Ну, за чистоту!

Оценить
Кремль и ЦИК проводят встречи. Говорят о повышении явки на выборах и легитимности

Главное событие следующего года ещё не объявили. Но ажиотаж вокруг него небывалый: кандидаты множатся на глазах, а главный из них держит интригу. Даже такая, казалось бы, скучная тема, как подготовка к выборам, вызывает интерес.

Чтобы комар носа не подточил

В стране задумались о механизмах повышения реальной, а не бумажной явки. В последние годы её старательно снижали. Теперь партии всех мастей, Центризбирком и руководство страны заговорили о важности работы с электоратом.

Итоги президентских выборов не должны быть запятнаны скандалами и нарушениями. Такую установку региональным властям и прочим представителям властной вертикали дал сам глава государства. Об этом сообщает РБК со ссылкой на высокопоставленные источники. В Кремле предупредили: все незаконные технологии будут пресекаться, с теми, кто ослушается, расставаться будут без сожаления.

Об обеспечении чистоты и прозрачности избирательного процесса губернаторам говорят на встречах с первым заместителем главы администрации президента Сергеем Кириенко. Об этом пишут «Известия», также ссылаясь на информированные источники. От регионов ждут явки не ниже прошлой – шестилетней давности, на губернаторов возлагают личный контроль над электоральным процессом. Сообщается о советах по использованию законных процедур, исключению чрезмерной активности в попытке «услужить».

Ничего особенного в подобных совещаниях нет, объясняет политолог, главный редактор газеты «Глас Народа» Дмитрий Олейник. Они проводятся перед каждыми выборами. Тематика, по словам собеседника, может немного различаться на уровне формулировки приоритетов, но эти различия очень невелики, так что в данном случае это рядовые мероприятия, проходящие перед каждым голосованием.

«Главы регионов отвечают за материально-техническую подготовку к выборам. Как правило, создается рабочая группа, которая во взаимодействии с муниципалитетами занимается обеспечением участковых избирательных комиссий помещениями для голосования, связью, транспортом и так далее. Это одна сторона вопроса, на неё сторонние наблюдатели обращают мало внимания, как будто всё готовится само по себе и не требует дополнительных усилий. На самом деле, если на участки будет трудно попасть, возникнут перебои с электропитанием или иные проблемы, то к руководству региона могут возникнуть серьезные вопросы», – отмечает Олейник.

Он обращает внимание на другую сторону вопроса – «так называемый «административный ресурс» или «излишнюю активность отдельных чиновников, желающих обеспечить лучший, с их точки зрения, результат».

Помнится, этой осенью Кириенко тоже встречался с депутатами и общественниками накануне региональных выборов. Тоже говорил о легитимности. О том, что итоги депутатской кампании могут повлиять на президентскую. И что получилось? Громкие скандалы, уголовные дела, отставки. По словам Олейника, полностью исключить админресурс трудно: «Есть неформальная соревновательность, желание, чтобы результат был «не хуже, чем у соседей». Поэтому иногда объяснять, что доверие важнее, чем процент, приходится много раз».

Тяжкая работа с электоратом

После низкой явки на сентябрьских выборах президент заговорил о необходимости «работать с избирателем». «Снижение явки – это серьезное дело», – сказал он на заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека. Но поспешил успокоить, что подобная ситуация наблюдается не только в России, а «везде, где нет какого-то всплеска, связанного с какой-то внутриполитической ситуацией». Путин отметил: у нас и у них примерно одинаковая явка на выборах. И добавил, что спокойно относиться к этому нельзя, с избирателями «нужно работать».

В «Единой России» активно включились в эту работу. Исполняющий обязанности секретаря генсовета «ЕР» Андрей Турчак заявил, что в выборах президента партия примет «самое активное участие». В частности, поможет повысить явку. Сейчас руководство единороссов колесит по стране и встречается с регионалами.

Активизировать население планируется через мощную сеть «первичек». Ставки сделаны на проект «1+10», его использовали десять лет назад. Суть проекта такова – каждый единоросс обязан привести на участки десять избирателей. Чтобы желания сачкануть не было, партийцы должны отчитаться о своих успехах.

Ну, за чистоту!

«Партия может сыграть роль мощного канала обратной связи для кандидата, которого будет поддерживать на выборах», – говорит доцент кафедры политических наук Поволжского института управления Иван Бирюлин. Он также отмечает, что «Единая Россия» может помочь нынешнему президенту, если тот решит идти на выборы, с регистрацией, собрав для него необходимые 100 тысяч голосов.

О расширении электората задумались коммунисты. Осуществить это «красные» рассчитывают за счёт молодёжи, предполагая сделать ставку на присутствие в сети. Коммунисты возлагают надежды на видеопроект «Красный блогер» и вирусный контент, содержащий предвыборные тезисы, изложенные понятным молодёжи языком. Для привлечения внимания оффлайн рассматриваются варианты проведения флешмобов и молодёжных субботников.

