Заселяем и выселяем – и всё артистично
Ежегодно подводя итоги в сфере культуры, невольно выделяешь магистральную тему. Иногда она обозначена на федеральном уровне – Год литературы, Год отечественного кино, а порой возникает сама собой. Например, 2016-й был годом смены министров. 2017-й в этом плане куда спокойней. Но такой ли штиль у нас, как кажется?
В минкульте всё спокойно
После прошлогодних кадровых перестановок, когда в министерском кресле побывали три человека, 2017-й кажется стабильным. Руководящая министерством с сентября прошлого года Татьяна Гаранина часто появляется в новостных сводках. Например, в марте говорили, что вице-губернатор и земляк Гараниной Игорь Пивоваров (Татьяна Анатольевна была его замом в администрации Вольского района) планирует сделать её зампредом. Правда, дальше слухов дела (пока) не пошли. А еще депутат облдумы Николай Семенец похвалил Гаранину за решение вопроса по приобретению транспорта для учреждений культуры в районах области.
Единственной по-настоящему неприятной историей, в которой всплывает имя нынешнего министра, стал скандал вокруг ансамбля «Балаган». Из-за недофинансирования руководителю коллектива Александру Куриленко было объявлено, что с будущего сезона филармония прекращает сотрудничество с его подопечными. Куриленко пошел в бой, объявив с коллегами голодовку и сумев привлечь внимание прессы. На вопросы журналистов Гаранина прямого ответа не давала, говоря, что «рассматриваются все варианты решения вопроса». В итоге ситуация разрешилась совершенно неожиданным образом: вместо Куриленко и компании филармония лишилась директора Елены Ченченко. Которую, как говорят, любил коллектив. При этом вопрос решался уже не только Гараниной, но и тогдашним социальным зампредом Иваном Кузьминым, который приехал с председателем областной общественной палаты Александром Ландо. В общем, странная история, которую в будущем могут и припомнить.
Три проекта. Разговор о будущем
Кстати, о будущем. По 2017 году сложилось впечатление, что все по-настоящему громкие события в культурной сфере случатся позже. Позитивно или негативно к этому относиться – дело вкуса, но это именно так. В 2017 году были обозначены для реализации три важных проекта: открытие саратовского филиала Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) на базе складов Рейнеке, строительство музея истории на Ильинской площади и создание музея русского авангарда при музее Радищева в бывшем корпусе Поволжского института управления на Театральной площади.
О филиале ГЦСИ в Саратове говорят не один год. Более того, пробуксовки в решении вопроса с ним стали одной из официальных причин увольнения предшественницы Гараниной – Светланы Краснощековой. Сейчас дела идут лучше: о дате полноценного открытия речи пока нет, но в этом году хотя бы состоялся так называемый арт-тест, когда любой желающий мог прийти на некогда закрытую территорию провиантских складов и посмотреть на инсталляции саратовских и иногородних мастеров. И заодно оценить тот объем работы, который предстоит проделать для восстановления памятника. А работы будет много – последствия позапрошлогоднего пожара прекрасно видны и с улицы.
Директор филиала Дмитрий Андреев (до того – директор Культурного центра имени Столыпина) уже анонсировал ряд мероприятий на грядущий год и пообещал, что саратовский филиал, в отличие от других, не будет забывать про местных авторов.
Музей не музей
В отличие от других будущих проектов, музей истории «Россия – моя страна» строится с нуля. Он вообще будет необычным. Во-первых, это не музей, а музей-парк. Во-вторых, там не будет экспонатов, мы будем видеть всё через мультимедийные технологии. В-третьих, искали инвестора для этого проекта весьма неординарным способом – ему готовы отдать в аренду соседние казармы Деконского за символическую плату в 1 рубль. Правда, и удовольствие с музеем окажется недешевым: стоимость строительства объекта – примерно 200 миллионов рублей.
По словам губернатора, проект масштабный – 8000 квадратных метров, «молодежь уже сейчас может записываться сюда на работу». Новый музей-парк станет частью музейного историко-этнографического комплекса «Соколовая гора».
