Нынешнее поколение будет жить при... (?)

Оценить
На волне вскрытий «капсул времени» изучаем, каким видели начало 21 века наши предки, и пытаемся понять, что нас ожидает через полвека

В стране начали массово открывать капсулы времени, замурованные 50 лет назад, в 50-ю годовщину революции. В них обнаружили послания, написанные в духе того времени: мало связи с реальностью, зато патетично и идеологически выдержано. Предки завидовали нам, потому что мы дождались коммунизма и наверняка уже строим социализм на Луне. Выяснилось, что мы не оправдали их надежд.

«Не в новинку полеты землян на другие планеты»

Как правило, металлические цилиндры оставляли где-нибудь в стенах заводов и школ. В Новороссийске капсулу опустили на дно морское, а в Тольятти теперь с трудом откопали артефакт, лежавший в земле под бетонной плитой.

Большинство посланий предков похожи по содержанию – это общие фразы-напутствия жить по заветам Ленина, осознание своих заслуг и радость за потомков, живущих при коммунистическом строе.

Впрочем, некоторые авторы посланий вдавались в конкретику. «Вам, живущим в XXI веке, наверное, не в новинку полеты землян на другие планеты, вас не удивит сообщение о строительстве города где-нибудь на Венере, мы же только мысленно заглядываем в ваше настоящее» – такое письмо из прошлого получили нижегородцы.

Жители Новороссийска в 60-х годах тоже верили в наши успехи космических масштабов: «Мы сделали лишь первый шаг в космос, а вы, наверное, будете летать на другие планеты. Вы раскроете много новых тайн природы, которые ещё не известны нам, обуздаете ядерную энергию, подчините своей воле стихийные силы природы, переделаете климат, разведёте в Заполярье сады. Дорогие потомки, вы такие счастливые, ведь живете при коммунизме, на Луну летаете!»

Вино на вылет, велосипеды-мельницы и ЭВМ-воронки

Желание узнать, что будет там, в завтрашнем дне, свойственно было человеку во все времена. Пожалуй, самым известным предсказанием будущего является серия иллюстраций «Франция в 2000 году», созданная Жан-Марком Коте и другими французскими художниками в период с 1899 по 1910 годы.

В начале прошлого века люди уже были влюблены в небо и связывали с ним большие надежды. Они и помыслить не могли, что города будут стоять в пробках – потому что к 2000 году, по их прогнозам, мы уже приспособились передвигаться преимущественно по воздуху. Летать мы стали в одиночку, в крайнем случае семьями, на компактных крылатых машинах – как сидя, так и стоя. Если устаем – прямо на лету можем купить бокальчик вина и продолжить свой путь. Мужчины к нашему времени усовершенствовали свое излюбленное хобби – охоту: стали на крыльях преследовать птиц в небе. Пожарные тоже обрели крылья с перепонками, как у птеродактиля.

Другие виды транспорта тоже усовершенствовались: поезда, по мысли французских художников, к нашему времени стали похожими на кирпичные дома, да и сами жилые кварталы оказалось легко поставить на колеса и перевезти куда надо. Появились водные велосипеды с колесами как у водяных мельниц, плавающий конь с каретой (на картинке столетней давности к коню и кучеру подвешены воздушные шары) и даже водные туфли-лодочки...

С технологиями будущего предки отчасти угадали. Они верили, что мы сможем видеть друг друга на большом расстоянии и при этом говорить друг с другом. Шить одежду и осуществлять парикмахерские услуги в наше время уже научились роботы, а портные и цирюльники стали только контролировать процесс. Невероятно, но почти верно предки обрисовали образовательный процесс: преподавателю достаточно запихнуть в воронку учебники – и ученики, к головам которых подключены датчики, быстро осваивают учебную информацию. Ну и чем вам это не «о’кей, гугл»?

Что день грядущий нам готовит?

Нашим современникам мечтать сложнее: порой самые безумные идеи уже сегодня становятся разработками передовых мировых компаний. Но всё же кое-что, чего пока нет, возможно, существенно облегчило бы нашу жизнь в будущем.

В 2012 году британская компания «Би-Би-Си» спросила у граждан, каким они представляют будущий мир, а футурологи Иан Пирсон и Патрик Такер поддержали некоторые их идеи.

По оценкам британцев, с наибольшей вероятностью к 2112 году стоит ожидать, что в океанах начнут действовать тысячи ферм, которые будут снабжать 10-миллиардное население планеты свежими морепродуктами. Пустыни удастся при желании превратить в тропические леса с регулируемым климатом, а вот Антарктида потеряет статус заповедной территории и может стать причиной битвы за ресурсы между странами. Передача мыслей на расстояние станет возможной уже в обозримом будущем, вдобавок будет установлена прямая связь между мозгом и компьютером.