Молодёжь уже сама по себе стала активной, «без всяких партий, организаций, объединений и прочих», – отмечает Бирюлин. И добавляет, что партии упускают самое главное – момент общения с молодежью в её среде обитания. «Эффект успешности таких людей, как Навальный, как раз в том, что они «играют» с молодёжью на их поле по их правилам. Что касается КПРФ, то молодёжное крыло коммунистов на текущий момент находится не в самой сильной форме, однако у партии есть опыт по работе с молодёжными массами», – говорит собеседник. Он считает, что лидер «красных» молодое поколение заинтересовать вряд ли сможет, а вот «реальные проекты, дела, финансирование, возможность увидеть перспективу», – вполне. «Молодёжь сегодня этого ждёт с большим желанием», – уверен Бирюлин.

ЦИК в белом

Центризбирком поставил перед собой амбициозную цель: к марту 2018 года каждый гражданин страны, где бы он ни находился, должен знать о выборах президента России.

Председатель Центризбиркома Элла Памфилова отметила, что работа предстоит огромная. И заинтриговала: «ничего подобного ранее в России не делалось».

На финансирование информационной кампании ЦИК планирует потратить 770 млн рублей.

Сумма на первый взгляд большая, но и страна у нас большая, отмечает Олейник. И предлагает посчитать: разделить её на число избирателей. «Получится меньше восьми рублей на одного», – говорит собеседник. И делает выводы, что «сумма представляется не очень большой». Он объясняет: «У избирателей появились новые возможности для голосования не по месту прописки, и они имеют право знать об этих правах. Каждый должен получить приглашение с указанием адреса участка и времени голосования. И это только малая часть информационных мероприятий».

Для обеспечения прозрачности участки для голосования (правда, не все) и территориальные избирательные комиссии обещают оснастить камерами. Планируется установка большого количества автоматизированных систем по подсчёту голосов. Будет новинка – на итоговых протоколах участковых комиссий проставят QR-коды.

Намечено масштабное внедрение Центризбиркома в виртуальное пространство. Чтобы привлечь на участки молодёжь, планируется сыграть на патриотизме и честолюбии.

О том, что грядут выборы президента, будут активно сообщать социальные сети и поисковые системы, интернет-порталы и видеохостинги. Для того чтобы всё это лучше дошло до адресата, задуман конкурс. Авторы всех аудио– и видеороликов получат по 100 баллов к карме, а победители – ценные призы и возможность размещения своих сюжетов на телевидении и радио.

Граждане активно интересуются деятельностью ЦИК и его тратами на информационную кампанию. Так, сначала народ ахнул от выборного логотипа за 37 млн рублей. Именно так преподали эту новость многие СМИ. В сети поднялся ажиотаж. Пользователи принялись высмеивать примитивность картинки и незатейливость исполнения. Нашли ошибки и, конечно, предложили свои бесплатные варианты.

Потом выяснилось: логотип стоил дешевле, сколько точно – неизвестно, а вот контракт с компанией, которая занималась разработкой визуальной концепции, в неё также входили видеоролики и слоган, был заключён на озвученную выше сумму.

Ну, за чистоту!

Разработчики логотипа назвали его «по-государственному основательным», а тем, кто смеялся над незатейливостью картинки, сообщили: изначально было нарисовано более 100 версий, их опробовали на 25 фокус-группах в дюжине российских городов. Избиратели, отмечают разработчики, оригинальные не оценили. В итоге был составлен топ-10. Окончательный вариант выбирали члены Центризбиркома.

Занятный комментарий по поводу цветовой гаммы информационных материалов дала глава ЦИК. Белый цвет, который в них преобладает, символизирует чистоту будущей избирательной кампании, отметила Памфилова. Помнится, несколько лет назад случились в нашей стране «белоленточники». Люди, обеспокоенные масштабными фальсификациями на выборах, тоже выбрали белый как символ честности. Тогда власти и представители правопорядка этот шаг не оценили. А теперь сами представители ЦИК заговорили о том же.

Что же касается слогана, то у этой президентской кампании он такой: «Голосовать легко».


[кстати сказать]

Жириновский без Путина гораздо популярнее

Пока известные и не очень граждане заявляют о президентских амбициях, социологи проводят опросы. И результаты их любопытны. Исследовательский холдинг «Ромир» по заказу Фонда «Петербургская политика» в ноябре выявлял размер непутинского электората и его настроения.

Набралось 25 процентов. Первое место взял лидер ЛДПР Владимир Жириновский, за него проголосовали бы 8 процентов опрошенных. Руководитель КПРФ Геннадий Зюганов отстал от него на 1 процент. Руководителя «фонда борьбы с коррупцией» Алексея Навального выбрали 3 процента, лидера «Справедливой России» Сергея Миронова, основателя «Яблока» Григория Явлинского и журналистку Ксению Собчак – 2 процента. У последней, кстати, самый высокий антирейтинг – 64 процента. Один процент набрал «другой кандидат».

В опросе участвовали 2400 респондентов в возрасте от 18 до 60 лет и старше, проживающие в городах и сёлах во всех субъектах РФ.

В конце ноября провел опрос «Левада-центр». Вопросы о том, за кого респонденты проголосовали бы на ближайших выборах, были открытыми, то есть никаких фамилий и кандидатов людям не называли. 53 процента назвали действующего президента Владимира Путина. Зюганов набрал 4 процента, Жириновский – 3. Неопределившихся оказалось 15 процентов, тех, кто на выборы не пошёл бы – 11 процентов (треть из них объяснила свой выбор тем, что их участие всё равно ничего не изменит).

Было опрошено 1600 граждан от 18 лет и старше из 48 регионов страны.