Нездоровая ситуация
Делёж ООО «Торэкс» учредителями, грозящий банкротством и остановкой одного из самых именитых саратовских производителей стальных дверей, обсуждался на прошлой неделе в областной думе. Собственно, за помощью к депутатам обратился основатель предприятия Игорь Седов. Его выслушали и обещали разобраться и помочь.
Угроза нависла – серьёзный звонок
Совещание о судьбе «Торэкса» проходило под эгидой сразу двух думских комитетов – по бюджету и налогам и по госстроительству и местному самоуправлению. Публика собралась самая представительная: депутаты Госдумы и регионального парламента, представители бизнес-сообщества, правоохранительные органы, общественные организации. Будущее дверного завода, как оказалось, волнует очень многих.
Депутат облдумы Алексей Антонов, он же президент региональной ТПП, сообщил, что «Торэкс» – предприятие федерального масштаба. Международное даже. Потому что 4,5 тысячи его точек продаж расположены не только на территории России, но и за рубежом. «Предприятие автоматизированное, передовое. Занимает более 20 процентов рынка стальных дверей в России. Но сейчас над ним нависла угроза. Нездоровая ситуация, сложившаяся на предприятии, – тревожный признак. Для нас как для региона это серьезный звонок», – заявил Антонов.
О конфликте, разгоревшемся между соучредителями ООО «Торэкс», мы подробно рассказывали в предыдущих номерах газеты. Напомним, что в нём прослеживается две основные линии. Первая основана на размерах долей, принадлежащих учредителям фирмы, вторая – на стоимости предприятия.
Что касается размера долей, то суть спора в том, что один из учредителей претендует на большую долю, чем предполагалось изначально. Салават Мухитдинов (ныне покойный), выходя в 2015 году из состава учредителей, попросил выплатить ему не 9 процентов, а 31 процент – или 660 миллионов рублей. Игорь Седов – основатель компании, и другие партнёры с претензией Мухитдинова не согласились. Дело ушло в арбитражный суд. Кроме того, было возбуждено уголовное дело, призванное доказать, что Мухитдинов выдвигает свои требования к «Торэксу» на основе подложных документов. Дело было закрыто в связи «с отсутствием события преступления».
В арбитраже наметилась вторая линия конфликта. Для определения суммы за требуемую Мухитдиновыми долю была проведена оценочная экспертиза, в результате которой стоимость ООО «Торэкс» увеличилась в полтора раза. Это повлекло увеличение исковых требований со стороны Мухитдиновых до 1 миллиарда 180 миллионов рублей.
Игорь Седов на совещании в областной думе заявил, что не доверяет ни судам, ни следственным органам. «Они нацелены на то, чтобы любыми путями оправдать Мухитдинова, ложно объяснить, почему действительны несуществующие протоколы, на основании которых без собраний составили другие протоколы», – сообщил Седов.
И к следствию есть вопросы
Арбитражный суд Саратовской области в августе текущего года, напомним, принял решение, что «Торэкс» обязан выплатить долю Мухитдинова в том размере, в котором он её запросил. По словам Седова, изъятие этой суммы из оборота остановит и разорит предприятие.
«У «Торэкса» оборот составляет 4 млрд рублей, прибыль – 550 миллионов. Работают 1,2 тысячи человек, средняя зарплата – 42,5 тысячи рублей. Охват – 80 регионов России плюс Прибалтика, Монголия, Испания, Казахстан, Узбекистан. 12,5 тысячи человек работают у дилеров... Мы построили предприятие за счет собственных средств. Коллектив волнуется, спрашивает, доработаем ли мы до Нового года», – рассказывает он.
Участники совещания с сочувствием отнеслись к проблемам ООО «Торэкс». Однако воздержались от осуждения действий следственных и судебных органов.
Глава совета старейшин, член общественного совета при региональном минпроме Михаил Кузьмин выразил обеспокоенность ситуацией в целом. «Боюсь, предприятия просто не будет, если его вынудят платить миллиард», – отметил он и призвал объективно рассмотреть ситуацию.
Уполномоченный по правам предпринимателей Михаил Петриченко сообщил, что результаты оценки ООО «Торэкс», которую проводили для суда, выглядят неправдоподобными: «Балансовая стоимость предприятия на сегодняшний момент составляет 800 миллионов рублей. Если 30 процентов фирмы оценили в миллиард, то всё предприятие стоит 3,5 млрд, – отметил Петриченко. – Я так думаю, что если нынешний завод продать и отдать миллиард, то на остатки можно построить гораздо более современное и более оснащенное предприятие. Так что тут определенно есть вопросы».
Самым смелым из выступающих оказался глава общественной палаты Александр Ландо. Он заявил, что накопил много вопросов к следствию. «Вспомним дело Миненкова, которое возбудили на ровном месте и год им занимаются. Тут есть экспертизы о поддельных подписях и удивительной оценке. Считаю, есть основания возбудить уголовное дело. Это предприятие мы не должны угробить», – заявил Ландо. И порекомендовал депутатам заступиться за «Торэкс» и самим отправить обращение в Генпрокуратуру и в МВД.
Панков в помощь
Эта встреча в областной думе закончилась обещаниями разобраться в ситуации и оказать посильную поддержку. Например, юридическую или процедурой медиации: Игоря Седова буквально уговаривали еще раз попробовать договориться с другой стороной конфликта.
Однако уже вчера, 4 декабря, стало известно, что проблемами «Торэкса» заинтересовались и в высших эшелонах власти. Как сообщают саратовские информагентства, депутат Госдумы Николай Панков по поручению спикера ГД Вячеслава Володина вчера выехал в Саратов. Специально для того, чтобы встретиться с коллективом ООО «Торэкс» и обсудить возникшую ситуацию. Также агентства сообщают, что Панков сравнивает происходящее на заводе с «рэкетом 90-х», говорит о необходимости «защищать «Торэкс» и упрекает депутатов Саратовской областной думы в чрезмерной пассивности в этом вопросе.