Невиданных успехов человечество достигнет в медицине и биотехнологиях: по нашей крови будут циркулировать нанороботы, чтобы моментально «ремонтировать» клетки, а любой орган можно будет заменить на искусственный. Фактически, человек сам станет наполовину роботом с кучей вживленных чипов и таким образом обретет высочайший интеллект и бессмертие.

Поскольку жизнь будет очень долгой, то заключать долгосрочные браки будет скучно и бессмысленно – проще оформлять годовые контракты на отношения. Однополые браки признают во всем мире, а оплодотворение будет только искусственным – считают британцы. На Земле останется только три языка: конечно, английский, китайский и испанский.

Ну и как вам такой мир?

Константин Фрумкин: Человечество идёт по пути увеличения безопасности и комфорта

Координатор российской Ассоциации футурологов (и шеф-редактор журнала «Инвест-Форсайт») рассказывает об искусственной матке, омоложении мозга и о том, почему предсказания пятидесятилетней давности сбылись лишь частично.

Константин ФрумкинИз того, что предсказывали писатели-фантасты прошлого, не сбылось ничего. Или, можно сказать, сбылось всё, но в значительно меньшей степени. 60-е годы минувшего века были временем бурного развития ряда отраслей, и все прогнозы базировались на их чрезвычайно оптимистичной экстраполяции. Тогда на пике были большие компьютеры, атомная энергетика и космические ракеты. Поэтому и говорили о суперкомпьютерах с человеческим интеллектом, суперуспехах в космической экспансии и антропоморфных роботах.

Но сегодня, например, космическая экспансия идёт куда более медленными темпами, чем ожидалось. Мы столкнулись с тем, что это гораздо более сложная и дорогостоящая вещь, а ещё куда менее понятная по своим рациональным целям. Ведь нет никакого экономического и политического смысла рваться в космос, захватывать Марс и так далее.

На этом примере видно, что когда какие-то отрасли достигают пика развития, все начинают прогнозировать, что так будет продолжаться бесконечно. А на самом деле развитие идёт волнами, и со временем на пик выходят другие технологии. Например, сейчас мы видим пик информационных технологий, а лет через 15–20, я думаю, мы с него сойдём. Зато в самом начале пути находятся биотехнологии, и есть надежда, что в ближайшие пару десятилетий мы переживём пик уже их развития.

Немного о том, что ожидает нас через 50 лет. Сегодня идут работы над биотехнологическими преобразованиями человека. Здесь есть два основных пути: искусственное протезирование и выращивание новых органов из стволовых клеток. На днях вот пришло сообщение, что в США научились выращивать зубы. Обновление человеческого тела позволит очень серьёзно продвинуться в продлении жизни. Правда, мозг этими успехами пока не затронут, но есть предположение, что когда его более-менее исследуют, начнётся проработка вопросов и по его частичному протезированию либо омоложению. Период в пятьдесят лет для такого рода работ как раз подходит.

Однако если успехи в данном направлении будут достигнуты, это будет означать полное изменение демографической ситуации. Начнётся неконтролируемый рост населения или же рождаемость станет регулироваться. Сейчас она и так ограничивается естественным образом, потому что выращивание детей становится дорогостоящим делом. Но в будущем этот регулятивный момент ещё увеличится, так как рождаемость станет технологическим процессом. Все футурологи говорят, что будет изобретён аппарат для вынашивания эмбриона. Самостоятельно рожать люди уже не захотят. Ведь роды – это чрезвычайно болезненный процесс и всегда риск. А человечество идёт по пути увеличения безопасности и комфорта.

По просьбе «Газеты недели» саратовский писатель (не Арбитман. Беседу с ним см. рядом) написал мини-рассказ о будущем нашей области.

На пустынных берегах реки Ра

Антиутопия

Борис Петров

Уфц остановил своего коня на самом краю обрыва. От его зоркого взгляда не укрылись странные белые листы, лежавшие под фиолетовым кустом. Он соскочил с коня, подошел, взял листы в руки. От кого-то из старейшин он знал, что такие листы зовутся бумагой. Уфц присел на траву, скрестив ноги, вгляделся в странные значки. От матери матери своей матери он знал язык прежних людей, хотя понимал не все слова. Уфц наморщил лоб и стал читать. «На Зеленом острове будет построен крупнейший гостиничный комплекс». «Наш аэропорт станет самым большим в регионе». «Третий мост свяжет Саратов и Энгельс через Казачий остров». «На поднятом ледоколе будет организован музей речной славы». «Волга – душа России, а Саратов – сердце Волги».

