От Иволгино до Ласточкино

Оценить
От Иволгино до Ласточкино
Фото Матвей Фляжников
Корреспонденты «Газеты недели» побывали там, где закончилась объявленная президентом битва с трущобами

Программа переселения из аварийного жилья завершится в Саратовской области к 1 января. Это уже третья предполагаемая дата окончания проекта: первоначально планировалось выполнить работы к 1 сентября, с наступлением осени областное министерство строительства объявило о переносе сроков на 1 ноября. По словам заместителя министра строительства и ЖКХ РФ Андрея Чибиса, у региона есть «объективные причины»: «Был огромнейший дефицит бюджета, просто не на что было строить. Но теперь регион вышел из критичного пике по расселению». Как отметил чиновник в комментарии российским информагентствам, у ведомства «не возникает никаких сомнений, что до конца года в Саратовской области все вопросы будут решены». В подтверждение своих слов замминистра рассказал, что «буквально недавно в Саратове введен огромный микрорайон, куда огромное количество людей переселили».

Очевидно, представитель федерального ведомства имеет в виду жилой комплекс Ласточкино, выстроенный в Ленинском районе. Корреспонденты «Газеты недели» отправились туда, где была поставлена точка в великой битве за исполнение «майского указа» о доступном и комфортном жилье.

Не каждая птица долетит

В Ласточкино переселяют в основном жителей Заводского района. Дорога к новому «гнезду» станет для них отдельным приключением. Хотя справедливым будет отметить, что добраться сюда всё-таки не так сложно, как в Иволгино, расположенное в дачной местности за Юбилейным поселком.

«Гугл» подсказывает главный ориентир – супермаркет «Лента» в Солнечном. Доехать сюда можно почти на любой маршрутке. Район весь состоит из новостроек. Угадать, какие из них предназначены для «аварийников», невозможно. Дорожных указателей не видно. «Где Ласточкино?! Понятия не имею», – спортивный мужчина, пробирающийся вдоль забора одной из стройплощадок, отвечает грубовато. Дама на трамвайной остановке фыркает и пожимает плечами. Даже молодые мамы с детьми только отмахиваются. Начинает казаться, что в Солнечном, где уже не первый раз дают квартиры переселенцам и сиротам, не особенно рады новым соседям.

Ветер с мокрым снегом разгоняет прохожих. Навигатор на телефоне уверенно указывает на обледенелую колею, ведущую в промзону. Новенькие многоэтажки остаются позади. Слева тянется серый одичавший сад. Справа – забор с железными воротами. Колея упирается в огромный сугроб. За ним – обрыв и шикарный вид на поля Юго-Востока, где так и не был построен саратовский Диснейленд (честно говоря, он бы испортил пейзаж). Из ворот вылетает стая упитанных дворняг с хвостами бубликом. Навигатор настаивает, что к Ласточкино нужно идти направо – пробраться через гаражи, перелезть через теплотрассу. Вот и он, упомянутый замминистра Чибисом «огромный микрорайон» – четыре десятиэтажки, выстроившиеся вокруг пустого двора размером с небольшой стадион. По сообщению пресс-службы губернатора, здесь переселенцы получат более 650 квартир. В следующем году планируется построить детский сад на 160 мест, а в пристройке к одному из домов – разместить поликлинику (напомним, что год назад при сдаче Иволгино жителям обещали то же самое).

В августе по саратовским телеканалам показывали сюжет о посещении Ласточкино Валерием Радаевым. Врио губернатора, стоя посреди стройки в белой рубашке, укорял подрядчика – гендиректора АО «Саратовоблжилстрой» Леонида Писного за отставание от графика. «К 1 сентября мы завершаем программу переселения. Единственный дом в Саратове будет сдан после этой даты. Последняя площадка – самая сложная», – сокрушался глава региона. Подрядчик клялся, что через две недели всё будет готово. Подъемные краны за спиной губернатора укладывали блоки седьмого этажа будущей десятиэтажки.

