доме Деконского на Константиновской улице (ныне ул. Советская, 65) и позже был более известен как Офицерское собрание.