От старейшин он слышал, что когда-то давно здесь жили прежние люди, они обитали в каменных домах, ездили на железных конях и много говорили. И всё, что говорили их старейшины, записывали на бумагу, но потом пришел Тот День, а следом в степи появились они – новые люди.

От долгого разглядывания значков на бумаге разболелись глаза – все три. Уфц встал, огляделся. Да, эту реку прежние люди звали Волга, но сейчас она – Ра. Как река могла быть душой, он не понимал, попробовал вдуматься в смысл этих слов, но не нашел его. Никаких мостов на реке не было видно, только на острове под синей листвой деревьев белели юрты рыбаков и поднимался дым от костра. «Они сохранили огонь», – с завистью подумал Уфц. Он подошел к коню, погладил его по правой шее. Конь приподнял обе головы от черной молодой травы и приветливо залаял. Перед тем как выбросить ненужные листы, Уфц, шевеля губами, прочитал: «Саратовская агломерация позволит в несколько раз повысить производительность труда». Он поднял среднюю руку, сильный ветер подхватил бумагу и понёс ее куда-то к обрывам реки Ра. Уфц вскочил в седло, свистнул, и конь сразу перешел на галоп. Бескрайняя безлюдная степь простиралась перед ним...

На пустынных берегах реки Ра

Роман Арбитман: Нужно бояться не искусственного интеллекта, а людей с перевернутыми мозгами

О будущем и о том, какие опасности могут возникнуть для человечества, мы поговорили с саратовским писателем-фантастом.

Роман Арбитман– Роман Эмильевич, каким может быть будущее через 50 лет?

– В советской фантастике было течение – фантастика ближнего прицела, когда писателю приходилось придумывать на очень короткий срок. В основном её фантастический элемент выражался в маленьких технических новшествах, вроде новых моделей танка или трактора, потому что предполагалось, что общественный строй останется таким же, как и раньше. Будущее представлялось настоящим с несколькими новыми гаджетами. Но фантасты редко угадывали.

Когда мы смотрим на их прогнозы, то понимаем, что самого главного они не предусмотрели. Они говорили об исследованиях космоса, проблеме бессмертия. Эти вопросы до сих пор не решены. Зато появилось то, о чем почти никто не подозревал. Так что загадывать на 50 лет вперед бессмысленно, во всяком случае, о технических изменениях. Если мы говорим об антиутопии, то можно включить апокалиптические фантазии: Третья Мировая война, война всех против всех, снова первобытный строй. В общем, размышлять об этом легко, но грустно.

При Горбачеве казалось, что само выражение «Третья Мировая война» ушло в прошлое. Но в последние годы у меня, да и не только у меня, возникают чувства, что начинает клубиться что-то нехорошее – околовоенные разговоры, милитаризация экономики... Плюс мы поссорились со всем миром и у нас не осталось ни союзников, ни друзей.

Что касается позитивного прогноза, то через 50 лет мы, говоря языком одного из моих героев, просто будем жить в нормальной, спокойной, буржуазной стране, где ничего не происходит. Россия будет на уровне Швеции или Норвегии, где нет жизни в условиях постоянного катаклизма. Это идеальный вариант.

Если говорить о ближайшем времени, то у меня нет прогнозов, потому что мы слишком зависимы от конкретных непредсказуемых людей. Поэтому и фантастику писать сложно, и я не исключаю никаких вариантов. В лучшем случае не станет хуже, чем сейчас. Есть подозрение, что как только пройдут выборы в марте, жить станет печальней.

– Исполнились ли прогнозы вашего детства и юности?

– Ничего не сбылось. Может, какие-то отдельные вещи, вроде того, что будет доказана теорема Ферма или победят полиомиелит. Зато появились заболевания, о которых никто не подозревал, вроде СПИДа. Да и лучшие фантасты, как братья Стругацкие, никогда не стремились предсказывать, фантастика была для них фоном.

– Искусственный интеллект оставит место для человечества? Или мы должны смириться с тем, что появилось нечто более разумное, чем мы?

– Я думаю, что человечество ему не помешает, если только человек сам не вступит с ним в конфликт. Но не думаю, что это случится. Вообще, борьба человека с искусственным интеллектом – это борьба зеленого с квадратным. Как у Станислава Лема: там человек пытался вступить в контакт с океаном, и они друг друга не понимали.

– Третьей Мировой с искусственным интеллектом не будет?

– Нет. Не искусственного разума надо бояться, а живых людей с перевернутыми мозгами.

Поколение реалистов

Люди на улицах – о том, каким они когда-то представляли себе 2017 год и что будет через 50 лет

Корреспондент «Газеты недели» поговорил с прохожими о технологическом прогрессе. Гражданам старшего поколения было предложено вспомнить, каким они представляли наше время в своей юности, а молодые попытались описать технологии, которые станут повседневностью примерно через полвека.

