Четверть в стоимости авиабилета

Оценить
Если в Сабуровке достроят аэропорт, летать из него будет очень дорого

Чем больше денег вкладывается в новый саратовский аэропорт и чем чаще переносятся сроки его сдачи, тем меньше верится в то, что он вообще когда-нибудь у нас появится. Серьёзно. В 2012 году на официальном старте строительства аэропорта в Сабуровке уверенно заявлялось, что самолёты начнут там взлетать и приземляться уже в 2014-м. Годом позже дату сдачи перенесли на 2015-й. В 2015-м, естественно, никто никуда из Сабуровки не летал, и тогда сообщили, что сроки ввода объекта в эксплуатацию отодвинуты на 2017-й. Буквально год назад власти еще держались за эту дату, но потом не выдержали и снова перенесли её – на конец 2018-го. Пару месяцев назад речь шла уже о начале 2019 года. Причем с хитрой оговоркой: мол, сдадим не в 2021 году, как планировали, а двумя годами раньше. Во как! Кстати, сейчас и «начало» 2019 года уже не упоминается. Говорят просто – 2019-й. И давайте, мол, не будем привязываться к датам – сдадим, когда сдадим...

Скоро сказка сказывается

Судя по последним публикациям в саратовских изданиях, всё больше становится сомневающихся в том, что аэропорт в Сабуровке всё-таки достроится. И среди крупных и мелких бизнесменов, и среди обычных граждан. Ведь если разобраться, то чего саратовцы ждут от аэропорта? Возможности летать. По делам или в путешествия. Неважно куда, важно, чтобы быстро и просто. И недорого. Все надеются на доступность авиаперелетов, которую им неоднократно пообещали региональные и федеральные власти. Самолётов, сказали они, будет много, а не так как сейчас. И будут они большие, и цена на них будет ниже.

Буквально в ноябре Олег Галкин, возглавляющий министерство инвестиционной политики и имущественных отношений Саратовской области, интриговал сообщением, что кроме «Саратовских авиалиний» в новом аэропорту совершенно точно будет базироваться «ещё один перевозчик с более выгодным тарифом». Кто, что и почём – неизвестно. Олег Александрович эту тайну не раскрыл. А незадолго до Галкина с подобным обещанием выступил Евгений Чудновский, генеральный директор управляющей компании «Аэропорты Регионов» (ГК «Ренова»), которая строит новый аэропорт. По его словам, после того как в регионе появится новая авиагавань международного значения, перевозчики потянутся вереницей. Мол, пока сюда не летают ни «Сибирь», ни UTair, ни «Уральские авиалинии». А ведь хотели бы и могли. И вот когда перевозчики придут, то, если верить Чудновскому, создастся здоровая конкурентная среда и цены на авиабилеты поползут вниз.

Всё сложнее в эти сказки верить тем, кто умеет считать деньги. Им понятно, что чем дольше строится аэропорт, тем дороже он становится. И государству, и частному инвестору, который, между прочим, собирается потом на этом объекте зарабатывать. Значит, если уж не государство, то инвестор начнёт непременно свои затраты «отбивать». Почему не на тарифах?

Наглядный пример – новый аэропорт «Платов» в Ростове-на-Дону, который уже окрестили самым дорогим из построенных с нуля. И дело тут не в стоимости строительства, не в цене самого проекта. Дорогим он стал в первую очередь для авиакомпаний, которым посчастливилось здесь обслуживаться.

Объём инвестиций в строительство аэропорта «Платов» составил 222 миллиона долларов, или 13,5 млрд рублей. Общий объем инвестиций в строительство саратовского аэропорта в Сабуровке оценивается в 21 миллиард рублей. В качестве спонсора в обоих проектах участвует УК «Аэропорты Регионов» (ГК «Ренова»)


[кстати сказать]

«Показательные» сборы

Существует огромное количество аэропортовых сборов, начиная от сбора за обеспечение авиационной безопасности и заканчивая заливкой жидкого мыла в дозаторы в туалете самолета. Перечень этих услуг может отличаться в зависимости от конкретного аэропорта. Все сборы указываются на сайте каждого аэропорта в специальном разделе. Но есть и тарифы, обязательно определяемые каждой авиагаванью.

В большинстве случаев есть четыре стандартных сервисных сбора, которых не может избежать ни одна авиакомпания ни в одном аэропорту:

– сбор за взлет и посадку (взимается за каждую тонну максимальной взлетной массы воздушного судна, суммы отличаются в зависимости от того, внутренний перелет или международный),

– сбор за авиационную безопасность (начисляется или за каждую тонну максимальной взлетной массы воздушного судна, или за каждого убывающего пассажира),

– сбор за предоставление аэровокзального комплекса (считается за каждого пассажира, различается для внутренних и международных рейсов),

– сбор за обслуживание пассажиров (за каждого человека, также различается для рейсов внутри страны и за границу).

