Он умел изучать и формулировать
Судьба искусствоведа Дмитрия Васильевича Прокопьева – одна из тех, по которым история страны прошлась буднично и безжалостно. Более четверти времени его жизни связано с Саратовом.
Будущий искусствовед Дмитрий Прокопьев родился в Василёвой слободе Нижегородской губернии. Его отец Василий Иванович Прокопьев, имея природный ум и трудолюбие, самостоятельно обучился грамоте и поступил на работу помощником кочегара. Потом показал большие успехи в слесарном деле и постепенно дослужился до первого помощника механика землечерпальной машины, плававшей по Волге и чистившей дно реки. Одновременно он занимался ремонтом точных судовых измерительных приборов, в качестве приработка семье по просьбе знакомых ремонтировал граммофоны.
В 1911 году Прокопьевы (в семье было четверо сыновей, воспитанием которых занималась матушка Евлампия Сергеевна) переехали в Саратов. В Саратове у них родились ещё двое детей. Но через несколько лет отец заболел. И в 1921 году семья с младшими детьми вынуждена была возвратиться в Нижегородскую губернию. Дмитрий Прокопьев остался в Саратове.
В 1918 году он окончил Александро-Мариинское реальное училище (к этому времени оно уже именовалось 3-й саратовской школой второй ступени), с 1919 года стал студентом историко-филологического факультета Саратовского университета, в 1920-м пришёл работать в Радищевский музей экскурсоводом и помощником хранителя, а с июля 1921 года сам стал хранителем.
Дмитрию повезло с учителями. Первый призыв преподавателей историко-филологического факультета был ярким и талантливым. В Радищевском музее в это время работал весьма образованный и парадоксальный Алексей Скалдин, который также способствовал профессиональному становлению Прокопьева.
Дмитрий был одним из создателей первой послереволюционной экспозиции музея, которая заняла всё здание после того, как оттуда выехало Боголюбовское рисовальное училище. Тиражом 400 экземпляров на литографском станке он издал её краткий обзор с подзаголовком «Провинциальные хранилища искусства и старины», в котором продемонстрировал и знание истории искусств, и определённую самостоятельность суждений, и умение найти точные и запоминающиеся определения. В 1923 году Прокопьев изготовил на том же литографском станке два каталога персональных выставок художников Валентина Юстицкого и Евгения Егорова, опять же дав в небольших вступительных статьях очень емкие суждения об их творчестве.
Летом 1924 года Дмитрий уезжает поближе к семье в Нижний Новгород, где в октябре поступает на работу в историко-бытовой музей на должность младшего хранителя. Предметом его научных интересов становятся народное искусство, многочисленные традиционные промыслы и ремесла Нижегородского края. В декабре 1929 года он был уволен из Нижегородского музея в ходе скандальной кампании по борьбе с так называемыми «чуждыми элементами».
В начале 30-х Дмитрий Васильевич перебирается в Подмосковье и устраивается научным сотрудником в Музей игрушки города 3агорска. Здесь он создает большую коллекцию нижегородской игрушки для Сергиево-Посадского музея, пишет статьи в журналах и газетах, работает над альбомом «Народная игрушка СССР». С 1938 года Прокопьев переходит на преподавательскую работу в Московский швейный техникум, где читает курс «история костюма». В 1939 году в Горьком выходит главный труд его жизни – книга, известная сегодня всем специалистам, – «Художественные промыслы Горьковской области».
Осенью 1941-го Дмитрий Васильевич был призван в Красную армию. Погиб он в бою под Ленинградом 3 мая 1942 года, не дожив нескольких месяцев до сорокалетия.