(младшее поколение)

Маргарита, 24 года, многократная чемпионка России по паралимпийскому плаванию:

МЫ ВСЁ ЗАГУБИМ

Я считаю, что лет через 50 будут какие-то нанотехнологии в виде роботов. Конечно, могу ошибаться, но даже если сейчас посмотреть на людей – они все в гаджетах. Мне кажется, что скоро люди в роботов превратятся. Я, конечно, этого очень не хочу. Мы всё загубим. Мало того, что мы и так малоподвижны... В общем, моё мнение: чем дальше – тем хуже. Ладно, новые технологии в сфере медицины – я не спорю, это нужно делать. Ну а если появится что-то такое, что пойдёт во вред человечеству – как это сделает нашу жизнь лучше? (на вопрос о том, почему она не назвала изобретение, дающее полное выздоровление) Ооох. Я об этом подумывала, но тут есть одно но. Я считаю, многие люди с ограниченными возможностями гордятся тем, какие они есть. Я вот хромаю, но не хочу меняться, даже если бы была возможность. Я родилась такой, какая есть. Я живу, я счастлива.

Сергей, 23 года, журналист:

НИЧЕГО ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО, СКОРЕЕ ВСЕГО, УЖЕ НЕ ИЗОБРЕТУТ

Сложно прогнозировать на такой большой горизонт событий. Мне кажется, ничего особенно в нашей жизни не изменится, потому что взрывной скачок в развитии технологий уже был в 20 веке, когда изобрели всё основное. Ничего такого фундаментального, скорее всего, уже не изобретут. Разве только термоядерную энергетику. Или что-то, связанное с биологией: какие-то генные технологии и так далее. Это может изменить нашу жизнь в плане медицины и продолжительности жизни.

Но, хочу добавить, это будет не в России. Климат у нас не тот: и географический, и инвестиционный, и так далее. Владимир Владимирович будет править как минимум до 2024 года, а потом, вероятно, ещё немножко... А там и преемничек появится. В общем, не думаю, что у нас что-то изменится.

(старшее поколение)

Виктор, 62 года, пенсионер, работал на саратовском заводе «Корпус»:

Поколение реалистовМЫ БЫЛИ РЕАЛИСТАМИ

Мы представляли себе такую фантастику: что-то вроде роботов-уборщиков в квартирах. В то время мы уже слышали про это, но всё равно это казалось чем-то далёким-далёким. Я знал, что когда-нибудь это будет, но не думал, что уже при моём поколении. А получилось, что это практически здесь.

Мы, конечно, читали все эти фантастические предсказания и размышляли о них, но не ждали, что всё это упадёт с неба. Мы были реалистами. Наверное, уровень жизни, который тогда всё-таки был не очень, и сама жизнь не позволяли нам стать «маниловыми». Нет, уровень жизни был стабильным и хорошим, но всё равно в 70-е годы был дефицит, в основном – товаров лёгкой промышленности.

Дмитрий, 65 лет, работает в медиасфере:

ОЖИДАНИЙ ОТ МЕЖПЛАНЕТНЫХ ПУТЕШЕСТВИЙ У МЕНЯ НЕ БЫЛО

В научной фантастике того времени меня привлекала видеосвязь. Когда человек подходил к экрану, нажимал на кнопку и видел лицо своего друга или любимой женщины, находившейся на другом конце мира. «Ничего себе! – думал я. – Когда же это настанет и как это будет выглядеть?». А сегодня я прихожу на работу, включаю Skype, вижу, кто добивался меня с утра пораньше, и отключаю его. Технология пришла и стала привычной.

А вот ожиданий от межпланетных путешествий у меня не было. Когда Гагарин полетел в космос, я был первоклассником и, конечно, как и все, кричал «ура!». Но потом случился второй полёт, третий, пятый, десятый... И чувство новизны исчезло. К тому же понимание того, зачем всё это нужно, весьма приблизительное.

Вообще, в юности я так далеко не заглядывал. В-первых, я не настолько технически подготовленный человек. Во-вторых, возьмём три последних прорыва человечества: мобильную связь, компьютер и интернет. Они ведь пришли как-то незаметно. Когда-то я даже не задумывался, что такие технологии могут быть. Но сейчас представить себе работу без компьютера уже невозможно. Точно так же и мобильный телефон. Эти изобретения незаметно вошли в нашу жизнь, а теперь выясняется, что они необходимы.

Материалы разворота подготовили Гульмира Амангалиева, Дмитрий Вырский, Роман Дрякин, Андрей Сергеев