По стоимости этих четырёх сборов уже можно определить, насколько аэропорт является дорогим для авиакомпании. С дальнейшей поправкой на дополнительные обязательные сервисы каждого аэропорта.

«Платов» – самый первый и самый дорогой

Октябрь 2012-го. Валерий Радаев и закладной камень аэропорта в Сабуровке
Октябрь 2012-го. Валерий Радаев и закладной камень аэропорта в Сабуровке

Как пишут «Ведомости», согласно прейскуранту аэропорта «Платов», взлёт и посадка самолетов будет стоить авиакомпаниям в 1,6 раза дороже, чем в старом ростовском аэропорту. В 3,2 раза выше оказались расценки на авиационную безопасность, и в 5 раз дороже теперь будет стоить возможность пользоваться аэровокзальным комплексом.

В УК «Аэропорты регионов», где подписали данный прейскурант, говорят, что такие тарифы им установила Федеральная антимонопольная служба РФ. Действовать утвержденные расценки будут до 2022 года.

Представители двух авиакомпаний, осуществляющих рейсы из ростовского аэропорта, пожаловались «Ведомостям», что раньше самыми дорогими услугами славились гавани Симферополя, Сочи и Пулково. Но «Платов» их превзошёл. По словам менеджеров авиакомпаний, тарифы в новом ростовском аэропорту «очень высокие, практически максимальные».

«В сравнении с действующим ростовским аэропортом обслуживание оборотного рейса (прилет и вылет) среднемагистрального самолета вместимостью 150 человек подорожает минимум вдвое, или на 100000 рублей», – сообщает издание со ссылкой на «возмущенного менеджера крупной авиакомпании». Высокие аэропортовые сборы, естественно, будут переложены на пассажиров. А значит, в данном случае цена авиабилета вырастет примерно на 350 рублей.

Существенный рост тарифов сделает убыточными рейсы в Ростов-на-Дону и плохо скажется на развитии перевозок в «Платов», предупреждают перевозчики. Потому что на пассажиропоток влияет не только привлекательность города, но и привлекательность самого аэропорта для авиакомпаний.

В УК «Аэропорты Регионов» в свою очередь никаких предпосылок для роста цен на билеты не обнаружили. Во-первых, как утверждают в компании, сборы занимают меньше 10 процентов в себестоимости рейсов. Во-вторых, инфраструктура «Платова» позволит авиакомпаниям использовать экономически более эффективные типы судов. В-третьих, высококонкурентный рынок авиаперевозок, сложившийся в Ростове, просто не позволит авиакомпаниям «переложить незначительный рост издержек на пассажира».

Авиаперевозчики с этим спорят: во-первых, аэропортовые сборы – это минимум 20–25 процентов от общих расходов перевозчика. И во-вторых, их рост непременно приведёт к подорожанию билетов.

Аэропортовые сборы/Аэропорты «Платов» Саратов Централь-ный
Взлет-посадка 547 руб. 305 руб.
Авиационная безопасность 1032 руб. 315 руб.
Предоставление аэровокзала 238 руб. (на вн.л.)* 33 руб. (на вн.л.)
Обслуживание пассажиров 311 руб. (на вн.л.) 82 руб. (на вн.л.)

* на внутренних линиях (сборы устанавливаются отдельно для российских и иностранных авиакомпаний)

Минимальная разница в несколько раз

Ситуация с подскочившими сборами в ростовском аэропорту может повториться и в Саратове. Как минимум потому, что наш «Гагарин» (так хотят назвать будущий саратовский аэропорт) строит всё та же УК «Аэропорты регионов».

Достаточно посмотреть, как разнятся размеры четырёх «показательных» сборов в действующем саратовском аэропорту «Центральный» и в новом ростовском «Платове».


[кстати сказать]

Что в билете?

По словам экспертов, около четверти себестоимости авиабилета составляют расходы авиакомпании на обслуживание пассажиров, багажа и воздушных судов в аэропорту. Еще четверть – затраты на авиационное топливо.

Расходы на ремонт и техническое обслуживание воздушных судов, страхование и лизинг занимают в себестоимости билета на самолет около 16 процентов. Около 10 процентов – фонд оплаты труда. Порядка 5 процентов – затраты на рекламу и административные расходы. Столько же тратится на комиссии и сборы. Аэронавигационные сборы и метеообеспечение составляют 4 процента. Оставшееся 8–10 процентов приходятся на амортизацию.

Эксперты утверждают, что авиакомпании много не зарабатывают. В мировой практике рентабельность авиакомпаний в среднем колеблется в пределах 1–2 процентов. И Россия тут не исключение. Хотя нет, исключение.

Федеральная антимонопольная служба недавно выяснила, что авиаперевозки в Российской Федерации – не просто низкорентабельное занятие, а в буквальном смысле убыточное. Ведомство пыталось уличить перевозчиков в искусственном завышении цен, так как считало стоимость перелетов в эконом-классе необоснованно высокой. Выяснили, однако, что большинство российских направлений убыточно и покрывается только прибылью от международных линий.