Правда, пафос грядущих преобразований немножко разбивается о суровый быт смещения сроков. Сначала глава региона хотел, чтобы объект сдали к 4 ноября. В августе Радаев стал говорить, что до 1 декабря нужно закончить строительно-монтажные работы, и тогда появится шанс открыть двухэтажное здание к Новому году. На текущий момент сроки вновь скорректированы, но официально не озвучены. Некоторые СМИ указывают в качестве окончания первого этапа работ 31 декабря. 9 декабря в ходе очередного визита губернатор вновь остался крайне недоволен темпами и пригрозил санкциями подрядчику и ответственным за строительство. Кстати, инвестора, готового взяться за казармы Деконского, так и не нашлось. На текущий момент проект финансируется за счет бюджета Москвы.
Обещанного четыре года ждут
Известный кинокритик Антон Долин однажды похвалил музей Радищева за прекрасную коллекцию отечественного авангарда, который, по мнению журналиста, в нашей стране сильно недооценивают, в отличие от остального мира. Теперь Долина можно поздравить с появлением целого музея русского авангарда в центре города. Торжественная передача здания состоялась 7 сентября. Правда, пока о музее как таковом говорить рано. Директор Радищевского музея Людмила Калинина уверяет, что раньше чем через четыре года заведение свою работу не начнет. Во-первых, нужно создать подобающие условия, во-вторых, нужны десятки миллионов рублей. Какие-то мероприятия в новом корпусе всё равно будут проходить. Но обещанного придется подождать. Четыре года.
По улицам и весям
К слову, об ожиданиях и художниках. Одной из самых резонансных историй этого года стало очередное выселение работников кисти из мастерских. В этот раз – из дома на Советской, 65а, напомним, аварийного. История грустная и темная одновременно. Художников уже давно предупреждали, что они занимают дом на птичьих правах, но до поры до времени всё обходилось. В начале года выяснилось, что здание было продано предпринимателю из Камышина. Художников обязали покинуть помещение к 1 марта. По ходу дела также вскрылось, что дом-то, оказывается, и до этого был не свободен – его продали уже банкротящемуся муниципальному предприятию «Городские дороги плюс». Да и предприниматель из Камышина приобрел здание в центре города по сказочной цене (в среднем 8000 рублей за квадратный метр).
Резонанс был сильный. Довольно жестко на эту тему высказывался Александр Ландо, замечавший, что художники умеют выпрашивать, но не продавать, а вот губернатор Валерий Радаев, по сообщению «Общественного мнения», приказал подчиненным оказать живописцам поддержку.
История закончилась лучше, чем могла. Сначала художникам предоставили несколько помещений в разных частях города, а спустя два месяца после расселения дали помещение на Кутякова, 18. Теперь у них даже чуть больше площади, чем было. Другое дело, что не все из этих локаций, по их мнению, оказались пригодными для мастерских.
Кстати, в июле этого года горел один из тех домов, что в свое время саратовские живописцы были вынуждены покинуть. А именно Дом художника на Московской, 125, ныне находящийся в собственности «Сарграда». Здание уже долгое время не эксплуатируется. Спустя несколько дней после пожара в прессе появились сообщения, что жильцы другого исторического здания – дома Яхимовича – предотвратили поджог...
Печальная, радостная и скандальная
По сравнению с визуальными искусствами в уходящем году музыка была не так заметна в культурной жизни города. И всё же она предоставила три громких новости (не считая истории с «Балаганом»): печальную, приятную и скандальную.
Печальной стал уход из жизни художественного руководителя филармонии и профессора консерватории Анатолия Катца, которого знал любой неравнодушный к миру искусства человек. Анатолия Иосифовича не стало 21 января.
О приятном: Собиновский фестиваль давно стал одним из главных фестивалей нашего города. В этом году он прошел и вовсе в юбилейный, тридцатый раз. Источником для вдохновения стали «Образы Италии». Поздравляем театр оперы и балета с долгожителем!
Увы, с театром оперы и балета, а именно с его бывшим директором Ренатом Мухамедьяровым, связана и скандальная новость. Господин Мухамедьяров в начале июля покинул свой пост, а в середине ноября был задержан по подозрению в превышении должностных полномочий. По данным следственного отдела СУ СКР, директор подписал акт приемки по исполнению договора на поставку и монтаж климатического оборудования, хотя оно было поставлено и смонтировано не полностью. Мухамедьяров вину свою не признал. Сейчас он находится под домашним арестом.
P.S. После отставки Краснощековой в прессе наряду с Гараниной именно Мухамедьяров рассматривался как потенциальный министр культуры.