Как объясняла замглавы городской администрации по архитектуре и градостроительству Татьяна Карпеева, причиной задержки стали непредвиденные обстоятельства: «Пришлось менять фундамент одного из домов в связи с тем, что там обнаружили стекло, которое складировал один из заводов». Не повлияла ли находка на безопасность конструкции и не закопано ли здесь еще что-нибудь неожиданное, чиновница не упомянула.

На улице Романтиков

Федор и Светлана должны переехать как раз в этот дом со «стеклянным кладом». Супруги спешат к синему вагончику за углом. На зарешеченном окошке приклеено написанное от руки объявление «Прием переселенцев». Здесь жильцам выдают ключи. Квартиру будущие новоселы еще не видели. Но оценили дорогу. «Вчера по компьютеру маршрут прокладывали. На экране-то красиво получилось, а вышли из автобуса – и куда? Забрели на чужую стройку», – Светлана раздраженно машет рукой. Федор настроен более оптимистично: «Дом еще не заселен, но отапливается. Строители говорят, что там переодеваются. Сегодня мы только посмотреть приехали. Нам сказали, письмо пришлют, когда можно будет заезжать».

Во время стройки Ласточкино называли жилкомплексом на улице Безымянной. Сегодня адрес двух домов звучит куда более впечатляюще – улица Романтиков (два других дома приписаны к давно существующей в Солнечном улице Блинова). Большинство квартир кажутся нежилыми. Только в некоторых окнах видны занавески – таких наберется пять-семь на всю многоэтажку.

На крыльце дома № 46а стоит мужчина со стремянкой. Здесь дали квартиру его дочери, он помогает делать ремонт. «Комната светлая, есть ванна, есть вода! Недоделки тоже есть, конечно, везде нужно руки приложить, но после общаги, где в коридоре десять семей...» – собеседник только руками разводит. Спрашиваю, долго ли ждали переселения. «Вообще не ждали, даже разговоров не было. И вдруг с администрации звонят: приходите, подписывайте договор! Не зря говорят, что Дед Мороз есть», – сияет мужчина.

«Это у вас на десятом этаже хорошо, тепло! А у нас на втором – дубильник. Да еще свет отключают часто, электроплита не работает, газ не проведен, даже чаем не согреешься», – вступает в разговор вышедшая из подъезда соседка Роза Алексеевна. Квартиру здесь получила её пожилая подруга, 79-летняя Нина Николаевна. Роза Алексеевна приезжает к ней, чтобы принести продукты и лекарства – до магазина и аптеки пенсионерка сама не дойдет.

Квартира у Нины Николаевны крошечная – 27,8 квадратных метра. В прихожей даже вешалку некуда прибить – не помещается. Под все двери подложены тряпки, чтобы защититься от сквозняка. Новоселка закутана в пуховый платок, обута в чуни. «В нашей коммуналке на Крекинге в сто раз лучше было! За отопление, наверное, будут деньги требовать, как будто оно есть, а я уже всё на лекарства потратила!» – кашляя, говорит она и предлагает посмотреть на батареи. Обогревательные приборы в квартирах Ласточкино действительно удивительные – похожие на ёршик для чистки бутылок, причем ржавого цвета. «Из горячего крана идет холодная вода. Приходится спускать по десять ведер, на счетчик мотает, а у меня пенсия 7 тысяч, как я буду платить? В управляющую компанию звонила, никакого толка».

В молодости Нина Николаевна работала дворником, за это ей дали жилье сначала в бараке без удобств, потом в коммуналке. В одиннадцатиметровой комнате в квартире с тремя соседями она прожила несколько десятилетий. Пару лет назад, по словам пенсионерки, её пригласили в строительную компанию и показали проект будущего дома. Для переселения нужно было оформить много документов. Ходить по инстанциям она не могла, заплатила 15 тысяч рублей соседке. Нина Николаевна рассчитывала, что старикам дадут перезимовать на привычном месте, а новоселье будет весной. «Но пришла полиция, сказали: вам отрежут свет, газ, воду, срочно выселяйтесь». Переезд с одного конца города на другой обошелся еще в 3 тысячи рублей. «Вот тебе и бесплатное переселение», – смеется собеседница.

В Ласточкино она приехала 15 ноября. Первым делом ей вручили квитанцию с требованием оплатить наём жилья с 20 сентября, когда был заключен договор.

По словам Нины Николаевны, сейчас из семи квартир на лестничной площадке обитаемы только три. «Я всю жизнь прожила с соседями, сейчас мне дико», – признается новоселка.

Снег усиливается. У соседнего дома № 8 появляется дворник – спортивного сложения, трезвого вида и титульной национальности. «А где мне еще работать? – удивляется Юрий. – По образованию я токарь-фрезеровщик, закончил машиностроительный техникум. Но на завод устроиться не могу. Я живу в Латухино. Автобусы оттуда ходят пять раз в день. Первый приезжает на 3-ю Дачную в 8.00, проходная на заводе уже закрыта. Последний уходит в 18.00. Такси стоит 200 рублей». Территорию микрорайона Юрий убирает вдвоем с напарником. Жильцов пока немного, проблем с мусором нет. С разных сторон установлены три бака для отходов. Но вот как их вывозить – отдельная тема. Недавно жители соседнего микрорайона загородили въезд в свой двор воротами, чтобы там не ездил посторонний транспорт. Теперь мусоровоз не может проехать в Ласточкино со стороны улица Блинова. Второй подъездной путь – улица Черниговская – это крутая гора, по которой зимой поднимется не каждая машина.

«Корабль в пустыне»

Лилия Михайловна, одна из участниц программы переселения: «Мы вчетвером были прописаны в 16-метровой комнате коммуналки в Заводском районе. Снести её обещали еще в 2006 году. Ну вот, наконец, дождались. Пригласили в районную администрацию оформлять договор соцнайма. Документы принимала одна-единственная сотрудница. Очередь скопилась огромная, нужно было личное присутствие всех членов семьи, в том числе детей с 14 лет. Мы простояли почти четыре часа и сдали документы последними. Всем, кто стоял после нас, велели приходить в следующий раз.

На четверых дали клетушку 28 квадратных метров. Недоделок полно, например, между дверными косяками и стенами щели чуть не в палец толщиной. Но все-таки повезло, нас переселили не в Иволгино или Ласточкино, а на другую улицу в Заводском районе. Въехали мы, наверное, первыми. Свет дали на второй день. Газа нет уже две недели. Готовим на плитке, счета за электричество потом придут – у-уу! Из-за этого люди заселяются неохотно. С остановки идешь и видишь пустой черный дом, а он огромный – десять этажей, шесть подъездов по 70 квартир, считай, в каждом подъезде по пятиэтажке. Жуть. Мы его называем «корабль в пустыне». Еще бабушка-соседка одновременно с нами заселилась. Ей дали квартиру на 10-м этаже, а лифт-то не работает. Мы её после и не видели, наверное, как залезла к себе, так и сидит.

Теперь нужно ехать в управляющую компанию прописываться. Дом наш в Заводском, а УК – на Большой Горной, это мы сантехника или электрика по три года оттуда будем дожидаться? Предупредили, что народу очень много, очереди большие, на работе нужно взять отгул и заранее напечатать бланки прописки. Это стоит 460 рублей на человека. Отдам с пенсии последние 2 тысячи. Потом нужно будет оформить акт расторжения договора соцнайма по старому месту жительства, акт сдачи ключей и обойти все организации, чтобы расторгнуть договоры на воду, газ, свет в коммуналке. У меня из-за этих бумажек сын не может на работу устроиться, только и бегает по инстанциям».

От Иволгино до Ласточкино